Основным вопросом, связанным со вступлением в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике (комментарий читайте в № 7 журнала "БУХ.1С"), является вопрос об организации наличных расчетов с юридическими лицами. В связи с поступающими от партнеров и пользователей экономических программ вопросами фирма "1С" считает необходимым изложить свою позицию по этому поводу.
Вступление 28 июня (о дате вступления читайте ниже) в силу этого закона, предусматривающего обязательность использования контрольно-кассовой техники в расчетах между юридическими лицами, обуславливает, по нашему мнению, необходимость обособленного учета наличных денежных расчетов с физическими и юридическими лицами. Под обособленным учетом понимается раздельный учет на этапе выдачи чеков, предусматривающий использование технических возможностей кассовых аппаратов (например, оформление чеков для физических и юридических лиц с указанием различных секций) или использование отдельных кассовых аппаратов.
Такой обособленный учет не регламентируется указанным законом прямо, однако является важным по следующим причинам:
- Сопровождение продажи оформлением счета-фактуры необходимо только в расчетах с юридическими лицами; по расчетам с физическими лицами запись в книге продаж выполняется на основании контрольно-кассовой ленты без оформления счета-фактуры;
- Расчеты наличными средствами между юридическими лицами не облагаются налогом с продаж.
В типовых конфигурациях расчеты с покупателями должны вестись в существующем до вступления этого закона в силу порядке.
По каждому платежу наличными денежными средствами, поступившими от юридического лица, выписывается отдельный приходный кассовый ордер (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40). Одновременно, в соответствии с законом 54-ФЗ, выдается кассовый чек. Суммы этих чеков не должны быть отражены в учете, чтобы не дублировать приходные кассовые ордера. По каждому авансовому платежу оформляется счет-фактура. Для целей бухгалтерского и налогового учета приходные кассовые ордера являются важными источниками аналитической информации. При организации учета необходимо помнить, что расчеты с юридическими лицами в отличие от розничной торговли могут быть не связаны с конкретной покупкой, а являться лишь очередным этапом расчетов по договору.
По суммам, поступившим от физических лиц, оформляется один приходный ордер за день (смену) по факту передачи выручки в кассу (Типовые правила эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104; п.13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40). Чек выдается каждому покупателю, но дополнительная аналитическая информация, как правило, не учитывается. На общую сумму поступлений в кассу по таким платежам формируется одна запись книги продаж и кассовой книги.
Таким образом, обособление учета помогает, с одной стороны, выполнять требования закона 54-ФЗ по применению ККМ, а с другой - сохранить существующий привычный порядок отражения кассовых операций в бухгалтерском и налоговом учете. Именно обособление учета на этапе выдачи чека (отдельные секции, отдельные кассовые аппараты и т.п.) четко покажет различие отраженных сумм по рознице и по Z-отчету за день (смену).
Такой подход не требует изменений в типовых конфигурациях. Вместе с тем, в конфигурациях, предусматривающих подключение торгового оборудования, в дальнейшем возможно развитие сервисных функций для упрощения отражения оплат наличными денежными средствами, поступивших от юридических лиц.
|