У организаций, которые в период 1999-2000 годов были оштрафованы за несвоевременную уплату подекадных платежей по НДС, появился шанс вернуть уплаченные ими суммы штрафов и пеней. Правовое обоснование для такого возврата Конституционный Суд РФ высказал в своем недавно опубликованном определении от 14.12.2000 № 258-О.

Как известно, пунктом 4 статьи 8 действовавшего до 1 января 2001 года Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" Минфину России было предоставлено право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога, нежели установленный этим же законом ежемесячный срок. Финансовые ведомства не преминули воспользоваться таким правом и в инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39, согласованной с Минфином, для организаций со среднемесячными платежами более 10 млн. рублей (10 тыс. – с учетом деноминации) установили подекадные платежи. Такие предприятия должны были 15, 25 числа текущего месяца и 5 числа следующего месяца уплачивать по одной трети суммы налога, причитающейся к уплате по последнему месячному расчету. Перерасчет исходя из фактических оборотов производился 20 числа следующего месяца.

В вынесенном Конституционным Судом определении говорится о том, что положения закона, делегировавшие право установления существенного элемента налога исполнительным органам власти, противоречат статье 57 Конституции.

То, что налоговый период является существенным элементом налога, прямо следует из положений статьи 17 НК РФ и статьи 11 действовавшего ранее закона об основах налоговой системы. А в пункте 1 статьи 4 Налогового кодекса указывается, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Таким образом, подчеркивает КС РФ, указанные выше положения инструкции не подлежали применению с момента вступления в силу Налогового кодекса РФ – с 1 января 1999 года.

КС РФ не вынес по данному вопросу постановления – формы, в которую обычно облекаются решения этого судебного органа, – потому что суд уже неоднократно признавал неконституционными другие аналогичные нормы законодательства. Это случалось, и когда правительство вводило плату за выдачу лицензий, имеющую налоговый характер, и когда закон делегировал правительству право устанавливать порядок взимания сбора за пограничное оформление, и в ряде других случаев.

Итак, подведем итоги.

Во-первых, если в ходе проверок, которые будут проводиться в будущем, налоговики выявят в организациях со среднемесячными платежами свыше 10 тыс. рублей нарушение сроков уплаты подекадных платежей по НДС в период 1999-2000 годов, то оштрафовать их они не смогут.

Во-вторых, в ряде случаев с учетом фактических обстоятельств дела те организации, которые уже были оштрафованы за аналогичные нарушения, смогут оспорить это в суде. Ведь Конституционный Суд РФ в отличие от других случаев здесь четко указал, с какого момента утратило силу положение инструкции № 39 о подекадных платежах – с 1 января 1999 года. А значит и штрафы за нарушение этого положения (за несвоевременную уплату налога), не должны были взиматься начиная с этой даты.

 

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии