Работодателям установят новые правила по выполнению квот по трудоустройству инвалидов

Минтруд планирует в 2020-2025 годах провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. Этот эксперимент предполагает внедрение в пилотных регионах нового механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Для целей проведения эксперимента Минтруд подготовил пакет законопроектов с поправками в закон о социальной защите инвалидов, закон о занятости населения и КоАП.

Напомним, по действующим нормам закона о социальной защите инвалидов (от 24.11.1995 № 181-ФЗ), для работодателей с численностью штата свыше 100 человек региональные власти могут устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Для работодателей с численностью штата от 35 до 100 работников такая квота не может быть выше 3%. Выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП.

В министерстве сетуют на то, что действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Как показывает опыт работы субъектов РФ, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

Для устранения перечисленных недостатков Минтруд решил провести эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. В качестве «пилотных» регионов выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для России показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

В этих регионах предлагается ввести дополнительный способ выполнения квоты по трудоустройству инвалидов в виде внесения работодателями компенсационной выплаты в специальный фонд. Соответственно, в этих регионах предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты будет ежегодно устанавливаться законом субъекта РФ в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне РФ. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта РФ выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Средства фондов при этом могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Квота для трудоустройства инвалидов будет считаться выполненной, если работодатель принял на работу инвалидов и/или внес компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

При этом для работодателей, которые не выполнили указанные требования, предлагается повысить административные штрафы. Для должностных лиц планируется установить штрафы в размере от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц – от 150 000 до 300 000 рублей.

Как отмечается в сообщении Минтруда от 13.05.2019, проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

БУХПРОСВЕТ

Квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются на уровне субъектов РФ (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»). Если в субъекте РФ не принято соответствующего закона (постановления), квоты на трудоустройство инвалидов в данном регионе не применяются.

При этом работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

  • информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Неисполнение данной обязанности повлечет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для юридических лиц может достигать 50 000 рублей.

Комментарии
  1. Irina

    Поконкретнее бы расписали, что значит создание или выделение рабочего места. У меня была организация, в которой была установлена квота - 1 рабочее место. Мы голову сломали, решая вопрос, можно ли в счет этой квоты принять на работу надомника - инвалида с местом прописки в другом регионе. Мало того, что размер квоты устанавливает региональная власть. Так еще и выполнением квоты называют разные действия: в законе это создание и оснащение рабочих мест, а в региональном законе заключение трудового договора. ГИТ сказала, что нельзя закрыть квоту надомником. А я не понимаю, в чем разница. И да, лучше откупиться платежом в фонд. Другое дело, что инвалид так и останется без работы.