Удаленные работники не освобождены от обязательной вакцинации

Работодатель должен отстранять от работы отказавшихся от COVID-вакцинации сотрудников, в том числе работающих удаленно и не имеющих противопоказаний от прививок. К такому выводу пришел Роструд в письме от 13.07.2021 № 1811-ТЗ.

В ведомстве уточнили, что вакцинацию от коронавируса внесли в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям. «Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных категорий граждан (сотрудников некоторых отраслей)», - пояснил Роструд.

Согласно разъяснениям Роструда, дата отстранения сотрудников от работы зависит от сроков проведения вакцинации в регионе. В частности, если в Москве установлено требование вакцинировать сотрудников до 15 августа, то отстранение от работы в связи с отказом работника от вакцинации должно быть оформлено с 15 августа, если работник в эту дату не предоставил сертификат о вакцинации или документы, подтверждающие медицинские противопоказания к вакцинации.

У сотрудников, которые выступают против вакцинации, работодатель должен запросить письменный отказ. После его получения работодатель может оформить приказ об отстранении сотрудника от работы без сохранения зарплаты. В данном случае дистанционный режим работы не является альтернативой отстранению, поскольку дистанционные работники также должны проходить вакцинацию, приводит разъяснения Роструда газета «Известия».

Комментарии
  1. Надменный главбух

    > в том числе работающих удаленно

    Какая дурь...

  2. Главбухыч

    И на что конкретно ссылается роструд?

    В статье на ИТС (Опубликованы разъяснения по обязательной вакцинации в Москве.

    Дата публикации 29.06.2021) всё гораздо логичней написано:



    "Статья 5 Закона № 157-ФЗ дает гражданам право отказаться от проведения профилактической прививки. При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона отказ от прививки влечет отказ в приеме на работу или отстранение от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

    Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1995 № 825.

    Указанный перечень лишь частично пересекается с тем перечнем, который утвержден Постановлением главсанврача.

    Никаких других норм, позволяющих отстранить сотрудников (в том числе иных отраслей) от работы, в законодательстве РФ нет.

    Следовательно, работодатели большинства отраслей, поименованных в Постановлении главсанврача, не могут отстранить сотрудников от работы на основании статьи 76 ТК РФ.

    Незаконное отстранение сотрудников от работы грозит работодателю выплатой неполученной зарплаты или оплатой вынужденного прогула."

    • Лита Максимова
      Официальный аккаунт

      Главбухыч, "В статье на ИТС (Опубликованы разъяснения по обязательной вакцинации в Москве.

      Дата публикации 29.06.2021" и т.д.

      Это давняя позиция. Она была отражена в одном из писем Минтруда и опубликована на БУХ.1С еще в марте: https://buh.ru/news/uchet_nalogi/127534/. В частности Минтруд заявил:

      "Вместе с тем при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи в регионах вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.Если такое постановление в регионе принято, граждане также могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия." Эти полномочия санврачей подтверждаются п.1 ст. 51 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 10 закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», а также приказом Минздрава №125 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Вакцинация от коронавируса внесена в календарь профилактических прививок.

      • Постоянное обновление

        Лита Максимова, 1. Та статья на ИТС написана на Разъяснения оперштаба Москвы и Роспотребнадзора от 24 июня 2021 г., на которые там есть ссылка. А не "давняя позиция Минтруда".



        2. ФЗ № 51 не содержит оснований для отстранения работников, отказывающихся от профилактических прививок.



        3. По п.10 закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В п.3 читаем: "3. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, СРОКИ проведения профилактических прививок и КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения."



        Органом, указанным в этом пункте, является Минздрав.

        • Лита Максимова
          Официальный аккаунт

          Постоянное обновление, 1. Те Разъяснения оперштаба Москвы и Роспотребнадзора являются лишь повторением одной и той же позиции, последовательно занимаемой властью в отношении вакцинации. Лучше всего об этой позиции написал Минтруд. Сейчас вот Роструд подтвердил эту точку зрения. Поэтому я и кинула эту ссылку. Если вам принципиальны именно разъяснения оперштаба, то вот и они, 24 июня. https://buh.ru/news/uchet_nalogi/131485/

          На БУХ.1С новости появляются раньше, свежими. Этот ресурс - СМИ, а не информационно-технологическое сопровождение, со всеми вытекающими. Это другой формат, что имеет и плюсы, и минусы.



          2. Вам было важно знать, на что ссылается Роструд. Я пояснила, что на п.1 ст. 51 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 10 закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», а также приказ Минздрава №125 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».



          3. Редакция БУХ.1С - не судебная инстанция, она не оценивает обоснованность позиций различных ведомств. Задача журналистов - лишь донести эту позицию до аудитории. И прежде чем выступать с оценочными суждениями вам лично следует подумать, имеете ли вы на это моральное право, будете ли вы нести риски судебного разбирательства наравне с теми, кто решит пойти в суд, или выступите в роли провокатора, толкнувшего людей на дополнительные расходы и со стороны наблюдающего за ходом процесса.

          Бывали случаи, когда суд признавал законными указы мэра Москвы, подкрепляя позицию ссылками на нормы, которых на момент подписания указов еще не существовало.

          В заключение процитирую недавний коммент одного читателя БУХ.1С:

          Как сказал заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России: "Любое решение можно обжаловать в суде. Просто в данном случае, честно говоря, положительные судебные перспективы не очень просматриваются".

          • Постоянное обновление

            Лита Максимова, Мне принципиально понять, на каком основании работодатель обязан отстранять работников из сфер, перечисленных в постановлении сан.врача. Пока вразумительных оснований я не нашла. Всё так или иначе сводится к закрытому перечню из постановления правительства от 15 июля 1999 г. N 825. Ни в одном официальном комментарии про отстранение не видела, что отстранять требуют именно работников из категорий, указанных в постановлениях сан.врачей, а не из постановления 825. Отсюда и непонимание.



            СМИ пишут свои статьи с громкими заголовками ради просмотров, зачастую не разбираясь в нюансах (или намеренно размывают понятия, как знать).



            По тем ссылкам на статьи и законы повторюсь, никак не выходит обязанности отстранять всех.



            Никаких оценочных суждений не даю и никого ни к чему не призываю, а лишь пытаюсь разобраться в происходящем, а не действовать бездумно.

            • Лита Максимова
              Официальный аккаунт

              Постоянное обновление, Вы ссылаетесь на разъяснения оперштаба. Смотрим источник. Вот они - https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/news/default/card/5743.html



              Дословно из разъяснений:

              1. Обязан ли работодатель организовать вакцинацию от COVID-19 работников, сотрудников, входящих в перечень сфер, утвержденных Постановлением?

              Да. В силу требований федерального законодательства руководители организаций, индивидуальные предприниматели (далее – работодатели) в период эпиднеблагополучия обязаны обеспечить проведение вакцинации работников, сотрудников от COVID-19 в сроки, установленные Главным государственным санитарным врачом по г. Москве.

              В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), ст. 10 Федерального Закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Закон № 157-ФЗ), п. 18.3 СП 3.1/3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32115) Главным государственным санитарным врачом по г. Москве принято постановление от 15.06.2021 № 1, предусматривающее проведение обязательной вакцинации отдельных групп населения по эпидемическим показаниям.



              Открываем постановление 1, и видим список, представленный здесь: https://buh.ru/news/uchet_nalogi/131116/

              • Постоянное обновление

                Лита Максимова, Шило-мочало, начинай сначала.

                "обеспечить проведение вакцинации и "организовать проведение профилактических прививок" - это одно и то же, никакой разницы? Обеспечить проведение обязано правительство регионов, а не работодатели. Работодатели должны только организовать. Даже здесь "разъяснения" вносят лишь путаницу.



                По указанным законам и приказам: да, постановление принято в соответствии со всем этим, реализуются полномочия на объявление вакцинации (на основании этих постановлений правительство закупает и поставляет вакцины в лечебные учреждения). Но не на отстранение от работы. Человек имеет право отказаться от прививки.

                Также в разъяснениях сказано: "не применяются иные федеральные законы, акты Правительства Российской Федерации". На каком основании? Далее в скобках ссылка на ФЗ-157 и тот самый перечень Правительства от 15.07.1999 № 825! Открываем этот ФЗ-157 и читаем п.1 ст.2: "Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".



                Так где про отстранение то работников именно из списков сан.врачей?

                • Лита Максимова
                  Официальный аккаунт

                  Постоянное обновление, Повторюсь. "Любое решение можно обжаловать в суде. Просто в данном случае, честно говоря, положительные судебные перспективы не очень просматриваются". Вы можете придерживаться иной позиции. На сколько она этична, судить не мне, а тем, кто пойдет в суд.

                • Тот самый главбух1

                  Постоянное обновление, посмотрите на какие законы ссылается суд № 17АП-4570/2021-АК. Можно посмотреть в картотеке арбитражных дел.