Существенное увеличение тарифов взносов во внебюджетные фонды с 1 января 2011 года - одна из горячо обсуждаемых тем 2009-2010 годов. Насколько увеличится фактический размер расходов организации в связи с увеличением тарифов страховых взносов зависит от структуры затрат в организации. В настоящей статье И.А. Баймакова, специалист по вопросам налогообложения, рассматривает недавние поправки в законодательстве по данной теме (в том числе изменения, вступающие в действие "задним числом").

Содержание

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации в связи с увеличением тарифов взносов находятся организации трудоемких отраслей, в том числе ИТ-компании, в которых доля расходов на заработную плату и отчисления на социальные нужды нередко превышает 80 % в общей сумме понесенных расходов.

С целью создания благоприятных условий для организаций, осуществляющих деятельности в области информационных технологий, были приняты поправки в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, предоставляющие существенные послабления в части уплаты страховых взносов для организаций ИТ-отрасли на период до 2019 года.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ, предусмотрено применение пониженных ставок взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (см. таблицу 1).

Таблица 1

Наименование

2010

2011

2012-2017

2018

2019

ПФР

14 %

8 %

8 %

13 %

20 %

ФСС РФ

0 %

2 %

2 %

2,9 %

2,9 %

ФФОМС

0 %

2 %

4 %

5,1 %

5,1 %

ТФОМС

0 %

2 %

0 %

0 %

0 %

Итого

14 %

14 %

14 %

21 %

28 %

До 2017 года включительно рассматриваемая категория организаций будет уплачивать взносы в размере 14 %, а в 2018-2019 годах предусмотрено поэтапное увеличение тарифов. Однако применение пониженных тарифов возможно только при соблюдении ряда обязательных условий.

Пониженные тарифы для ИТ-компаний

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации в связи с увеличением тарифов взносов находятся организации трудоемких отраслей, в том числе ИТ-компании, в которых доля расходов на заработную плату и отчисления на социальные нужды нередко превышает 80 % в общей сумме понесенных расходов.

С целью создания благоприятных условий для организаций, осуществляющих деятельности в области информационных технологий, были приняты поправки в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, предоставляющие существенные послабления в части уплаты страховых взносов для организаций ИТ-отрасли на период до 2019 года.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ, предусмотрено применение пониженных ставок взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (см. таблицу 1).

Таблица 1

Наименование

2010

2011

2012-2017

2018

2019

ПФР

14 %

8 %

8 %

13 %

20 %

ФСС РФ

0 %

2 %

2 %

2,9 %

2,9 %

ФФОМС

0 %

2 %

4 %

5,1 %

5,1 %

ТФОМС

0 %

2 %

0 %

0 %

0 %

Итого

14 %

14 %

14 %

21 %

28 %

До 2017 года включительно рассматриваемая категория организаций будет уплачивать взносы в размере 14 %, а в 2018-2019 годах предусмотрено поэтапное увеличение тарифов. Однако применение пониженных тарифов возможно только при соблюдении ряда обязательных условий.

Условия применения пониженных тарифов

1. Применять пониженные тарифы могут только организации. Действие внесенных изменений не распространяется на порядок уплаты взносов индивидуальными предпринимателями.

2. Применять специальные ставки вправе организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Подтверждением того, что организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, является документ о государственной аккредитации. На сегодняшний день порядок аккредитации утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758. Описание процедуры аккредитации, шаблоны и образцы необходимых документов опубликованы на сайте госуслуг:
http://www.gosuslugi.ru/ru/ (закладка "Юридическим лицам", раздел "Информационные технологии и связь"; Лицензирование, аккредитация, предоставление информации).

В качестве дополнительного подтверждения могут рассматриваться закрепление соответствующих видов деятельности в учредительных документах организации и присвоение кодов статистики.

3. Доля доходов от ИТ-деятельности составляет не менее 90 %. Доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программ для ЭВМ, баз данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным ставкам, составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период.

В части применения данного критерия следует обратить внимание на порядок определения размера дохода. Внесенными изменениями предусмотрено, что сумма доходов определяется по правилам налогового учета, установленным статьей 248 НК РФ. Напомним, что в соответствии с требованиями данной статьи различают два вида дохода - доход от реализации и внереализационный доход. Причем пунктом 1 статьи 248 НК РФ определено, что из общей суммы доходов исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Т. е. при определении доходов в отношении ИТ-компаний не подлежит учету сумма НДС.

Вместе с тем не стоит забывать, что по правилам налогового учета ряд доходов, поименованных в статье 251 НК РФ, не учитывается при формировании налоговой базы. К таким доходам могут быть отнесены полученные заемные средства, целевые средства на выполнение НИОКР, безвозмездно полученные средства от учредителя, имеющего долю участия более 50 %, и т. п. В данном случае исключений для упомянутых видов доходов не сделано.

Рассмотрим на примере, какие виды доходов можно включить в данный расчет.

Пример

Доходы ИТ-компании имеют следующую структуру:
- от передачи исключительных и неисключительных прав на использование программных продуктов;
- от выполнения работ по модификации программного обеспечения;
- от оказания услуг по сопровождению программ;
- от оказания консультационных услуг;
- заемные средства.

Из перечисленных выше в установленном лимите 90 % могут быть учтены только первые три позиции. Соответственно, получение иных видов дохода (например, внереализационного дохода), в том числе не учитываемых при формировании налоговой базы по прибыли, может привести к невозможности применения специальных тарифов.

4. Средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату пониженных страховых взносов, составляет не менее 50 человек. Порядок определения численности установлен приказом Росстата от 12.11.2008 № 278.

Все указанные ограничения, в том числе в части размера дохода и численности, должны соблюдаться по итогам (расчетного) периода, в котором применяются пониженные ставки страховых взносов.

Контроль за правильностью применения пониженных тарифов

Особо стоит остановиться на мерах по контролю за правильностью применения пониженных взносов. Статья 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ дополнена пунктом 5, предусматривающим проведение совместных мероприятий органов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и налоговых органов по контролю за соблюдением требований в части размера полученного дохода. В частности, предусмотрено, что налоговые органы обязаны по запросу предоставить органу контроля за уплатой страховых взносов информацию, необходимую для проверки, либо налоговые органы могут принять участие в проверках, проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов (выездных проверках).

Учитывая, что в настоящее время не предусмотрено предоставление сведений о структуре доходов, получаемых организациями, нетрудно предположить, что в каждом случае применения пониженных ставок, специалисты, проверяющие правильность исчисления и уплаты страховых взносов, будут привлекать для проведения "дополнительной проверки" сотрудников налоговых органов. Соответственно, проверкой будут охвачены не только документы, связанные с оплатой труда и начислением страховых взносов, но и документы, подтверждающие полученный доход. Таким образом, во избежание споров с контролирующими органами рекомендуем вести раздельный учет доходов.

Распределение пенсионных начислений

С учетом внесенных изменений предусмотрено следующее распределение сумм уплачиваемых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии (см. таблицу 2).

Таблица 2

Период

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 года рождения и старше

для лиц 1967 года рождения и моложе

для лиц 1967 года рождения и моложе

2011 - 2017 годы

8 %

8 %

2 %

6 %

2018 год

13 %

13 %

7 %

6 %

2019 год

20 %

20 %

14 %

6 %

Порядок уплаты страховых взносов в 2010 году

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 16.10.2010 № 272-ФЗ предусмотрено, что внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2011 года. Но действие положений пункта 4 части 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Таким образом, уже в 2010 году ИТ-компании, удовлетворяющие рассмотренным выше требованиям могут уплачивать взносы в размере 14 %, причем вся сумма полностью подлежит зачислению в ПФР. Напомним, что по ставке 14 % уплачивали страховые взносы организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН и ЕНВД), а внесенными изменениями право на применение пониженных тарифов предусмотрено вне зависимости от применяемого налогового режима.

Перерасчет налоговых обязательств за 2010 год могут произвести только аккредитованные в установленном порядке организации. Пониженными тарифами можно воспользоваться с момента получения аккредитации.

Иные изменения, внесенные Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ

Специальные тарифы для ИТ-компаний - это основное, но не единственное изменение, внесенное Федеральным законом от 16.10.2010 № 272:

  • в отношении предельной величины базы для начисления страховых взносов введено новое правило округления. Предусмотрено, что размер предельной базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается;
  • изменены тарифы в части взносов в фонды обязательного медицинского страхования. Предусмотрено, что в 2011 году применяются следующие тарифы - 3,1 % (было 2,1 %) - в ФФОМС, 2 % (было 3 %) - в ТФОМС. С 2012 года 5,1 % подлежат зачислению в ФФОМС;
  • внесены изменения в тарифы страховых взносов на 2012-2014 годы для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе применяющих единый сельхозналог, и для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами.
Комментарии