Пенсионный фонд начал готовится к проверкам страхователей, которые он будет проводить по страховым взносам, начисленным с 01.01.2010. С этой целью Правление ПФ РФ выпустило два документа, в которых содержатся разъяснения территориальным отделениям по вопросам проведения проверок - Распоряжение от 11.05.2010 № 127р и Распоряжение от 05.05.2010 № 120р. Комментирует указанные документы Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, налоговый консультант.

Содержание

Распоряжением ПФ РФ от 11.05.2010 № 127р (далее - Распоряжение № 127р) утверждены временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Распоряжением ПФ РФ от 05.05.2010 № 120р утверждены Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (далее по тексту - Рекомендации). Данный документ принят для того, чтобы территориальные органы ПФР единообразно применяли нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ), регулирующие привлечение плательщиков страховых взносов к ответственности. В значительной степени текст Рекомендаций повторяет нормы Закона, но есть и дополнения.

Указано, что обязанность доказать виновность плательщика возлагается на ПФР. Факты, свидетельствующие о нарушениях плательщиками законодательства, могут быть выявлены при проведении камеральной или выездной проверки или иных документов. Документы, составленные при привлечении к ответственности плательщиков, регистрируются в журналах в электронном или в бумажном виде.

Определены действия территориальных органов ПФР при выявлении различных нарушений. Рассмотрим основные нарушения страхователей, за которые предполагается на него налагать взыскания.

Штрафы за нарушение законодательства о страховых взносах

Распоряжением ПФ РФ от 11.05.2010 № 127р (далее - Распоряжение № 127р) утверждены временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Распоряжением ПФ РФ от 05.05.2010 № 120р утверждены Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (далее по тексту - Рекомендации). Данный документ принят для того, чтобы территориальные органы ПФР единообразно применяли нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ), регулирующие привлечение плательщиков страховых взносов к ответственности. В значительной степени текст Рекомендаций повторяет нормы Закона, но есть и дополнения.

Указано, что обязанность доказать виновность плательщика возлагается на ПФР. Факты, свидетельствующие о нарушениях плательщиками законодательства, могут быть выявлены при проведении камеральной или выездной проверки или иных документов. Документы, составленные при привлечении к ответственности плательщиков, регистрируются в журналах в электронном или в бумажном виде.

Определены действия территориальных органов ПФР при выявлении различных нарушений. Рассмотрим основные нарушения страхователей, за которые предполагается на него налагать взыскания.

Непредставление расчетов по формам РСВ-1 или РСВ-2

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели должны представлять в установленный срок расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Напомним, что формы отчетности о начисленных страховых взносах РСВ-1 ПФР нужно сдавать ежеквартально до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, а форму или РСВ-2 ПФР  ежегодно - до 1 марта. Форму РСВ-1 ПФР представляют плательщики выплат физическим лицам, а РСВ-2 ПФР - предприниматели, которые исчисляют взносы за себя, исходя из стоимости страхового года.

Нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет ответственность страхователей по статье 46 Закона № 212-ФЗ. Размер штрафа определяется исходя из суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе несвоевременно представленного расчета.

При просрочке представления расчета до 180 календарных дней налагается штраф в размере 5 % от суммы взносов, подлежащей уплате, за каждый месяц, но не более 30 % и не менее 100 руб.

Если более 180 календарных дней - 30 % от суммы взносов и 10 % от нее за каждый месяц, но не менее 1 000 руб. Обратите внимание, максимальный размер штрафа не оговорен. При сумме взносов 0 размер штрафа составит 100 руб. В пункте 2.1 Рекомендаций разъяснен порядок применения статьи 46 Закона № 212-ФЗ.

Нарушение срока представления расчета территориальный орган ПФР устанавливает в ходе камеральной проверки, которую должностное лицо ПФР проводит в 3-месячный срок со дня его представления.

Если отчетность вообще не была подана, то привлечь к ответственности за такое нарушение можно лишь по итогам выездной проверки. Правление ПФР особо отмечает, что непредставление расчета за каждый отчетный период является отдельным правонарушением. Например, если выездной проверкой будет охвачен период за два предыдущих года, и за каждый отчетный период этих лет расчеты не сдавались, то общая сумма штрафа за непредставление расчетов по результатам выездной проверки сложится из соответствующих сумм штрафа за каждый отчетный период.

Наличие переплаты по взносам не освобождает от ответственности за нарушение срока представления расчета по взносам, а также не уменьшает размер штрафа. Штраф перечисляется в бюджет ПФР по нормативу 100 %.

Неуплата или неполная уплата взносов

В соответствии со статьей 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Обязательный ежемесячный платеж уплачивается не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если срок уплаты приходится на день, признаваемый выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Если страховые взносы в установленный срок не были уплачены или уплачены не полностью, тогда контролирующие органы вправе начислить пени по правилам статьи 25 Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, контролирующие органы вправе оштрафовать плательщика страховых взносов, если он недоплатил взносы в результате занижения базы для их начисления или неправильно рассчитал сумму взносов по другой причине. Ответственность за эти действия предусмотрена статьей 47 Закона № 212-ФЗ. Размер штрафа составляет 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Если же контролирующие органы установят, что плательщик не уплатил страховые взносы умышленно, то штраф будет взыскан в размере 40 % от неуплаченной суммы.

В Рекомендациях ответственности за неуплату страховых взносов посвящен пункт. 2.2. В нем, в частности, отмечено, что данное правонарушение выявляется в ходе камеральной или выездной проверок. Плательщик не может быть наказан по статье 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату правильно исчисленных страховых взносов. А это значит что, если исчислено все верно, но уплачена не вся сумма взносов (не уплачена совсем), то наказанием плательщику будут только пени. Штрафовать в таком случае его не будут.

Также разъяснено, что штрафа не будет, если у плательщика в предыдущем периоде образовалась переплата. Переплата должна быть фактической, то есть не быть зачтенной в счет иных задолженностей (к примеру, в счет пеней). При этом переплата и неперечисленная сумма взносов должны относиться к одному виду страхования и одному внебюджетному фонду.

Если переплата возникла в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, но плательщик страховых взносов освобождается от ответственности только в случае соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 17 Закона № 212-ФЗ, то есть при представлении уточненного расчета:
а) до момента, когда об ошибке или о назначении выездной проверки за данный период ему сообщили контролирующие органы, при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму взносов и соответствующие ей пени;
б) после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены ошибки в начислении или уплате суммы страховых взносов.

Отказ или непредставление в установленный срок документов

В ходе проведения контрольных действий территориальный ПФР может запросить у плательщика необходимые для осуществления контроля документы (их копии), подтверждающие полноту и правильность исчисления и уплаты страховых взносов (о застрахованных лицах, их льготах и пр.). Право контролирующих органов запросить такие документы в ходе камеральной или выездной проверки установлено подпунктом 1 части 1 статьи 29, статьи 37 Закона № 212-ФЗ.

Срок представления документов - 10 дней со дня вручения требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 1 и 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена статьей 48 Закона № 212-ФЗ. Согласно данной норме отказ или непредставление в установленный срок запрошенных документов наказывается штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Пункт 2.3 Рекомендаций посвящен ответственности за отказ либо непредставление в срок требуемых документов. В частности, указано, что должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее камеральную или выездную проверку, должно потребовать документы, оформив требование о представлении документов по форме, которая утверждена Приложением 21 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов". При этом в данном требовании должны содержаться достаточно определенные сведения о документах, например перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества. Таким образом, по прошествии 10 дней санкция за отказ или непредставление документов будет исчисляться исходя из количества несвоевременно представленных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ взысканная сумма штрафа подлежит перечислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов в следующем порядке: в бюджет ПФР - 83 %; в бюджет ФОМС - 7 %; в бюджет ТФОМС - 10 %.

Комментарии