«Какое необычное мороженое вы пробовали? – спрашивает Ирина подписчиков своего телеграм-канала «Две Поднебесные». – Я в прошлую пятницу – со вкусом грибов». Недавно наша героиня занялась изучением китайского языка, а еще она заядлый книгочей и театрал. Думаете, мы ошиблись с выбором персонажа для рубрики? Как бы не так. Ирина Серикова не только потомственный бухгалтер во втором поколении, но и профессиональный автоматизатор бизнес-процессов. И грибное мороженое этому нисколько не мешает.
– Ирина, судя по вашему резюме, до главного бухгалтера вы доросли не так давно, несмотря на внушительный стаж. Как так получилось?
Ну так главбух главбуху рознь. У меня так получилось, что почти сразу после диплома я пришла в компанию, имя которой знакомо многим бухгалтерам, в «Первый Бит». И задержалась там надолго, уходила уже с позиции заместителя главного бухгалтера. Сами понимаете, в крупной организации карьерные движения по-другому происходят. Но стать главным я хотела всегда, мамин пример был перед глазами, она у меня главбух уже много лет.
– Вуз какой заканчивали, кстати?
Российский государственный университет туризма и сервиса. Точнее, Институт финансов, учета и налогообложения, который входит в его состав. Еще на пятом курсе я устроилась в фирму, которая торговала продуктами оптом. Вот там и набиралась первоначального опыта. Ну а потом «Первый Бит», история на целых десять лет. Пришла бухгалтером по расчетам с поставщиками. С самых низов начинала. Спустя год попросила дать мне участок заработной платы. В это же время я себя проявила, что обучаемая, – дали должность старшего бухгалтера. Я спросила главного бухгалтера, можно ли я буду делать НДС и налог на прибыль, а потом стала ее заместителем, переехала к ней в кабинет. Вместе готовили и сдавали всю отчетность и декларации по компаниям, входящим в холдинг.
– Вам повезло с начальством?
Очень повезло. Это была опытная женщина среднего возраста, самый лучший за всю мою жизнь ментор и учитель. Но и я, конечно, не была только потребителем информации. Я, когда получаю вопросы, сама ищу на них ответы. Она как раз это и ценила, что я не начинаю сразу расспрашивать по мелочам, а сама ищу варианты. Когда мой главбух решила уйти, я подумала, что мне тоже пора поискать что-то новое. Так сказать, двигаться дальше. Проработала еще месяцев пять, как приличный человек и бухгалтер, закрыла отчетность и тоже ушла.
– Быстро нашли новую работу?
Месяца полтора искала. Зумов тогда не было, все собеседования очные, а это требует времени. Устроилась в компанию, которая предоставляла услуги связи в московских бизнес-центрах. Интернет, IP-телефония, вот это все со специфическими отчетами в федеральное агентство связи. Руководительница была молодая, очень профессиональная, это сразу видно было. И там была возможность изучить ПБУ 18/02, головную боль всех бухгалтеров. Меня это прельстило. Знание ПБУ 18/02 у них вообще-то в требованиях стояло. Я не знала, но они все равно впечатлились моими ответами на собеседовании и пригласили к себе. Поняли, что я быстро учусь.
Проработав годик, тоже стала заместителем главного, но с функциями главбуха, что интересно. В крупных компаниях вообще часто бывает, что главбуха по сути и нет. Есть заместитель, а главбух совмещается по сути с генеральным, один и тот же человек ставит две подписи на документах.
– Четыре с половиной года проработали. А потом снова стало неинтересно?
Я там просто в декрет сходила. История известная. После выхода из декрета сменила отрасль, перешла в кадровое агентство. Поняла, что это не «моя» компания, поэтому довольно быстро я оказалась там, где работаю и сейчас, – в консалтинговой компании Nordcore (ранее известной как Swift Techniсal). Подбираем высококвалифицированный персонал для российских и международных компаний. Газовая, нефтяная отрасль и так далее. Юрлицо новое, хотя с фактической 25-летней историей.
Здесь, кстати, я наконец-то доросла до главного уже не только по сути, но и формально. Условия хорошие, соцпакет, плюшки разные. Молодой дружный коллектив, отличное руководство. Доверие со стороны руководства и возможность участия в новых проектах.
– Юрлицо новое, а история богатая. Как так получилось?
Изначально это была группа компаний с иностранным капиталом, с отделениями по России. В 2022 году иностранная группа резко отказывается от сотрудничества, так что российские менеджеры начали практически с нуля. На этом этапе меня и пригласили. Был филиал, и было российское ООО. От филиала больше не работаем, пришлось переводить бизнес на российское юрлицо, которое теперь само выстраивает свою историю с клиентами.
– Расскажите, с чем пришлось столкнуться, этап-то весьма проблемный.
Я пришла как раз в самую жару, нужно было наладить российский учет, потому что филиал всегда работал по правилам иностранных организаций. Я раньше не работала с такими, у них же все по-другому, сдаешь только декларации и отчеты о деятельности иностранных компаний в РФ. Вести бухучет не обязательно (но желательно, и он велся), и бухотчетность за год не надо сдавать. Все для меня было ново, даже платежные поручения по-другому формируются.
На собеседовании сообщили, что, возможно, придется открывать обособленные подразделения. Мой опыт работы в «Первом Бите» тут и пригодился – там была большая филиальная сеть. Но что самое интересное – у меня никогда не было опыта работы по автоматизации бизнес-процессов, а здесь я уже два года веду проект «Автоматизация» параллельно со своим основным функционалом. Научилась хорошо писать технические задания программистам 1С.
– Своим программистам, штатным, или подрядчик сторонний? Что автоматизируете?
Не поверите, подрядчик – «Первый Бит». Я убираю рутину, более 20 доработок уже удалось внедрить. К примеру, оплаты разным поставщикам, например, канцелярских товаров. Раньше как было? Нужны отделу канцтовары, они делают заявку в Excel, пишут, что нужно оплатить, сумма, номер счета. И на основании этой таблицы формировались реестры на оплату, платежные поручения. Но Excel, мягко говоря, ненадежный, тем более что «Майкрософт» его в России официально больше не продает. И мы всю нашу логистику по заявкам на оплату поставщиков переносим в 1С. Дорабатываем бухгалтерию определенными кнопками и полями, чтобы сразу вносить данные из счета от поставщика. И дорабатываем отчет по оплатам, который раньше тоже в Excel составлялся. В нем можно по разным фильтрам отбирать информацию.
В «1С:Зарплате и управлении персоналом» внедрили учет имущества, выданного работнику (ноутбук, сотовый телефон, блок питания и т.п.). Тоже не в Word уже составляем акты приема-передачи и сдачи обратно, а на базе 1С, нажатием одной кнопочки. При этом программа «1С:Зарплата и управление персоналом» изначально не предполагает ведения справочника имущества. Доработка была очень непростой, но превзошла наши ожидания.
Еще попросили подрядчика сделать автоматическую рассылку клиентам с напоминаниями о дебиторской задолженности. За неделю до наступления срока. Помогает, надо сказать.
Из последнего – сотрудники наши постоянно ездят по командировкам. Во втором квартале, например, было более 50 билетов. И бухгалтер на первичке делала 50 авансовых отчетов вручную. У меня возникла идея одной доработки. Билеты «подтягиваются» в электронном виде от агрегаторов, а с помощью нашей доработки выбираешь месяц, квартал или другой отчетный период, и все билеты за этот интервал выпадают в список по ФИО. Нажатие кнопки – и через пять минут все 50 авансовых отчетов уже созданы. И даже разнесены по нужным счетам затрат. А раньше человек на это три часа тратил.
– А что, кстати, думаете о продукции 1С в целом?
Вся моя работа связана с 1С. Начинала с «1С:Бухгалтерии 7.7», потом переходила с «семерки» на «восьмерку». Поначалу было непривычно, но работать в «1C:Бухгалтерии 8» нравится намного больше. Сейчас работаю в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8 КОРП», «1С:Бухгалтерии 8 КОРП». Ранее использовала версии ПРОФ. Версии КОРП, конечно, классные, в них больше функций, модулей, возможностей. Вообще, считаю, «1С» выпускает самые лучшие программы для учета.
– Давайте теперь отойдем от бухгалтерии. Вы ведете телеграм-канал «Две Поднебесные», и ощущение, что там пишет другой человек. Обычно в такой тональности в публичной сфере себя проявляют не бухгалтеры. Вы ощущаете в себе две разные личности?
Нет, личность у меня одна, я всегда была творческим человеком. Люблю придумывать поздравления для дней рождений близких и друзей, креативить с подарками. А с телеграм-каналом идея родилась год назад, потому что как раз у ту пору я начала изучать китайский язык. Захотелось разнообразить свою жизнь вне работы. Когда китайским занимаешься, мозги работают совершенно в другой плоскости. Перезагружаешь голову. Да и в любом случае он пригодится.
– А в Китае были? Общаться получалось, вас понимали?
Я вообще люблю путешествовать, побывала в более, чем двадцати странах. Была и в Китае, естественно. Понимали меня на китайском не всегда. Хотя тут дело еще в том, что у них много разных диалектов. Но китайцы все дружелюбные, у всех в телефоне онлайн-переводчики, худо-бедно все равно понять друг друга можно. Китай - страна с богатой историей, очень много особенностей, которые европейцы не очень понимают, а понять хочется. А теперь это еще и перспективно.
– Кем себя видите дальше в карьере?
Главным бухгалтером или руководителем, но с более широким спектром задач и функционалом. Т.е. можно просто быть главбухом и делать отчетность, анализ операций и данных, а можно еще одновременно расти горизонтально, быть экспертом в какой-то конкретной области, прокачивать себя, например, как налоговый консультант или советник директора, который всегда держит руку на пульсе и отслеживает не только тренды в бухучете, но и в других стратегически важных для компании процессах и своевременно высказывает свое экспертное мнение.
– Может, китайский вам не только как хобби пригодится?
Может быть. Я с ним в целом не связываю свою профессию, но если бы удалось поработать с китайскими партнерами, то, безусловно, было бы интересно. Уверена, что новый опыт может пригодиться в дальнейшем. Жизнь и карьера могут быть непредсказуемы.
Какие же все-таки разносторонние люди работают в бухгалтерии. Молодцы, не зациклены на одних своих балансах и декларацияях. Приятно читать о таких бухгалтерах.
Ирина, настоящий профессионал и яркий пример успешной, активной женщины)