Бухгалтер в ответе: Владимир Григорьев о том, как выжить бизнесу в маленьком закрытом городе
БУХ.1С продолжает рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы знакомимся с нашими читателями. Наш сегодняшний собеседник не столько бухгалтер, сколько вдохновенный амбассадор 1С. Когда-то основатель компании «Бизнес Проект» Владимир Григорьев «привел» 1С в закрытый город Лесной в Свердловской области, и с тех пор он всю жизнь учится сам и учит предпринимателей, насколько легче живется с хорошим профессиональным софтом.

– Владимир, так вы бухгалтер или нет?

У себя в фирме – да. Руководитель и главбух в одном лице. Но мы не бухагентство, мы интегратор. Внедряем продукты для ведения качественного учета и аналитики.

– Лесной – маленький закрытый город. Каково строить бизнес в таком специфическом месте?

Ну, я здесь родился и вырос, так что для меня все органично. Высшее образование тоже получал здесь, в Технологическом институте – филиале МИФИ. По диплому инженер-электроник, «автоматика управления в технических системах». Вуз наш готовит в первую очередь специалистов для завода, а я вот, получается, стал специалистом для самого себя.

Может показаться, что делать бизнес в закрытом городе – это что-то невообразимое или нереальное, но это не так. Здесь тоже люди, законы, процессы. Есть некая специфика: бизнесу извне в город сложно попасть, а вырасти изнутри – можно. Проблема может быть только с развитием: мало конкуренции, маленький рынок труда, небольшие клиенты.

– А как вообще в такой город, как Лесной, приходил рынок? Была какая-то специфика?

1990-е, в силу наших особенностей, мы прошли помягче, чем остальные. А рынок появился без опоздания, как у всех. Стало много частников, челноков и т.д. Кафе, магазины, киоски, ларьки. И всем надо ставить учет. Причем никого убеждать не приходилось, запрос шел с их стороны. Налоговый контроль в нашем городе был очень жесткий, опять же в силу особенностей.

– Расскажите, когда узнали про 1С?

В институте была кафедра информатики с замечательным заведующим. Рассказывал он очень увлекательно, интересно, да и вообще человеком был весьма эксцентричным. Я постоянно крутился у него на кафедре, потом работал лаборантом. Когда я был на третьем курсе, он однажды приходит и говорит: тут одной конторе надо 1С установить, не хочешь разобраться, поучаствовать? 

Конечно, я хотел! Это был 2000-й год, госпредприятия как раз меняли форму собственности. И вот 1С и понадобилась местному хлебозаводу. Они до этого сидели на фокспрошных программах (сделанных на языке FoхPro - прим. редакции), где были просто счета и рисовались условные табличные «самолетики». Никаких правил баланса, его приходилось потом сводить вручную, искать, где были допущены ошибки по проводкам.

Работать было непросто, хоть и смешно вспоминать сейчас. Помню, как разговариваю с одним бухгалтером с этого предприятия, открываю 1С и спрашиваю, что такое субконто? Она не знает, ну и я не знаю. Потом уже разобрался во всех этих объектах аналитики, бухгалтерии. Программа (а это была версия 7.7) для человека несведущего была тяжеловатая. 

– Вы будущий инженер. Вас попросили настроить бухгалтерию. Какие были ощущения?

Если вы хотите узнать, сразу ли я понял, что свяжу свою жизнь с 1С, то нет. Ничего подобного не чувствовал. Понимание пришло года полтора спустя, когда уже разобрался в программе всерьез. В том числе понимание, что могу стать первым в городе специалистом по очень перспективному направлению. 

– Но это еще студенчество. А серьезный бизнес когда начался?

Когда учился на третьем курсе, создали с друзьями ООО на троих, сотрудников потихоньку подбирали. Но это была первая стадия, на второй, в 2007 году мы разошлись, и я зарегистрировал компанию на себя. Компаньоны все равно 1С не сильно увлекались, больше занимались другими направлениями. 

А я всегда к тому, что мне нравится, подхожу серьезно. Поэтому тогда сдал экзамены, получил официальные сертификаты специалиста по всем компонентам (зарплата, бухгалтерия,  оперативный учет). Да и теперь постоянно продолжаю учиться, отслеживаю все тренды и изменения. 

Мне вообще нравится привносить в окружающую жизнь больше логики, чем было изначально. Я в 2007 году сдал экзамены еще и на преподавателя и стал преподавать бухучет в МИФИ, проработав там до 2011 года.

– Владимир, как находили первых клиентов? 

Интернет был еще не развит, систем удаленной поддержки не было. Первые подвижки в этом плане произошли только в 2010 году, когда появился широкополосный доступ к интернету. То есть, получается, по факту мы захватывали рынок от и до. Даже если где-то появлялся конкурент, то это было ненадолго. Объективно им не хватало компетенций, поэтому клиенты быстро переходили к нам. Мы, кстати, занялись 1С одновременно с местной компанией, которая торговала компьютерной техникой. Они до сих пор существуют, но конкурентами мы так и не стали. Пути оказались разные. 

Потом к нам пришла бюджетная сфера. На ту пору 1С уже успела стать стандартом учета. Но бюджетников мы автоматизировали и отпустили, потому что сменили направление в сторону реального бизнеса. В итоге они заключили договоры с партнером из другого региона, который агрессивно захватывал рынок. С развитием дистанционной поддержки это стало возможно.

– Как вам, кстати, с «1С» работается в качестве официального партнера?

Отношения с фирмой «1С» – это про стабильность и нормальное партнерство. У «1С» действительно качественный продукт, понятный и открытый, и сама экосистема постоянно развивается. Плюс большой бонус – можно внедрять свои доработки и гибко подстраивать систему под бизнес-процессы компаний любого размера. За это и люблю.

– Ладно, «1С» – молодцы. А в чем кредо вашей собственной компании?

Чтобы клиент рос и мог следовать новым вызовам. С некоторыми клиентами мы работаем по 10–15 лет. И мы тоже развиваемся – на сегодня немного сменили ракурс. Делаем ставку на автоматизацию управления, а не просто бухучета. Показываем руководителям, какие у них есть возможности и как можно улучшить их процессы. 

Характерный пример. Маленький магазин, выручка – 25 000 рублей в день. К нам обращается хозяин: нужна помощь, есть проблемы. Мы ставим программу, организуем жесткий контроль, устанавливаем правила, учет и все остальное. Некоторые сотрудники не хотят работать по-новому и уходят. Хозяин переживает, но понимает, что нужно идти дальше. И буквально через 3–4 месяца дневная выручка становится 120 000 рублей - в пять раз больше, чем было! И сотрудников хватает, и работа выстроена. Ушедшие, видимо, были просто балластом, который оказался еще и нечист на руку.

Тут еще что важно? Владельцы небольших магазинов часто жалуются, как им тяжело выживать в конкуренции с сетями. Но это не совсем так. Иногда покупателю просто банально лень идти за пакетом молока в крупный супермаркет, когда есть магазинчик на первом этаже. И важно очень качественно выстроить ассортимент именно вот в этом месте, ориентироваться именно на этот дом.

Мы сейчас, кстати, работаем над системой управления ассортиментной матрицей. Закупили специальное оборудование, развернули собственные локальные модели нейросетей LLM. Сейчас «кормим» их данными клиента, который согласовал участие в проекте. О результатах пока говорить рано, процесс идет. Все впереди. 

Владимир Григорьев: «Раньше предприниматель думал: «Бухгалтер там что-то ведет, ну и пусть ведет». Теперь предприниматель стал прозорливей и видит в бухгалтерии хороший ресурс информации для управления».

– Так что, получается, все клиенты у вас местные?

В основном. Целенаправленно расширять аудиторию мы начали относительно недавно. По рекламе, которую запустили на всю страну, нас нашел, к примеру, производитель пельменей из Марий Эл. У них были проблемы с кассовыми узлами, это как раз было время внедрения онлайн-касс, маркировки продукции и других ГИС. Мы посмотрели, что у них сделано, и предложили комплексное решение, которое решает сразу ряд их проблем. Производитель согласился и переехал в наш облачный сервис. После этого уже более плотно занялись вопросами разработки и их внутренней автоматизации. Так скажем, наращиванием остальных процессов.

– А к преподаванию не планируете вернуться?

Хотелось бы, но нет площадки. Полностью дистанционное преподавание лично мне кажется не слишком эффективным. Потому что я в этом случае не понимаю аудиторию. А когда преподавание идет вживую, ты понимаешь, кто из людей реально что хочет. Не идешь по шаблонной схеме. Можно остаться чуть дольше, позаниматься с теми, кому это нужно, разъяснить еще раз, для чего мы эти настройки делаем, какие отчеты в этом случае получаем. 

Наша задача - не просто научить бухгалтера вести бухучет и сдавать отчетность, а создать ему инструмент для работы с руководителем, чтобы тот получал необходимую аналитику. Ведь даже обычная «1С:Бухгалтерия» позволяет это делать в базе. Но многие этой возможностью не пользуются.

Ну, и мне просто интересно наблюдать тот кайф, который человек получает, в первый раз собрав отчет за пять минут. Очный формат более живой и интересный. Дистанционно человек не получит того вдохновения, которое дает преподаватель. 

– Владимир, а как у вас со специалистами? Сложно найти профессионалов в маленьком городе?

Широкий выбор в любом случае отсутствует. Так что мы обычно выступаем в этом случае как кузница кадров. Сотрудники приходят, растут с нами лет 5–7, вырастают и уходят, уезжают. Сейчас у нас работает 16 человек, а за все время через нас прошло почти шестьдесят. 

С некоторыми бывшими сотрудниками и сейчас поддерживаем отношения. Потому что тенденции меняются, скорость изменения правил работы просто зашкаливает, и отслеживать все в одиночку очень сложно. Мы регулярно общаемся, для нас это взаимовыгодно. Для них – это наша экспертиза и профессиональный взгляд по новым процессам, для нас – информация о том, что же происходит на большой земле и движется к нам.


Комментарии