Бухгалтер в ответе: Варвара Шардина о том, как не отказываться от заработка, который сам идет в руки
БУХ.1С продолжает рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы знакомимся с нашими читателями-бухгалтерами. Наш сегодняшний собеседник – Варвара Шардина из Перми. Год назад Варвара круто поменяла способ заработка, начав собственный бизнес и открыв «Бухгалтерское агентство Варвары Шардиной». Перемена произошла быстро и успешно, ведь нет ничего невозможного для тех, кто хоть и боится, но верит в себя.

– Варвара, а что вас побудило стать нашей героиней?

У нас очень много мифов о главбухах. В понимании многих главбух - это тетка с красной помадой, мощная, серьезная, которая идет в отрыв на корпоративах, пляшет на столе, а во время работы вообще ничего не делает, только пьет чай и всех выгоняет из бухгалтерии.

– И вы решили этот миф развенчать. У вас помада у вас розовая, телосложение субтильное, на корпоративы вы не ходите?

Не хожу, потому что работаю сама на себя. Не пью уже восемь лет, на столе не танцую. Ярко-красная помада мне идет, но я ее не использую.

– В общем, не главбух?

Мой путь в бухгалтерию был долгим. Изначально я бухгалтером вообще становиться не планировала. Всю жизнь считала себя гуманитарием и хотела быть историком. Но вступительный экзамен по английскому провалила, и тетка-главбух устроила меня в профессиональный лицей. Потом уже получила высшее экономическое образование – финансы и кредит. Закончила в 2012-м. Профессия начала мне нравиться, наверное, лет через пять после начала работы.

– То есть, 5 лет, получается, мучились?

Скорее, долго сопротивлялась. Мне казалось, что это не мое, это временно. А потом поняла, что люблю свою профессию. Мне интересно решать вот эти задачки, особенно когда что-то не сходится, находить ошибки. Чувства переполняют, когда находишь и понимаешь, что вот тут надо исправить, и все встанет ровно. 

За 10 лет я из гуманитария превратилась в главбуха. На меня порой смотрят бывшие одноклассницы и удивляются: «Ты же стихи читала-писала, литература у тебя была любимейший предмет. Ну, как ты стала бухгалтером?». А я увидела красоту в точности, в понятности, в прозрачности. В бухгалтерии нет места предположениям. Там все четко. И просто, и сложно одновременно, но красота цифр завораживает. Я иногда еще шучу, что я гуманитарий, особенно когда дочь приходит с просьбой помочь с математикой. Но на самом деле бухгалтерия давно изменила меня, превратив в аналитика. А может быть, просто раскрыла мои спящие таланты. 

Варвара Шардина: «Я увидела красоту в точности, в понятности, в прозрачности. В бухгалтерии нет места предположениям. Там все четко».

– Когда впервые познакомились с 1С?

Еще в лицее, с «шестеркой» («1С:Бухгалтерия 6.0» – прим. редакции). А работать «по-взрослому» начала на 1С:ЗУП 7.7 и 1С:Бухгалтерии – сначала 7.7, потом 8.2. Это была небольшая компания, занималась аттестацией рабочих мест по доступу к государственной тайне. И мне было все время интересно, что же это за такая хорошая система, которая настроена на большой спектр работ. 

Предыдущий бухгалтер, когда уходила, показала мне часть функций, кнопочек. Было любопытно: а что, если нажать вот здесь? А если поставить галочку вот здесь? Методом «научного тыка» я себе очень сильно облегчила работу, потому что система действительно отличная. 

– И что, например, вы познали методом «научного тыка»?

Ну, как минимум, начисления по отпускам по уходу за ребенком. Тогда еще работодатели это оплачивали, а не фонд. Внесение, заполнение отчетов. До этого заполнялись отчеты, по-моему, в СБИС, а я это настроила себе непосредственно в 1С. Пособия по 1С:ЗУП 7.7, конечно, были, но они мне казались какими-то «замудренными». Проще было почитать бухгалтерские форумы или попросить знакомого специалиста помочь разобраться.

Когда сама стала главбухом (на дополнительном предприятии тех же собственников), освоила 1С:Бухгалтерию. Порадовалась, что можно выгрузку делать одной кнопочкой, что происходит синхронизация между 1С:ЗУП и 1С:Бухгалтерией. 

Например, вначале было непонятно, как считать аванс. Я привыкла, что в «семерке» («1С:Бухгалтерия 7.7» – прим. редакции) все вместе считается, а там отдельное начисление аванса, отдельное – табеля, отдельное – счетных листков. Но когда разобралась, то поняла, насколько это комфортно. Очень много появилось интересных, нужных функций. Ну и простота интерфейса достойна отдельной похвалы.

– А по поводу 1С:ЗУП что можете сказать?

Я до сих пор познаю глубины этой программы. Когда в прошлом году, после десяти лет работы на одном месте, ушла из найма в свободное плавание, то начала сотрудничать с аутсорсинговым агентством. И у них была на обслуживании сеть компаний в северных районах страны. Вот я и принялась изучать в 1С:ЗУП районные коэффициенты, северные надбавки. Очень нравится, что если все правильно отстроить, то программа все считает сама. Сейчас у меня уже собственный аутсорсинговый бизнес, так что наслаждаюсь этими возможностями в полной мере.

– А что вас побудило уйти из найма? Почему приняли такое решение?

Я поняла, что меня не устраивает привязанность к месту. Если я успеваю сделать работу за 4 часа, то остальные 4 либо приходится создавать видимость занятости, либо делать дополнительную работу, но за те же деньги.

Режим самозанятости стал для меня открытием, раньше мне казалось, что с работой в найме он не совместим. Оказалось, это не так. Ну, вот и начала подрабатывать. Не отказываться же от денег, которые сами идут в руки? Распределение времени сразу резко изменилось. Собственно, это и привело меня к мысли, что я хочу быть полностью самостоятельной. А удаленная работа во время ковида подтвердила, что я могу справляться и без контроля «сверху».

Работодателю о своем уходе я сообщила за полгода, но когда в апреле 2024 года время уходить пришло, мне все равно было очень страшно. Я же привыкла к стабильности - 10-го и 25-го у меня всегда будут деньги, и известно какие.  Это, пожалуй, была самая большая трудность на тот момент, потому что поддержки у меня не было. В семье я главная. Я и двое детей: ни супруга, ни родителей, кто мог бы поддержать и помочь. Я и работодателю-то сообщила настолько заранее именно для того, чтобы уже не передумать. Впрочем, через 2-3 месяца я получила доход, превышающий мою зарплату в найме, и страхи почти ушли.

Кроме страха о будущем, сложно было организовать свое время. Поначалу я растерялась. Бывало, что целыми днями не работала, а потом работала сутками. Короче, не сразу выстроила свой график, но все же научилась планировать. Ежедневник Глеба Архангельского мне, кстати, очень помогает.

В общем, страхи и неуверенность - самая большая моя проблема. Я же точно знаю, что я потрясающий специалист, но мысли от ответственности все-таки гложут. Но теперь у меня девиз: «Боимся, но делаем». Последние полтора года ему следую. 

– А с чего начался уже полноценный бизнес, не самозанятость?

Сидим мы с подругой за кофе, разговариваем о работе. Она предлагает сделать список клиентов. Я прям тут же пишу на листочке и внезапно понимаю, что у меня их много, всех «вывозить» самой уже сложно. Решила – почему бы не обеспечить работой других людей? 

Зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, резко посыпались еще заказы. Сами же клиенты потом посоветовали и помощников, сейчас у меня их двое. Двадцать пять клиентов. Называемся мы просто – «Бухгалтерское агентство Варвары Шардиной». И это осознанный выбор, потому что сейчас у нас очень строго с названиями. А если мое детище называется так же, как у меня написано в паспорте, мне не требуется патентовать название. Дело только за товарным знаком, который сейчас разрабатываем.

Страх совсем прошел? Справились?

Страх и неуверенность я вытравливаю из себя до сих пор. Выделила для себя три основных правила. Первое – это четкое «зачем». Это должно быть не какое-то абстрактное понятие, конкретная измеримая и понятная цель. Например, покупка квартиры, конкретной машины, путешествие в определенное место. Второе – это дисциплина. В первую очередь, дисциплина самого предпринимателя, потому что сотрудники берут пример с него. И третье – это вера в себя. Уверенность в том, что ты делаешь, любовь к своему делу и понимание, что все могут допускать ошибки, это нормально. Допустил ошибку, исправил, идешь дальше.

– Ваши клиенты в основном из Перми? Можете к ним прийти, посмотреть в глаза, что называется, по необходимости?

По-разному. И из Перми, и из других регионов, и из Москвы тоже. Есть вообще маленькие, я их на собственной 1С веду, они отдельных лицензий себе не покупали.

– С облачными версиями 1С имеете дело?

Когда-то в моей картине мира бухгалтерия могла существовать только в офисе, никакой удаленки. Перелом в сознании, как и у многих, произошел вместе с коронавирусом. Когда стала сотрудничать с аутсорсинговой фирмой, узнала про 1С:Фреш. До этого даже не знала про такую возможность. И, собственно, сервис мне очень понравился. Удобно. Если у вас несколько контрагентов, то они все там. Не надо их собирать по разным удаленным доступам, по разным серверам. 

У себя в компании 1С:Фреш пока не использую. Ищу специалиста, который бы мне с технической точки зрения объяснил, как разобраться: подходит ли он, когда есть клиенты со своими серверами в 1С? Или нужен какой-то другой способ? Когда я выстраиваю структуру, то я хочу ее изначально выстраивать правильно.

– Как вы от клиентов удаленно получаете первичку?

Электронная почта, Битрикс24. В некоторых организациях первичку заносят сами, а я осуществляю общее руководство. Сейчас электронный документооборот очень развит. Да, кстати, один из клиентов у меня специфический – это инвестиционная платформа, у которой отчетность не совсем обычная. У них с этого года учет другой, единый план счетов по типу казначейского или банковского. Два раза приходится делать отчетность. Одну – в ЦБ РФ, а вторую – для налоговой. Поэтому для них использую специализированный продукт от партнера 1С - компании «ТАБ». Мне кажется, в нем есть некоторые недоработки, потому что там идет больше уклон все-таки в банковскую сферу, но простой бухучет тоже никто не отменял, однако ему уделяется меньше внимания.

– А в других продуктах 1С что-то хотелось бы поменять?

Да, пожалуй. Некоторые небольшие клиенты не ведутся отдельно в 1С:ЗУП, начисление зарплаты идет непосредственно в 1С:Бухгалтерии. Но там нет возможности рассчитывать аванс пропорционально отработанному времени (как требует законодательство). Можно выбрать либо фиксированную сумму, либо 40 или 50 процентов от оклада. Пропорционально отработанному – приходится делать руками. В 1С:ЗУП автоматическая функция есть, было бы здорово, если бы в 1С:Бухгалтерии она тоже была реализована.

А еще, наверное, хочется разоблачить миф, что 1С – это программа, в которой нажал кнопочку, и все сразу само собралось. Соберется только при правильном ведении учета! А изучать, интересоваться возможностями своей программы нужно и полезно.

– Кстати, о мифах, с которых мы начали. А каков настоящий, не мифический главный бухгалтер? Чай он бесконечно не пьет?

Знаете, иногда не то что чая, а воды некогда попить, особенно в отчетный период. Главбух должен приходить работу работать, а не распивать чай, гонять сотрудников, строить злое лицо и говорить, что ему некогда. Впрочем, когда с глупыми вопросами приходят люди в десятый раз, возникает желание и погонять. В основном спрашивают про начисление зарплаты или отпускных. Куда, мол, вы мои деньги зажали? Тут, главное, терпеливо объяснять на человеческом языке. Когда меня начинает заносить в профессиональные дебри, я сама себя торможу. Я же тоже не пойму, если мне начнут работу токарного станка объяснять. Проще надо быть, понятнее для людей не в теме. И тогда все у всех получится. 


Комментарии
  1. Добродушный кассир

    Согласна. Дорогу осилит идущий. Можно бояться, но надо делать и все получится. Варвара, вы молодец!

  2. Рыжая из бухгалтерии

    теперь у нас новый миф)

  3. Любимый приказик

    К сожалению на практике очень сложно найти клиентов,чтоб вести бухгалтерский учёт в свободном графике таких клиентов очень быстро разбирают бухгалтера.

    Очень много желающих работать в свободном графике.

    • Бухгалтерия под ключ

      Любимый приказик, Хороший бухгалтер - это специалист, контакты которого передают из рук в руки, а не находят по объявлению. Потому что между предпринимателем и его бухгалтером должно быть 100% доверие, плюс уверенность 100% в профессионализме. Так что "нанять по объявлению" - это плохой вариант в аутсорсинге.

  4. Молчаливый инспектор

    Варя, огромная молодец. Наблюдаю ее путь в бизнесе и восхищаюсь ей. А ещё она может сложные бухгалтерские вещи сказать простым человеческим языком

  5. Молчаливый инспектор

    1с фреш далеко не самый лучший инструмент, я знаю более интересную версию облачной 1с, которая реально может ускорить процесс занесения первички и повысить эффективность работы бухгалтера.