Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Бухгалтер в ответе. Татьяна Зудилова о непрерывном обучении и бухгалтерском борще

02.09.2021
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Бухгалтер в ответе. Татьяна Зудилова о непрерывном обучении и бухгалтерском борще
В нашей рубрике «Бухгалтер в ответе» представляем нового героя – бухгалтера Татьяну Зудилову из г. Барнаул Алтайского края.

Продолжаем нашу рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой знакомимся с вами, нашими читателями. В этот раз мы поговорили с Татьяной Зудиловой из Барнаула.

Татьяна начала карьеру с преподавания в Алтайском промышленно-экономическом колледже. Спустя несколько лет сменила профессию на бухгалтера, а после — на консультанта «1С». Сейчас она работает удаленно в московской компании. Мы поговорили с Татьяной о том, как дается работа в иногородней фирме, где она черпает знания, зачем ведет инстаграм и что общего между борщом и бухгалтерской отчетностью.

— Как вы стали преподавателем в колледже?

— Для начала я в нем отучилась. Это достаточно странная история: я окончила школу с аттестатом, в котором не было ни единой четверки, но даже не пыталась поступить в институт. Банально из-за неуверенности в себе — я считала, что не смогу. 

20 лет назад нужно было сдавать экзамены в каждое учебное заведение, куда хочешь поступить. Отсутствие интернета не позволяло изучить возможные варианты, где бы я могла учиться. 

Мой выбор пал на Алтайский экономический колледж (ныне Алтайский промышленно-экономический колледж) просто потому, что там училась дочка тетиной знакомой. Я пошла учиться на «Финансы. Казначейское дело», хотя вообще тогда не имела понятия, что такое казначейство. 

А после окончания колледжа с красным дипломом мне предложили остаться преподавателем на этой специальности. И я там проработала 11 лет, которые пролетели как один миг.

— Большой срок. Ни разу до этого не хотелось уйти и стать практиком?

— Я мечтала стать бухгалтером! Но тогда я преподавала бюджетный учет, а в колледже было популярно мнение, что теоретиков не берут работать бухгалтерами. И поэтому я смиренно продолжала передавать свои знания студентам. Но потом случилось невероятное: двое (даже не один) моих коллег с кафедры все-таки смогли устроиться бухгалтерами. Значит, оказывается, берут!

— А что не нравилось в преподавании?

— Мне нравилось общаться со студентами — у нас было взаимное уважение и доверие. Но в тот момент я просто выгорела, больше не могла преподавать. Чтобы вы понимали насколько: в течении получаса после того, как я переступала порог колледжа, у меня пропадал голос. Совсем — даже шепота не было слышно. И восстанавливался в течение тридцати минут после возвращения домой. Мой организм тогда бил во все колокола, но я его не слышала, не понимала. Это сейчас я уже учусь слушать и осознавать свое тело, но тогда я даже не представляла, что оно может обо мне так заботиться и предупреждать.

В этой ситуации мне очень помогло то, что я в то время параллельно читала курс по «1С» в учебном центре «Ризлитт».

— А сами вы где и как изучали работу с «1С», чтобы преподавать?

— Одна из дисциплин, которой обучали в колледже, — «Информационные технологии в профессиональной деятельности» — включала в себя «1С». Поэтому нас, нескольких преподавателей, направили на обучение программе, правда, для коммерческих организаций. Это скорее было просто ознакомление с «1С» и основами работы в ней, и для меня тогда было совершенно не ясно, как, например, открыть карточку счета, а уж увидеть ошибку — это уже что-то сверхъестественное. Я даже промолчу о том, чтобы ее исправить…

Было очень сложно изучать программу. Тогда, в 2007 году, интернет в нашем регионе был лимитирован, по карточкам, поэтому приходилось и задания придумывать самостоятельно, и реализовывать их в «1С». Но с приходом опыта и большего понимания программы становилось проще. Да и студенты – хорошие учителя. Они запутают задачу, а ты сядешь с ними, разберешь – и становится ясно, что еще следует доработать, чтобы они шли только в нужном направлении и не сворачивали.

— И как вам все-таки удался «побег» из колледжа?

— Коллега-методист, Татьяна Ивановна, рассказала о вакансии главбуха в музыкальной школе. Я очень захотела туда пойти, но муж был категорически против, потому что тогда мы жили в общежитии колледжа и нам пришлось бы его покинуть и арендовать квартиру. Разница в указанной зарплате не покрывала таких затрат. Тем не менее, я отправилась на собеседование, чтобы проверить свои возможности и утверждение про теоретиков. 

И меня ждал успех! Но, как и говорила, из-за жилья мне пришлось тогда отказаться от этой вакансии. Я была разбита. А через несколько дней мне позвонила директор музыкальной школы и предложила более высокую зарплату (я до сих пор ей благодарна за этот шанс!). Представляете, разница составила стоимость аренды квартиры. Я просто не имела никакого морального права отказаться. 

Так в 2011 году начался мой бухгалтерский путь в должности главного бухгалтера музыкальной школы. Там я проработала 7 лет.

— Как вы начали работать консультантом «1С»?

shutterstock_1205941960.jpg— Благодаря тому, что я отлично владела программой «1С», бюджетный учет мне давался легче. Время, которое другие тратили на «сражение» с программой, у меня уходило на то, чтобы покопаться и более глубоко погрузиться в нормативку или найти решение своего вопроса на «1С:ИТС». Поэтому коллеги ко мне часто обращались за советами, и я начала задумываться о том, чтобы стать консультантом по «1С» для госсектора. Ведь вся моя трудовая деятельность уже 20 лет так или иначе связана с бюджетным учетом и госучреждениями.

Чтобы лучше разбираться в программе, я подписывалась на различные рассылки и старалась принять участие во всех бесплатных мероприятиях и вебинарах. Наша алтайская фирма-франчайзи «1С» «Компания «Мэйпл» совместно с проектом «Учет без забот» регулярно проводила такое обучение. И однажды в рассылке от них я увидела заманчивое предложение – писать статьи для проекта. Я откликнулась, и мы стали сотрудничать. Примерно в это же время фирма-франчайзи опубликовала вакансию консультанта «1С», и спустя немного времени я уже сама проводила вебинары.

Мой преподавательский опыт и опыт работы главным бухгалтером очень быстро позволил мне находить ответы на вопросы бухгалтеров и легко давать несколько вариантов решения с обоснованием последствий. Ну и, конечно, я проходила более глубокое дополнительное обучение программам от самой компании «1С».

— Кем и где сейчас работаете?

— Я продолжаю свою трудовую деятельность в должности консультанта «1С» для учреждений госсектора. Проживая в Барнауле, работаю в Москве. Мы консультируем бухгалтеров по работе в программе «1С». Помогаем переходить с других программных продуктов на «1С» и адаптироваться в ней, обучаем ведению учета. Также есть организации, которые находятся у нас на обслуживании и обращаются для решения разных текущих вопросов.

— Как так получилось, что вы устроились на работу в Москве, оставаясь в Барнауле?

— В то время моя работа в основном заключалась в консультировании бухгалтеров по отражению операций и бюджетному учету в «1С». Это происходило по телефону с удаленным подключением к компьютеру клиентов. И в какой-то момент я подумала, что раз присутствия рядом с заказчиком не требуется, то можно расширить границы. Так как у нас в Алтайском крае самые низкие зарплаты в стране, я стала мониторить вакансии в Москве и однажды наткнулась на объявление, в котором была указана заработная плата 120 000 рублей. Эта занебесная цифра никак не укладывалась в моей голове! А тут еще вмешалась пандемия – все сели по домам и стали работать дистанционно.

Я начала откликаться на вакансии в Москве и достаточно быстро получила приглашение. Мой руководитель не хотел меня отпускать и предложил не увольняться, а взять отпуск, чтобы попробовать поработать на новом месте. Это мне очень помогло, так как начался март 2020 года с карантинным ограничениями, и у моего нового работодателя резко упало количество заказов — фирма оказалась в кризисной ситуации. Так мой первый московский опыт потерпел крушение. Отпуск как раз подошел к концу, и все вернулось на круги своя. Однако тот высокий уровень зарплаты так и не уходил из моего сознания, и в январе я снова откликнулась на вакансию в Москве. Мне тут же перезвонили, и мы начали работать. Зарплата, правда, пониже той заветной цифры, но есть возможность роста.

— Надо ли вам приезжать Москву?

— В Москве я не была ни разу. Собеседование проходило по Skype, а все рабочие вопросы решаются через электронную почту или по телефону. При необходимости мы также общаемся с коллегами по Skype, документы я подписываю электронной подписью как физическое лицо – сделала ЭЦП перед трудоустройством в эту организацию.

— Какие есть особенности в таком формате взаимодействия — когда вы и работодатель находитесь в разных городах?

— Из-за пандемии работодатель изменил свое мнение о том, что сотрудник должен быть «под боком», иначе будет неэффективен. Но на удаленке требуется жесткая самоорганизация. Мое рабочее место находится рядом с диваном, который так и манит: «Полежи на мне, плюнь ты на эту работу».

Но я для себя установила правило: «нарисовать глазки», переодеться и надеть часы – все я на работе. Когда заканчивается рабочий день, я переодеваюсь в домашнюю одежду, снимаю часы и сообщаю семье: «Я дома». Тогда мы собираемся на кухне и обсуждаем прошедший день. Дома мне никто не мешает – дети уже взрослые, студенты, а мужа главное встретить у двери, когда возвращается с работы. На это времени много не нужно.

Вообще находиться в разных городах с работодателем непросто. К тому же у нас большая разница во времени: я начинаю свой рабочий день в 12 часов дня, когда в Москве только 8 утра. Хорошо, что мое руководство не забывает об этом и не звонит в 12 часов ночи с вопросами. Но перед тем, как решиться на эту работу, мы все обсудили на семейном совете: все-таки все уже вернутся домой, а у меня еще три часа рабочего времени. Поэтому сложно приходится не только мне, но и моей семье, но мы уже адаптировались к такому режиму.

— У вас нет тоски по общению с коллегами?

— Мне очень не хватает общения с коллегами. Представьте, я ведь могу на улице пройти мимо своего коллеги и не узнать его. Просто потому, что лично ни разу не встречались.

shutterstock_1787296166.jpgВ какой-то степени от нехватки этого общения параллельно со сменой работы я решила начать вести страничку в инстаграме про бюджетный учет в «1С». Но в целом меня подтолкнул собственный опыт. У меня был случай, когда до сдачи отчетности оставалось два часа, а в ней у меня было миллион ошибок, и я не могла понять, что пропустила. Тогда мне подсказала сестра про начисления, и все получилось. Тем не менее, я тогда поймала себя на том, что я знаю бюджетный учет, программу «1С», но всего процесса не понимаю. Например, как поступивший ко мне первичный документ должен попасть в отчетность.

Если весь этот процесс сравнить с приготовлением борща, то я делала только зажарку и не понимала, почему у меня не получается борщ. Я начала искать информацию, так сказать, подробное описание рецепта приготовления борща – от овощей (первичных документов) до готового блюда – борща (бухгалтерской отчетности) и так и не нашла. А чтобы каждому бухгалтеру не приходилось изобретать свой рецепт, спустя некоторое время я, накопив практический опыт, решила написать свой и делиться им.

— Зачем вам это — делиться «рецептами»?

— Моя мечта – чтобы как можно больше бухгалтеров бюджетных учреждений подружились с «1С:БГУ» и «1С:ЗКГУ», и отчетный период их больше не пугал. В инстаграме я рассказываю о том, как я проверяю базу, и какие фишечки сама использую, что и как в программе должно быть отражено, а если отражено не так, то что сделать, чтобы исправить.

На просторах интернета очень мало информации для бухгалтера бюджетного учреждения. Тем более, законодательство очень быстро меняется. Много курсов, направленных на знакомство с этими изменениями, но вот что потом с ними делать и как применять, об этом говорят очень мало. 

И вот что еще примечательно: легко найти советы, как можно сделать сразу правильно, но днем с огнем не найдешь информацию, что делать, если ты уже ошибся, как исправить, да и как вообще проверить – правильно ли ты сделал. Вот моя страничка как раз про это, про профилактику. Не нужно ждать, когда у тебя что-то заболит (наступит отчетный период, и вы будете заполнять свои формы), нужно заранее сдать анализы и сравнить их с показателями нормы и, при необходимости, подкорректировать их. Я рассказываю, как с помощью настроек стандартных отчетов в программе можно увидеть отклонения от нормы и как внести исправления, чтобы отчетные формы заполнялись по одной кнопке.

— Не могли бы привести в пример некоторые ваши любимые фишки «1С:БГУ» и «1С:ЗКГУ»?

— Моя любимая фишечка, которой со мной поделилась практикующий бухгалтер во время консультации: «Сделал проводку – сформируй оборотку». А вообще все свои фишечки я собрала в настольную книгу бухгалтера «Наведу красоту в 1С:БГУ». Там более ста способов, как настроить тот или иной отчет, куда посмотреть, чтобы понять, есть ли какие несоответствия в программе, которые потом станут неприятным сюрпризом при формировании отчетности. 

А еще советую бухгалтерам посмотреть оборотку по вспомогательному счету «000» в разрезе КФО. Как мне написала подписчица: «А мне мой программист сказал: "У тебя же нормально формируется отчетность, вот и не обращай на него внимания"». А вот когда ревизор попросит распечатать главную книгу, там появится этот счет, и получится искажение отчетности. Да, отчетность заполнится, и, возможно, никаких ошибок не будет по контрольным соотношениям, но если сверить данные главной книги с данными в отчетах… То тут явно не программист будет отвечать на вопросы.

— Получается, вы еще и книгу написали?

— Это не книга в обычном понимании. Это электронный документ в формате pdf, в котором собраны основные способы проверки информационной базы «1С».

Работа бухгалтера и консультанта очень сильно отличается. Чаще всего бухгалтер знает конечный результат, но не знает путь к нему, а консультант точно знает, как этого результата достичь кратчайшим способом. Иногда бухгалтер уже пошел своей дорогой, но пришел не туда – и тут консультант подскажет, что нужно сделать, чтобы выйти на правильный путь. Вот эти рекомендации по поиску правильного пути я записывала в блокнот, чтобы самой не забывать. А потом однажды меня бухгалтер попросил поделиться секретами, и это натолкнуло меня на мысль создать вот такую книгу-шпаргалку.

Если выполнить все проверки из книги, у вас появится четкая картина о «здоровье» вашей базы «1С». Честно сказать, я горжусь этой книгой. Она реально помогает и находить ошибки, и исправлять их, и, конечно же, после этого понимание программы становится более глубоким. В книге собраны наиболее часто встречающиеся проблемы, которые мешают бухгалтеру быстро и правильно заполнять отчеты.

— Откуда вы сами черпаете всю эту информацию о нововведениях и возможностях программы?

— Самое первое правило – после обновления «1С» всегда уделить 5 минут изучению странички о том, что нового появилось в программе. 

А фишки и возможности откуда только не приходится черпать: например, даже изучаю, чем делятся коллеги из коммерции. Наши программы хоть и отличаются функционалом, но кое-что можно допилить, докрутить и применить в версиях для бюджетных организаций. 

Что касается способов поиска и исправления ошибок, то большинство приходится самой придумывать. Самое важное – это опыт, как свой собственный, так и коллег. Мне не стыдно спросить, а как вы это нашли, что вы сделали, чтобы это получить, как поняли, что это неправильно. Мама говорит, что я больше всех из сестер в детстве задавала вопросы, и чаще они были такие, на которые ей сложно было ответить. Видимо, я так и не нашла еще ответы на все свои вопросы и продолжаю искать.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Работа с прослеживаемыми товарами

Испытывает ли ваша организация сложности при работе с прослеживаемыми товарами?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С