Записки неадекватного главбуха: про время, сроки и смерть учредителя
Тема, которую я сегодня хочу поднять, малоприятная и очень печальная, но и к этому бухгалтеру надо быть готовым, насколько это возможно. 

Ситуация следующая: я веду ООО, четыре учредителя с равными долями. Фирмочка маленькая, поэтому штатного юриста нет, бухгалтер, как водится, и жнец, и швец, и на всем подряд игрец. 

Фирма работает, пережила несколько финансовых кризисов, два ковидных карантина и даже осталась на плаву. Но, увы, человек смертен. Более того, иногда он внезапно смертен. 

И вот весной 2021 года умирает один из учредителей – инфаркт. Похоронили, оплакали. Но мало кто задумывается о том, что в наследственную массу нотариус вносит только то имущество покойного, которое заявят будущие наследники. Нотариус не получает информацию из космоса, и нет никакой единой базы имущества, из которой формируется наследство. 

Про квартиры, машины, дачи и денежные вклады наследники, как правило, помнят. Но такая мелочь, как доля в уставном капитале маленькой фирмочки – кто о ней задумывается? 

А ведь необходимо, во-первых, заявить, что такая доля есть, во-вторых, предоставить необходимые документы: устав, учредительный договор – оригиналы, разумеется. В результате – в нашем случае – вдова вступила в права наследования, наследственное дело закрыто. А доля в нашем уставном капитале повисла в воздухе. 

Остальные три учредителя считают, что все в порядке. Их трое, кворум есть, решения совета учредителей правомочны, все замечательно. Выкупить у вдовы ее долю – и все будет хорошо. Когда-нибудь потом, конечно, выкупить, потому что сейчас есть более насущные задачи и проблемы. 

shutterstock_312287621.jpg

Записки неадекватного главбуха

БУХ.1С публикует записки Лены Михалевой – московского главбуха, замученного жизнью и фискальными органами.

Я работаю главным бухгалтером давно – кажется, столько вообще не живут. Веду 8 компаний на разных режимах и с разными – очень разными – руководителями.

Поскольку в прошлой жизни я занималась естественными науками, особенности поведения и мировосприятия разных людей вызывают мой живой интерес.

Среди моих директоров нет двух одинаковых.

Один сбагрил в мои крепкие мужественные руки всю бухгалтерию и расслабился – лишь бы я не мешала ему работать. Второй, наоборот, пытается вникнуть в то, что я делаю, спорит с Налоговым кодексом в лице меня, и готов оторвать мне голову за каждую копейку, уплаченную в бюджет.

При этом, общаясь с коллегами по цеху, я понимаю, что мои подопечные в сравнении с их руководством – это вообще зефир в шоколаде.

Стыдно становится за то, что я еще смею роптать. Но молчать тяжело.

Мои записки – они о наших радостях и проблемах, знакомых каждому, кто отличает дебет от кредита.


P.S. Редакция будет рада, если вы напишете нам о своей жизни и работе. Самые интересные письма будут опубликованы в рубрике Записки неадекватного главбуха, а автор получит гонорар.

Ждем ваши письма по адресу buh@1c.ru

…а продолжение, как в плохой пьесе. 

Внезапно у другого учредителя, по совместительству генерального директора, случается инсульт. Увезли прямо с работы, но, к сожалению, спасти не смогли. 

И тут-то оставшиеся два учредителя забегали! И сделать ничего нельзя – кворума нет, переизбрать генерального директора они не могут. Позвонили вдове первого учредителя – выяснили, что доля в уставном капитале в наследственную массу не внесена, наследственное дело уже закрыто. 

Теперь нужно ехать со всеми учредительными документами к нотариусу, возобновлять дело, регистрировать долю, на колу висит мочало, начинаем все сначала. 

Дело, конечно, пары недель, но у нотариуса очередь, потому еще неделя уйдет на ожидание этой очереди. В общем, как говорится, приехали...

А что в сухом остатке? В сухом остатке у нас деятельность парализована, электронные подписи недействительны, на носу Новый год и годовая отчетность. Как платить заработную плату сотрудникам – непонятно, как закрывать год – непонятно. Как сдавать СЗВ-ТД на увольнение генерального директора в связи со смертью – совсем непонятно. 

А ведь всего-то и надо было – вовремя оформить необходимые документы. Ключевое слово – вовремя. Так к чему это я? Не откладывайте.
Комментарии
  1. ananasik-s

    Познавательно и заставляет задуматься, спасибо.

    Как раз недавно столкнулась со сложностями в получении вдовой работника пособия по л/н (из-за отсутствия выписки из домовой книги!). Безобразие, конечно, что наследники сами должны всем заниматься.

    Под "вовремя оформить необходимые документы" автор имеет в виду завещание?

  2. Забалансовый счет

    Люди вообще такие безалаберные. Неужели сложно такие вопросы с документами вовремя решать...

    • Необух

      Забалансовый счет, Ну это беда с учредительными документами - это вообще классика жанра. На моей практике несколько уставов были закачаны с интернета и учредители реально начали в них вчитываться, не на стадии создания и даже развития фирмы, а уже когда фирма приносила доход и пошли конфликты.

  3. Милый мой бухгалтер

    Очень своевременная в связи с общей обстановкой и полезная заметка. Будем все здоровы!

  4. Бухгалтер на пенсии

    Ссылка на ИТС 1С  its.1c.ru/db/bizlegsup/content/171/hdoc