В статье "Совершенствование управления производством - от борьбы с опасностями кризиса к реализации новых возможностей"* в качестве одной из значимых проблем, грозящих срывом производственных планов, рассматривалось отсутствие необходимых материалов, комплектующих или оснастки. В этой публикации Алексей Кислов ("1С") предлагает план конкретных действий по организации процессов материального снабжения с целью снижения затрат и минимизации количества случаев отсутствия материала при его необходимости.

Содержание

Примечание:
* статью "Совершенствование управления производством - от борьбы с опасностями кризиса к реализации новых возможностей" читайте здесь

В условиях нестабильной экономической ситуации на производственных предприятиях возрастают риски, связанные с возможными изменениями условий работы с поставщиками материалов и сырья.

Важными антикризисными задачами на участке материального снабжения являются:

  • снижение затрат на поддержание складских запасов;
  • гибкая работа с поставщиками на выгодных условиях;
  • организация поставок материалов и прочих комплектующих по факту - точно в срок;
  • ведение точного учета наличия закупаемых комплектующих и мест их складирования

Зачастую на складе содержится явно избыточное количество закупаемых единиц материала и комплектующих, это обусловлено желанием иметь некий страховой запас, который обычно аналитически не рассчитан, причины так же могут быть в минимальных партиях поставок, несогласованной работе службы материально-технического обеспечения, производства и отдела продаж. При этом, когда срочно требуется конкретная номенклатурная единица, она может отсутствовать в необходимом количестве, происходит авральная закупка по завышенным ценам, срываются сроки выпуска продукции и создается угроза потери не только текущей прибыли, но и будущей - в виде отказа от дальнейших заказов, потеря клиентов, что недопустимо в условиях кризиса.

Для решения поставленных задач, можно сформировать план конкретных действий:

  1. Разработка системы управления заказом, сегментация номенклатуры по типу управления заказом
  2. Формирование достоверных планов закупки материалов и комплектующих связанных с реальными планами производства
  3. Организация контроля цен поставщиков, работа с поставщиками на конкурентных принципах
  4. Обеспечение поставок точно в срок

1. Разработка системы управления заказом, сегментация номенклатуры по типу управления заказом

Общую номенклатуру закупаемых комплектующих и материалов можно разделить на две группы по типу управления заказом: по потребности производства, по значению точки заказа. Используя гибкие механизмы планирования, предоставляемые "1С:Управление производственным предприятием 8", можно снизить ресурсные затраты на формирование достоверного плана поставки. Анализируем периодичность потребления материалов, для часто используемых - оптимально задать тип управления по точке заказа.

"1С:Управление производственным предприятием 8" (1С:УПП) позволяет указать конкретные значения точки заказа и страхового запаса для каждой номенклатурной единицы:

Задав данные значения, решаем проблемы включения в оперативный заказ подобных материалов и комплектующих, снижаем риски их отсутствия при срочной необходимости использования, при этом уровни складского запаса всегда под контролем.

2. Формирование достоверных планов закупки материалов и комплектующих связанных с реальными планами производства

Подсистема управления закупками, входящая в комплексное прикладное решение "1С:Управление производственным предприятием", предоставляет широкие возможности для составления планов закупок на любые периоды, с разной степенью детализации, а также осуществляет контроль исполнения данных планов.

Концепцию планирования закупок, реализованную в "1С:УПП", можно представить в виде следующей схемы:

Сводный план может быть составлен в количественном и/или в стоимостном выражении с разной степенью детализации - по номенклатуре и ее характеристикам или по номенклатурным группам, а также с разной периодичностью. К дополнительным возможностям планирования относятся детализации по подразделениям и проектам.

В системе "1С:Управление производственным предприятием 8" предусмотрен механизм автоматического формирования планов закупок на основании фактических данных, к которым относятся:

  • заказы покупателей и внутренние заказы;
  • объемы закупок и продаж за аналогичный период;
  • планы продаж;
  • складские остатки.

Для сравнения разных версий планов, а также для контроля их исполнения предусмотрены специальные отчеты план-фактного анализа:

Используя данный инструментарий, получаем возможность оперативного моделирования необходимого плана закупок на основе прогнозируемых условий поставки и наличия производственных заказов. Получаем реально требуемые объемы под конкретную производственную программу, без гаданий на кофейной гуще и количественного излишка.

3. Организация контроля цен поставщиков, работа на конкурентных принципах

Динамично меняющаяся экономическая ситуация в условиях кризиса вынуждает руководство производственных предприятий постоянно контролировать цены поставщиков и конкурентов. Механизм ценообразования, реализованный в "1С:Управление производственным предприятием 8", позволит не только хранить и обновлять прайс-листы поставщиков, но и проводить сравнительный анализ цен на одну и ту же продукцию.

Таким образом, можно без трудоемких операций принять решение по распределению заказов на поставку номенклатуры по наиболее выгодным предложениям поставщиков.

4. Обеспечение поставок точно в срок

Сформировав сводные планы и выбрав оптимальных поставщиков, необходимо получить календарный план поставки, тем самым обеспечить максимальную ритмичность обеспечения производства без увеличения складских запасов.

Сводные планы конкретизируются с помощью механизма оперативного планирования закупок, что позволит службе материально-технического снабжения планировать поставки с точностью до дня и конкретных условий. При автоматическом формировании заказов поставщикам система позволяет учитывать источники и графики потребностей в сырье и материалах. Таким образом, минимизируются риски и затраты по номенклатуре поставляемых материалов и комплектующих, которые имеют тип управления заказом по потребности.

А так же учитывать материалы в резерве, ликвидность складских запасов, формировать различные аналитические ведомости.

Таким образом, используя инструментарий, описанный в п. 1-4, можно решить задачи минимизации затрат в области материального снабжения в рамках общей антикризисной политики компании, минимизировать риски отсутствия материала в наличии на складе в момент его необходимости.

Ознакомится с опытом и отзывами пользователей, использующих функционал управления поставками и запасами, можно в справочнике внедренных решений фирмы "1С".

Заказать демонстрацию "1С:Управление производственным предприятием 8" можно у партнеров фирмы "1С" - "Центров компетенции по производству"



Оптимизация материального снабжения как механизм снижения затрат

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии