Дорожная карта: совершенствование взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов

Представляем очередную статью И.А. Баймаковой, эксперта «1С», посвященную реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. В статье речь пойдет о реализации мероприятий, направленных на совершенствование взаимодействия налогоплательщиков и налоговых и органов в интернет-пространстве - через личный кабинет налогоплательщика, а также о новой форме налогового контроля - налоговом мониторинге.

Содержание

Личный кабинет налогоплательщика

Пунктом 1 раздела II дорожной карты предусмотрено мероприятие, направленное на расширение сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков с помощью интернет-сервисов, в том числе обеспечение условий взаимодействия налогоплательщиков с налоговым органом в интернет-пространстве в электронной форме (получение справок, информации о начисленных, уплаченных суммах, сальдо расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и др.). Предоставление возможности получения налогоплательщиками документов от налогового органа с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика).

Целью данного мероприятия является создание и совершенствование функционала личного кабинета налогоплательщика на сайте федерального органа исполнительной власти. Обеспечение возможности получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика.

Из истории вопроса

Вопрос создания интернет-ресурса федерального органа исполнительной власти в области налогов встал более 10 лет назад, именно тогда были изданы приказ МНС России от 14.01.2004 № БГ-3-27/13@ «О введении Интернет-сайта МНС России» и распоряжение МНС России от 13.02.2004 № 44@ «Об информационном наполнении Интернет-сайта МНС России».

С течением времени свою актуальность приобретает возможность общения налогоплательщиков и налоговых органов посредством интернет-сервисов. Впервые в промышленную эксплуатацию интернет-сервис «Система информирования налогоплательщиков о задолженности» в рамках реализации первого этапа задачи «личный кабинет налогоплательщика» был внедрен приказом ФНС России от 13.11.2009 № ММ-7-6/552@. Этот сервис первоначально был создан только для налогоплательщиков-физических лиц. Сейчас личный кабинет налогоплательщиков-физических лиц успешно функционирует по адресу - https://lk2.service.nalog.ru/lk/ .

Для физических лиц, не имеющих доступа к своему личному кабинету, может быть рекомендовано обратить внимание на приказ ФНС России от 16.10.2014 № ММВ-7-17/538@ «Об утверждении рекомендуемых форм документов необходимых для подключения предоставления услуг интернет-сервиса ФНС России „Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц"».

Для получения доступа необходимо лично подойти в налоговый орган, подать заявление и получить логин и пароль для доступа. В дальнейшем общение с налоговыми органами можно осуществлять через данный ресурс.

Для юридических лиц ситуация несколько сложнее. В настоящее время возможность использования личного кабинета юридического лица предусмотрена по адресу - http://lk3.nalog.ru/ .

В промышленную эксплуатацию подсистема «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» была введен только в 2014 году в соответствии с приказом ФНС России от 14.01.2014 № ММВ-7-6/8@.

Несмотря на проведенные и проводимые мероприятия законодательно формулировки «личный кабинет» или «интернет-сервис» в налоговом законодательстве РФ отсутствовали.

Учитывая актуальность развития электронного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками интернет-сервисов, в том числе в дорожную карту были включено мероприятие, направленное на законодательное регулирование и развитие функционала личного кабинета.

Реализация мероприятия дорожной карты

Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ* «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 11.2 «Личный кабинет налогоплательщика», в соответствии с пунктом 1 которой предусмотрено следующее определение.

Примечание: 
* О других изменениях, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ в НК РФ и касающихся транспортного, земельного налога, налога на имущество, читайте в разделе «Юридическая поддержка» в ИС 1С:ИТС -http://its.1c.ru/db/arbit/content/3646/hdoc

Личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.

В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.

Изменения, внесенные в статью 11.2 НК РФ, в большей части касаются законодательного регулирования и порядка использования личного кабинета налогоплательщиками-физическими лицами. В частности, предусмотрено, что личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации) и сведений. В настоящее время практически все общение с налоговыми органами может быть осуществлено через личный кабинет, а с учетом внесенных изменений данному общению придан правовой характер.

Важным моментом для реализации полномочий через личный кабинет в электронной форме, на который стоит обратить внимание, является обязательность направления физическим лицом уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика. При этом после получения налоговым органом такого уведомления от физического лица направление документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится.

Порядок и сроки направления уведомления (отказа) будут установлены ФНС России.

Что касается использования функционала личного кабинета для налогоплательщиков-юридических лиц, то внесенными изменениями предусмотрены большие перспективы для будущего, с реализацией которых общение между налоговыми органами и налогоплательщиками может быть полностью перенесено в интернет-пространство.

В соответствии с изменениями использование личного кабинета предусмотрено в следующих целях:

  • представления в налоговый орган информации, предусмотренной пунктом 2 статьи 23 НК РФ, в том числе об участии в российских организациях и об обособленных подразделениях (п. 7 ст. 23 НК РФ);
  • проведения зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога, сбора, пеней и штрафа (п. 4 и 6 ст. 78 НК РФ);
  • представления в налоговый орган истребованных налоговым органом документов, составленных в электронном виде (п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • направления налоговым органом требования об уплате налога (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Учитывая новые возможности, связанные с введением личного кабинета, внесено соответствующее изменение в понятие налоговой декларации (ст. 80 НК РФ). С учетом внесенных изменений, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика. Кроме того пунктом 4 статьи 31 НК РФ уточнен статус документа в электронной форме. В частности, установлено, что документ в электронной форме подписан автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Также подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена «новая» обязанность налогового органа о передаче налогоплательщикам-физическим лицам в электронной форме квитанции о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, с учетом вышеизложенного сделан первый шаг в законодательном регулировании интернет общения налогоплательщиков и налоговых органов.

Налоговый мониторинг или режим «расширенного информационного взаимодействия»

Пунктом 4 раздела II дорожной карты предусмотрено мероприятие, направленное на создание нового института взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Данное мероприятие в дорожной карте сформулировано следующим образом:

«Изучение возможности внедрения режима «расширенного информационного взаимодействия» налоговых органов с крупными налогоплательщиками, в том числе:
- сравнительный анализ международного опыта...;
- реализация пилотных проектов...;
- оценка результатов пилотного проекта...».

Из истории вопроса

Термин «горизонтальный мониторинг» был впервые употреблен в 2001 году Государственным секретарем по финансовым вопросам Нидерландов в письме о налоговых льготах в адрес Палаты представителей Генеральных штатов, в котором сообщалось о намерении Налоговой Администрации Нидерландов рассмотреть возможность применения горизонтального мониторинга в дополнение к вертикальной форме вертикального надзора.

В течение 2005 -2006 году в Налоговой Администрацией Нидерландов был проведен пилотный проект, в рамках которого исследовалась возможность реализации задачи горизонтального мониторинга содействия организациям по созданию внутреннего контроля, позволяющего правильно применять законодательство о налогах и сборах. Первоначально данный проект затрагивал только крупнейших налогоплательщиков, а в дальнейшем получил распространение и в отношении организаций среднего и малого бизнеса.

Среди преимуществ применения системы горизонтального мониторинга участниками было отмечено:

  • возможность работы в системе реального времени;
  • оперативное определение позиции налоговой администрации по вопросам налогообложения;
  • высокая степень открытости между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Подобные проекты были запущены в США и Великобритании и были положительно оценены. В частности, по результатам проекта в Великобритании отмечено, что административная нагрузка на бизнес была снижена более чем на 10 %, при этом сумма доначисленных налогов по результатам проверок за указанный период выросла с 7,4 до 12,6 миллиардов фунтов стерлингов.

С учетом данного опыта был инициирован, а с декабря 2012 года запущен пилотный проект по горизонтальному мониторингу в Российской Федерации, предусматривающий расширенное информационное взаимодействие между территориальными органами ФНС России и крупнейшими налогоплательщиками.

В пилотном проекте приняли участие пять организаций (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «РусГидро», ОАО «Мобильные телесистемы», ОАО «Северсталь» и «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.»).

Согласно докладу, подготовленному ФНС России (направлен в Правительство РФ письмом Минфина России от 30.06.2014 № 01-02-01/03-31443), по результатам реализации проекта установлены «эффективность запросов, сокращение количества судебных споров, сокращение трудозатрат, увеличение налоговых поступлений».

Реализация мероприятия дорожной карты

С учетом полученного положительного опыта Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ Налоговый кодекс РФ был дополнен разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» (статьи 105.26-105.31).

Рассмотрим внесенные изменения с точки зрения возможности и порядка применения новой формы взаимодействия. Обратим внимание на ключевые моменты, т. к. налоговый контроль в форме налогового мониторинга касается ограниченного круга налогоплательщиков, а подзаконные нормативные акты в целях реализации данного порядка будут разработаны позже.

Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на налогоплательщика (плательщика сбора налогового агента) - организацию.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга является добровольным для организаций и проводится на основании решения о проведении налогового мониторинга. Как видно из названия новой формы взаимодействия мероприятия налогового контроля осуществляются на регулярной основе. При этом в период, в котором применяется такая форма контроля, камеральные и выездные налоговые проверки не проводятся.

Выбрать данную форму налогового контроля могут только крупнейшие организации, удовлетворяющие следующим условиям (по итогам работы за год, предшествующий подаче заявления о применении налогового мониторинга):

  • сумма налогов за год должна составлять не менее 300 млн руб.;
  • сумма полученных доходов по данным бухгалтерского учета должна составлять не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная сумма активов - не менее 3 млрд руб.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год. При этом фактические мероприятия в рамках рассматриваемой формы контроля могут проводиться с 1 января года, за который проводится мониторинг, и по 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Порядок информационного взаимодействия определяется в соответствующем регламенте, форма и требования к которому подлежат утверждению ФНС России.

Для применения налогового мониторинга организации, удовлетворяющей требованиям, изложенным выше, необходимо подать заявление.

Такое заявление подается не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

То есть чтобы применять налоговый мониторинг в 2017 году, необходимо подать заявление до 1 июля 2016 года, при этом налоговый мониторинг будет проводиться в период с 1 января 2017 года по 1 октября 2018 года.

Налоговый орган вправе отказать организации в проведении налогового мониторинга в случае несоблюдения условий для его применения, в т. ч. несоответствия организации установленным требованиям, а также непредставления необходимых документов в соответствии с требованиями, определенными НК РФ и подзаконными актами.

Кроме того налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно в случае:

  • неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений.

В ходе налогового мониторинга налоговые органы в случае выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлением несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

В случае если по результатам рассмотрения представленных организацией пояснений или при их отсутствии налоговый орган установит факт неправильного исчисления (удержания), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение.

Мотивированное мнение налогового органа - новый вид документа, в котором отражена позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Форма такого документа также будет разработана ФНС России.

Мотивированное мнение может быть составлено как по инициативе налогового органа, так и и по инициативе (запросу) налогоплательщика. Налогоплательщик вправе согласиться или не согласиться с мотивированным мнением.

В случае согласия с организация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии). Выполнение мнения осуществляется путем учета изложенного мнения в налоговом учете, подачи уточненной декларации или иным способом.

В случае несогласия, также как и в случае получения акта налоговой проверки, организация направляет разногласия. На основании данных документов в дальнейшем инициируется и проводится взаимосогласительная процедура в ФНС России.

По результатам данной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения. В свою очередь организация уведомляет налоговый орган о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

В завершении следует отметить, что данная форма контроля предполагает существенно большую степень доверия и открытости между налоговыми органами и налогоплательщиками, постоянное осуществление контроля со стороны налоговых органов, но в тоже время большую уверенность в правильности организации налогового учета и исчисления (уплате) сумм налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Комментарии