Энциклопедия проверок: госпожарнадзор

Проверку пожарной безопасности проводят подразделения МЧС России. Проверить могут любое юридическое лицо или предпринимателя, инспекция может быть как плановой, так и внезапной. О том, как узнать, придут ли в этом году к вам с проверкой сотрудники МЧС, как подготовиться к ревизии и что от нее ждать, читайте в этом материале.

Содержание

Когда ждать инспекцию

Проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые. Первые включаются в ежегодный план, поэтому о них можно узнать заранее и подготовиться. Вторые возможны в случае жалоб, обращений, неисполнения требований госпожарнадзора по результатам проверок и других чрезвычайных ситуаций.

Основания для включения предпринимателя или организации в план проверок перечислены в пункте 8 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Так, провести плановую проверку инспекторы МЧС в случае, когда прошло три года:

  1. со дня государственной регистрации;
  2. с конца последней плановой проверки;
  3. начала осуществления определенного вида деятельности, в отношении которого требуется подать уведомление в уполномоченный федеральный орган.
Обратите внимание! По общему правилу, проверить предпринимателя или организацию можно один раз в три года. Но есть ситуации, когда инспекторы могут приходить чаще (п.п. 9 и 9.3 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ). Речь идет об определенных видах деятельности, перечень которых утверждает Правительство. К ним относится, к примеру, деятельность детских летних лагерей и станций скорой помощи.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в статье 10 этого же закона. Поводом для внезапного прихода пожарной инспекции может быть:

  • истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений, выданное по результатам проверки;
  • заявление (обращение) от организации, гражданина или предпринимателя, а также информация, полученная от органов власти (местного самоуправления) или из СМИ о том, что:
    • возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникла чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера;
    • нарушены права потребителей;
  • приказ (распоряжение) руководителя проверяющего органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Как подготовиться к плановой проверке

Чтобы узнать, включен ваш бизнес (используемая недвижимость) в план проверок или нет, зайдите на сайт прокуратуры или МЧС. В плане проверок на следующий год, который публикуется до 31 декабря текущего года, есть информация о предмете проверки, сроках и проверяющем органе.

Чтобы подготовиться к проверке, изучите Правила противопожарного режима в РФ (далее – Правила), которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390. Правила устанавливают нормы поведения людей, порядок организации производства и содержания территории, зданий и помещений. К примеру, согласно Правилам сотрудники должны быть обучены мерам пожарной безопасности. Поэтому перед приходом инспекции убедитесь, что все сотрудники прошли инструктаж, о чем будет свидетельствовать их подпись в соответствующем журнале. Другой важный момент – в зданиях и помещениях с большим количеством людей, а также на объектах с рабочими местами на этаже для 10 и более человек должны быть планы эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения. Все требования, которые должны соблюдать предприниматели и организации, перечислены в разделе «Общие положения» Правил.

Как проходит проверка

Не зависимо от того, включена проверка в план или нет, она проводится в форме документарной проверки и (или) выездной. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения инспекторами госпожарнадзора и обязательного ознакомления руководителя (другого представителя компании), индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя) с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа. В приказе должны быть указаны назначение, цель, задачи, основания проведения выездной проверки, полномочия проверяющих, а также виды и объем контрольных мероприятий, состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, сроки и с условия ее проведения.

Срок проведения, как выездной, так и документарной проверки, не может превышать двадцать рабочих дней. Проводить проверку могут только те лица, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Права организации и предпринимателя в ходе проверки перечислены в статье 21 Закона № 294-ФЗ. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Как оформляются результаты проверки

По результатам проверки обязательно должен быть составлен акт. В нем сотрудники МЧС перечислят нарушения, если они выявлены, или укажут, что их нет. Если нарушения требований пожарной безопасности были выявлены, то инспектор выдаст предписание устранить их в определенный срок. Помимо этого инспектор составит протокол и вынесет постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица, организации или предпринимателя или передаст дело в суд.

Все нарушения и наказания перечислены в статье 20.4 КоАП РФ. Так, несоблюдение требований пожарной безопасности, то есть Правил противопожарного режима, утв. Постановлением № 390, влечет за собой предупреждение или штраф. Размер штрафа зависит от статуса правонарушителя. Граждане заплатят от 1000 до 1500 рублей, должностные лица – 6000-15000 рублей, организации от 150 000 до 200 000 рублей.

Нарушение требований к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение штрафа на граждан от 2000 до 3000 рублей, на должностные лица от – 6000 до 15 000 руб., на юридические лица – от 150000 до 200000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Посмотреть содержание указанных требований можно в следующих нормативных актах:

  • «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178;
  • «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179;
  • НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 № 84.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение штрафа на граждан от 3000 до 4000 рублей, должностные лица – от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). Эти требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • «НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Если в результате нарушения требований пожарной безопасности произошел пожар и было уничтожено или повреждено чужое имущество либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, то размер штрафа, наложенного на гражданина составит от 4000 до 5000 рублей, на должностное лицо – от 40 000 до 50 000 руб., на юридическое лицо – от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Несоблюдение этих норм влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ), на граждан – от 1000 до 5000 рублей.

Обратите внимание! Уплата штрафа не освободит вас от исполнения предписания. Устранить указанные нарушения все равно придется. Более того, нарушение срока, отведенного на устранения нарушения, влечет за собой еще один штраф. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор размер штрафа может составлять для должностных лиц – от 3000 до 4000 руб., для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ), для граждан – от 1500 до 2000 рублей.

Как избежать плановых проверок госпожарнадзора

Помимо федерального государственного пожарного надзора есть и другие способы оценки пожарной безопасности. Одной из альтернативных форм в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является независимая оценка пожарного риска – НОР. По сути это независимый аудит пожарной безопасности. Внедрение этой процедуры в рамках реформирования надзорной деятельности МЧС позволит уменьшить избыточные административные барьеры на пути развития предпринимательской деятельности. Одним из ключевых моментов этого направления явилось создание института независимой оценки пожарного риска (НОР).

Так, заключение НОР, поступившее в орган госпожарнадзора, отсрочит проверку объекта еще на три года. Исключение составят объекты защиты, используемые организациями, осуществляющими определенные виды деятельности – в отношении таких объектов плановые проверки планируются по истечении одного года. Таким образом, регулярно получаемое положительное заключение независимой оценки пожарного риска освободит юридических лиц и предпринимателей от плановых проверок в области пожарной безопасности.

Независимую оценку пожарного риска проводит специализированная экспертная организация. Она должна быть аккредитована МЧС России. Помимо аккредитации важно, чтобы выбранная организация прежде не выполняла на этом объекте другие работы и услуги в области пожарной безопасности, и данный объект не принадлежит ей на праве собственности или другом законном основании. В противном случае экспертная организация привлекаться к оценке не может.

Положительное заключение по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска необходимо направить в орган госпожарнадзора не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, то есть до момента окончательного формирования и направления ежегодного плана проверок в органы прокуратуры.

Проведенная работа по независимой оценке пожарного риска, а также положительное заключение свидетельствуют о пожарной безопасности объекта защиты, и о полном выполнении требований пожарной безопасности. При этом решаются следующие задачи:

  • снижение административной нагрузки на бизнес;
  • освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах и перенос усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
  • обеспечение прозрачности процедур государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.

В случаях, если заключение НОР будет представлено в период с момента утверждения плана плановых проверок и до момента непосредственного проведения, то плановая проверка будет проводится в части определения соответствия исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования. При несоответствии расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии
  1. Михаил Андронов

    Отличный цикл статей "Энциклопедия проверок". Не останавливайтесь на достигнутом. Контрольно-надзорная деятельность весьма обширна. Вот некоторые лидеры проверок: Роспотребнадзор; Ростехнадзор; Роструд; МВД России; Россельхознадзор; Ространснадзор; Росреестр; ФМС России; Росприроднадзор; Росздравнадзор; ФТС России; Росстандарт; ФАС России; ФМБА России; Минюст России; Роскомнадзор; Росрыболовство; Рособрнадзор.

  2. Полякова Анна (1С, Москва)
    Официальный аккаунт

    Спасибо, будем продолжать.