Содержание
Выбор "момента реализации"
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе, обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, чтобы товар, работа или услуга были признаны реализованными, должен иметь место факт:
- передачи права собственности на товар,
- передачи предмета работ (договора подряда),
- фактического оказания услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 39 НК РФ, момент фактической реализации товаров, работ и услуг определяются в соответствии с ч. 2 НК РФ. Под моментом фактической реализации товаров (работ, услуг) понимается момент, с которого, в соответствии со специальными нормами ч. 2 НК РФ о конкретных налогах, операции, являющиеся реализацией в соответствии со ст. 39 НК РФ, признаются реализацией товаров (работ, услуг) для целей исчисления и уплаты в бюджет конкретного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ, в целях применения главы 21 "НДС" НК РФ в приказе об учетной политике для целей налогообложения налогоплательщик выбирает один из двух вариантов признания операций по реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения: "по отгрузке" или "по оплате".
В первом случае, т.е. для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, "момент реализации" товаров (работ, услуг) для целей обложения налогом на добавленную стоимость определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
Здесь следует отметить, что норма ст. 167 НК РФ действует с поправкой на ст. 39 НК РФ, т.е. на общее определение реализации. Это означает, что при выборе организацией в учетной политике для целей налогообложения момента реализации "отгрузка", дата фактической отгрузки (передачи) товара будет являться "моментом реализации" только в том случае, если в силу действия условий заключенного с покупателем договора передача товара будет считаться и моментом перехода права собственности на него к покупателю.
Если же товар отгружен (передан) покупателю, но по условиям договора до определенного момента право собственности на него остается у организации-продавца, независимо от того, какой "момент реализации" установлен продавцом в учетной политике для целей налогообложения, товар считается не реализованным до момента перехода права собственности.
Таким образом, при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей обложения НДС порядка определения даты возникновения обязанности по уплате НДС "по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов", момент фактической реализации товаров (работ, услуг) определяется как наиболее ранняя из следующих дат: день перехода к приобретателю права собственности на товары (выполнения работ, оказания услуг) или день оплаты товаров (работ, услуг).
Данная трактовка предписаний пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ подтверждается и п. 3 данной статьи НК, согласно которому, в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях главы 21 "НДС" НК РФ приравнивается к его реализации.
Такая ситуация может иметь место, например, когда заключаемый договор поставки сочетает в себе условия о предварительной оплате товаров и об установлении в качестве момента перехода права собственности на товары даты их оплаты покупателем.
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, дата реализации товаров (работ, услуг) определяется как день их оплаты.
И вот здесь очень важно учитывать предписания п. 2 ст. 167 НК РФ, согласно которому, в целях применения норм ст. 167 НК РФ, оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя.
В данном случае в тексте НК РФ используется гражданско-правовой термин "прекращение обязательства", вариантами реализации которого на практике может быть отнюдь не только выплата денежных средств. Так, например, в соответствии со ст. 414 ГК РФ одним из вариантов прекращения обязательства является новация.
В соответствии с п.1 ст. 414 ГК РФ, обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Например, организация, приказом об учетной политике, для целей налогообложения которой установлен "момент реализации - оплата", реализует товары покупателю на условиях последующей оплаты. После фактической отгрузки товаров, хотя право собственности на них переходит к покупателю, т.к. оплата покупателям не произведена, их реализация не признается для целей обложения НДС. После отгрузки стороны заключают дополнительное соглашение к договору, согласно которому организация-покупатель вместо перечисления денег за товары обязуется передать партию своей продукции.
В данной ситуации, с точки зрения экономического одержания хозяйственных операций, на момент подписания указанного дополнительного соглашения товар нельзя признать оплаченным, т.к. оплатой в данном случае будет передача покупателем продавцу своей продукции.
Однако, с точки зрения гражданского законодательства, а именно в соответствии с п.1 ст. 414 ГК РФ, с момента подписания указанного дополнительного соглашения к договору купли-продажи имеет место новация обязательств.
Обязательство покупателя выплатить деньгами цену приобретенного товара прекращается и возникает новое обязательство - передать партию продукции. А так как в соответствии с п. 2 ст. 167 НК РФ прекращение обязательства, непосредственно связанного с отгрузкой товаров, признается их оплатой, то для целей обложения НДС товары, относительно оплаты которых было подписано данное дополнительное соглашение, с даты его подписания считаются оплаченными (реализованными).
Что же касается налога на прибыль организаций, то здесь, в отличие от НДС, возможность установления в приказе об учетной политике для целей налогообложения "момента реализации" главой 25 НК РФ исключается.
Глава 25 НК РФ выделяет два возможных для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций метода определения доходов и расходов: "кассовый метод" и "метод начисления". При этом возможность для организации использования того или иного метода определяется не приказом об учетной политике для целей налогообложения, а нормами Налогового кодекса.
Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ, организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, только в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручка от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
Если доходы и расходы организации в силу выполнения указанного условия определяются по кассовому методу, то согласно п.п. 2 и 3 ст. 273 НК РФ, датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав; расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
При этом, согласно п. 3 ст. 273 НК РФ, в целях применения норм главы 25 НК РФ, оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).
Что же касается всех прочих организаций - плательщиков налога на прибыль, то по общему правилу на них статьей 271 НК РФ распространяется порядок признания доходов по методу начисления, согласно которому доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Исходя из вышеизложенного, мы можем в схематическом виде представить нормативную базу, обеспечивающую трактовку операций по реализации товаров для целей налогообложения (см. рис.1).
Рис. 1. Нормативная база, обеспечивающую трактовку операций по реализации товаров для целей налогообложения
Выбор метода оценки запасов
Следующим после выбора "момента реализации" важнейшим элементом учетной политики организации для целей налогообложения выступает определение метода оценки списываемых в расходы запасов.
Глава 25 НК РФ содержит обособленные предписания относительно порядка списания в расходы стоимости сырья и материалов и товаров и готовой продукции организации.
Согласно п. 8 ст. 254 НК РФ, при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один и следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
- метод оценки по стоимости единицы запасов;
- метод оценки по средней стоимости;
- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
При этом ни данная статья НК РФ, ни какие-либо иные нормы главы 25 НК РФ, специального определения названных методов оценки не содержат.
Следовательно, в данном случае, нужно пользоваться тем их определением, которое дается ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.
Выбор способов начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам
25 глава Налогового кодекса Российской Федерации впервые законодательно:
- определяет такой общий термин как "амортизируемое имущество";
- дает специальные определения понятиям "основные средства" и "нематериальные активы";
- вводит классификационные группы амортизируемого имущества, разделяющиеся по срокам его полезного использования;
- а также определяет методы и порядок расчета сумм амортизации по амортизируемому имуществу и возможность применения методов ускоренной амортизации.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Пункт 2 ст. 256 НК РФ содержит перечень активов, не подлежащих амортизации.
Пунктом 1 ст. 258 НК РФ устанавливается, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи НК РФ с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
В соответствии со специальным правилом пункта 2 ст. 258 НК РФ относительно нематериальных активов организации, определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Согласно п. 3 ст. 258 НК РФ, амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в 10 амортизационных групп.
Разрабатывая приказ об учетной политике организации для целей налогообложения, следует определить:
- метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) по основным средствам и нематериальным активам за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, по которым согласно п. 3 ст. 259 амортизация может начисляться только линейным методом. При этом, в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ выбор метода начисления амортизации делается организацией относительно амортизационных групп.
- вариант применения (если таковое будет иметь место) ускоренной амортизации по отношению к основным средствам, используемым в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, и основных средств, являющихся предметом договора лизинга.
- вариант использования метода амортизации и порядка расчета сумм амортизации по нормам ниже установленных, в случае, если соответствующее решение принято руководителем организации.
Формирование оценочных резервов
Налоговым кодексом выделяются два вида оценочных резервов, суммы которых уменьшают налогооблагаемую прибыль - это резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ) и резервы по гарантийному ремонту (ст. 267 НК РФ).
Согласно п. 1 и 2 ст. 266 НК РФ, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.
Безнадежными долгами (долгами, не реальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
В соответствии с правилами, устанавливаемыми п. 4 ст. 266 НК РФ, сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода.
Напомним, что в соответствии со ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Следовательно, согласно п. 4 ст. 266 НК РФ организация для целей исчисления налогооблагаемой прибыли может создавать резервы по сомнительным долгам ежеквартально.
Согласно п. 3 ст. 266 НК РФ, суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, согласно вышеприведенному определению статьи 266 НК РФ.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.
При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.
Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется только за счет сумм созданных резервов.
Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежного долга, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
Формирование резервов на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
В соответствии с п. 1 ст. 267 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких резервов принимаются как уменьшающие величину налогооблагаемой базы организации.
Пунктом 2 ст. 267 НК РФ устанавливается, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения и определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
Из данного пункта ст. 267 НК РФ следует, что одним из контрольных моментов при проверке налоговыми органами обоснованности начисления организацией резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию будет проверка наличия в договорах на продажу товаров (работ) условия об обслуживании и ремонте в течение определенного сторонами гарантийного срока.
Следует также обратить внимание на то, что возможность создания резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию Налоговый кодекс предоставляет только по операциям реализации товаров и работ.
Отсюда, начисление таких резервов по операциям реализации услуг НК не предусматривается.
Напомним, что согласно пунктам 3; 4; и 5 ст. 36 НК РФ:
- товаром для целей применения норм НК признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации;
- работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц;
- услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Согласно п. 3 ст. 267 НК РФ расходами, т.е. в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации затратами организации, уменьшающими величину ее налогооблагаемой прибыли, признаются суммы отчислений в резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию "на дату реализации указанных товаров (работ)".
Следовательно, резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается при отражении в налоговом учете каждого факта реализации товаров (работ), относительно которых в договоре поставки, подряда и т.п. есть условие о гарантийных обязательствах.
При этом отражение сумм резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию производится в аналитических регистрах налогового учета одновременно с отражением реализации товаров (работ).
Пунктом 3 ст. 267 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается, что размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.
В случае, если налогоплательщик менее трех лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживание, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактических период такой реализации.
Согласно п. 4 ст. 267 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов по ним.
Под ожидаемыми расходами по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии.
Следовательно, при исчислении величины предельного процента отчислений мы должны соотносить сумму фактически осуществленных за последние три года расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (независимо от продолжительности фактического периода, осуществления гарантийных работ в рамках этих трех лет (2 года, 1 год, 1 квартал и т.д.) и полную сумму оборота по реализации соответствующих товаров (работ) за все эти три полных года.
Согласно п. 4 ст. 267 НК РФ, по истечении налогового периода, (т.е. в соответствии с п. 1 ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации, по истечении налогового года) налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва, исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.
Пунктом 5 ст. 267 Налогового кодекса Российской Федерации определяется, что сумма резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), не полностью использованная налогоплательщиком в налоговом периоде на осуществление ремонта по товарам (работам), реализованным с условием предоставления гарантии, может быть перенесена им на следующий налоговый период.
При этом сумма вновь создаваемого в следующем налоговом периоде резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего налогового периода.
Если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде, разница между ними подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего налогового периода.
Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), списание расходов на гарантийный ремонт осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Если сумма созданного резерва меньше суммы расходов на ремонт, произведенных налогоплательщиком, разница между ними подлежит включению в состав прочих расходов.
Согласно п. 6 ст. 267 Налогового кодекса Российской Федерации, если налогоплательщиком принято решение о прекращении продажи товаров (осуществления работ) с условием их гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания, сумма ранее созданного и неиспользованного резерва подлежит включению в состав доходов налогоплательщика по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.