Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества (п. 1 ст. 469 ГК РФ). Если требования к качеству не соблюдены, а недостатки товара существенны (неустранимы или их устранение требует несоразмерных расходов или затрат времени; выявляются неоднократно, либо после их устранения проявляются вновь и т. п.), покупатель вправе вернуть товар продавцу, потребовав возврата денежных средств или замены товара на качественный (п. 2 ст. 475 ГК РФ). Отказаться от такого товара покупатель может уже на стадии приемки (п. 1 ст. 484 ГК РФ). Однако несоответствие товара по качеству может быть обнаружено уже после того, как он принят на учет.
Порядок действий продавца и покупателя после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 разъяснен в письмах Минфина России (письмо от 02.03.2012 № 03-07-09/17, от 27.02.2012 № 03-07-09/11, от 20.02.2012 № 03-07-09/08) и ФНС России (письмо от 11.04.2012 № ЕД-4-3/6103@).
По мнению контролирующих органов, при возврате некачественного товара, принятого на учет, в целях НДС покупатель должен действовать следующим образом:
- исчислить НДС со стоимости возвращаемого товара (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- выписать счет-фактуру на возвращаемый товар ее позднее 5 календарных дней с момента отгрузки (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ);
- зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж (п. 3 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Подробнее смотрите видео (видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» релиз 3.0.38.34).
Об отражении позиции покупателя при возврате принятых на учет некачественных товаров см. в ИС 1С:ИТС в "Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8" в разделе "Бухгалтерский и налоговый учет".