С 1 января 2016 года для целей учета по налогу на прибыль к амортизируемому имуществу, к основным средствам относятся (при соблюдении иных предусмотренных гл. 25 НК РФ условий) объекты, первоначальная стоимость которых превышает 100 000 рублей.
Указанные изменения внесены в пункт 1 статьи 256 и в пункт 1 статьи 257 НК РФ Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ и применяются к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016. Таким образом:
- если стоимость объекта превышает 100 000 руб., то она формирует первоначальную стоимость основного средства (ОС) и списывается на расходы путем начисления амортизации;
- если стоимость объекта 100 000 руб. и менее, то она учитывается в материальных расходах единовременно в момент ввода такого имущества в эксплуатацию или в течение более чем одного отчетного периода в порядке, предусмотренном учетной политикой организации (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Что касается бухгалтерского учета, то Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, не менялись. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01. При этом:
- объекты стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (МПЗ) (п. 5 ПБУ 6/01);
- если стоимость объекта основных средств превышает 40 000 руб. за единицу (лимит, установленный в учетной политике организации), то стоимость погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
В программе порядок учета ОС стоимостью до 100 000 рублей отличается только выбором порядка включения стоимости в состав расходов для целей налогового учета.
В документе Принятие к учету ОС закладка Налоговый учет заполняется пользователем следующим образом:
- в поле Порядок включения стоимости в состав расходов необходимо выбрать значение Включение в расходы при принятии к учету;
- в поле Способ отражения расходов из справочника Способы отражения расходов нужно выбрать счет и аналитику затрат, куда будут единовременно списаны расходы на приобретение объектов стоимостью до 100 000 руб. Если объект в налоговом учете списывается в течение более чем одного отчетного периода, то нужно использовать 97 счет.
После проведения документа Принятие к учету ОС сформируются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 01.01 Кредит 08.04 - на стоимость объекта ОС.
Для целей налогового учета по налогу на прибыль вводятся записи в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:
Сумма НУ Дт 01.01 и Сумма НУ Кт 08.04 – на стоимость актива;
Сумма НУ Дт 20 (25, 26, 44) и Сумма НУ Кт 01.01 – на сумму расходов на приобретение актива.
Если организация применяет Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, то в учете будут отражены постоянные разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов:
Сумма ПР Дт 20 (25, 26, 44) и Сумма ПР Кт 01.01 – на сумму расходов на приобретение актива. В месяце принятия к учету основного средства стоимостью до 100 000 рублей после выполнения обработки Закрытие месяца и выполнения регламентной операции Расчет налога на прибыль будет признано постоянное налоговое обязательство (ПНО) или постоянный налоговый актив (ПНА).
Со следующего месяца после принятия к учету это основное средство начинает амортизироваться только в бухгалтерском учете. При выполнении регламентной операции Амортизация и износ основных средств формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02.01 - на сумму амортизации.
Если организация применяет ПБУ 18/02, то в учете будут отражены постоянные разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов:
Сумма ПР Дт 20 (25, 26, 44) и Сумма ПР Кт 02.01 – на сумму амортизации, а после выполнения регламентной операции Расчет налога на прибыль ежемесячно будет признаваться ПНО.
Напоминаем, что положения статьи 257 НК РФ (в ред. Федерального закона 08.06.2015 № 150-ФЗ) применяются к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года. Уже принятые к учету ОС в налоговом учете единовременно списать нельзя.
над этими разницами весь мир смеется!!!
pilot62 , Мы как то давно пытались у минфиновцев выяснить кто автор этого маразма ПБУ 18... не сказали нам. Сынка чей-то, не имеющий опыта в реальном секторе видимо. После ВУЗа в Минфин и ну премии получать за "новаторство"
пп 3 п 1 ст 254 не говорит о том что включение может быть только единовременным.
С 2015 этот пункт дополнен следующим текстом
" В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей;"
Tanya , Tanya, спасибо, внесли уточнения
После проведения документа Принятие к учету ОС в проводке по включению стоимости в состав расходов разница ВР, а не ПР!
То же при начислении амортизации!
см. Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.43.123)
Ana Good, Ana Good, вы, похоже, для включения стоимости в расходы выбрали статью затрат с видом расхода "Амортизация". Если выбрать "материальные расходы" или "прочие", то разница будет постоянной
Ana Good, А вообще вопрос о квалификации разниц в данной ситуации дискуссионный, и, возможно, разницы такого рода будут все же переквалифицированы во временные. Если такие изменения будут внесены в программу, мы об этом обязательно напишем.
Калинина Елена, фирма 1С , Елена, "дискуссионность" вида разниц, возникающих в данной ситуации - надуманная - и оснований считать эти разницы "постоянными" - нет.
Если операция в обоих видах учетах принимается в одинаковой оценке, но в разные периоды (в НУ - сразу, а в БУ - в течение периода) - то это ОДНОЗНАЧНО означает ВРЕМЕННУЮ разницу - именно так написано в ПБУ 18.
Добрый день, почему механизм включения в расходы при принятии к учету не работает для объектов строительства?
Добрый день,
У нас УПП, обновленный до текущего релиза1.3 (1.3.79.2) , но такого механизма в УПП до сих пор нет. В НУ объект ОС до 100 тысяч ложится на расходы без аналитики статьи затрат, никаких разниц не возникает вообще и кроме того, с затратных счетов суммы не списываются (т.к. без аналитики) Про Упп, как обычно, забыли. А ведь уже 2-ой квартал закрываем.