Нам нужна система автоматизации учета, управления муниципальной собственностью и администрирования поступлений от управления собственностью, при этом система должна взаимодействовать с ГИС ГМП. Какой программный продукт 1С имеет следующие возможности – учет движимого и недвижимого имущества, аренды, земельного налога и налога на имущество, всего, что числится в муниципальной собственности города, всех финансовых и налоговых операций? Комитет по имуществу г. Верхняя Салда.
Если речь идет об учете имущества муниципальной казны, то для учета объектов движимого и недвижимого имущества, а также лиц, обладающих правами на объекты имущества, в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета Федерального имущества» и Приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» предназначена программа «1С:Реестр государственного и муниципального имущества».
Типовое решение «1С:Реестр государственного и муниципального имущества» обеспечивает:
- Формирование и хранение сведений об объектах имущества и лицах, обладающих правами на объекты имущества, включая формирование соответствующих карт учета.
- Постановку на учет в реестр объектов имущества, а также лиц, обладающих правами на объекты имущества.
- Снятие с учета в реестре объектов имущества и лиц, обладающих правами на объекты имущества.
- Передачу объектов имущества от правообладателя в казну, из казны правообладателю, а также между правообладателями.
- Регистрацию изменений сведений об объектах имущества и лицах, обладающих правами на объекты имущества.
- Формирование арендного фонда из объектов имущества, для последующей сдачи объектов имущества в аренду.
- Регистрацию обременений (ограничений) на объекты имущества.
- Формирование договоров аренды на объект имущества с указанием условий заключения договоров аренды.
- Формирование начислений платежей по договору аренды
- Учет и распределение поступивших платежей по договорам аренды с автоматическим формированием и расчетом сумм пеней по просроченным начислениям платежей.
- Формирование выписки из реестра государственного и муниципального имущества.
- Формирование статистической отчетности по объектам имущества и лицам, обладающим правами на объекты имущества
- и др. Подробнее см на сайте.
Программный продукт применяется в ряде муниципальных образований, например:
- Ижевск
- Свердловская обл, Нижнесергинский р-н, г Нижние Серги
- Тульская обл, Алексинский р-н, пгт Новогуровский
- Кировский внутригородской район городского округа Самара
- и др.
Если речь идет о бухгалтерском учете имущества казны, то для ведения бухгалтерского учета государственных, муниципальных учреждений, в том числе бюджетного учета имущества казны, предназначена программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» редакции 2.
В зависимости от установленных настроек в программе можно вести инвентарный учет имущества казны и начислять амортизацию на имущество казны. Это важно, если имущество казны передается в аренду. Если в программе ведется инвентарный учет имущества казны, по объектам, учитываемым на счетах 108 00 «Имущество казны», можно формировать инвентарные карточки. По имуществу казны формируется статотчетность по форме 11-краткая. Можно отражать передачу в аренду имущества казны, а также вести учет расчетов с арендаторами в соответствии с положениями Федерального стандарта государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н.).
Согласно статьям 214, 215 и 217 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не переданное в собственность граждан и организаций, составляет государственную казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 373 гл. 30 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Имущество казны не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций. Об этом сказано в письме Минфина России от 07.09.2015 № 03-05-05-01/51422.
Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
При этом от имени муниципального образования права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии с ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. ст. 294, 296 ГК РФ).
Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 388 гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом».
Таким образом, публично-правовые образования не являются плательщиками земельного налога.
Поэтому уполномоченный орган по учету имущества муниципальной казны, действующий в интересах собственности публично-правового образования, в отношении земельных участков, составляющих муниципальную казну, не является плательщиком земельного налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 23.12.2013 № 02-06-010/56631.
Если речь идет об учете имущества местной администрации на счетах 101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00 Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), то в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 реализованы все особенности учета нефинансовых активов, в том числе предусмотрено автоматическое заполнение деклараций по земельному и транспортным налогам, налогу на имущество организаций.
Если речь идет об учете доходов муниципального бюджета от уплаты налога на имущество, налога на землю и других, то программа содержит все необходимое для отражения в учете прогнозных данных по доходам, начисления и уплаты доходов бюджета. Предусмотрено взаимодействие как с государственной информационной системой о Государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), так и с региональными информационными системами регистрации начислений и платежей - ИС РНИП, УНП.
Подробнее о возможностях редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».