Изменения в обязательной маркировке товаров с 1 июня 2025 года

С 1 июня 2025 года для производителей, поставщиков и продавцов вступают в действие очередные изменения в сфере обязательной маркировки продукции. Изменения затронут маркировку одежды, молочной продукции, безалкогольных напитков, соков и бытовой химии. Кроме того, с указанного момента стартует новый этап реализации разрешительного режима реализации маркированных товаров. Рассказываем, какие нововведения ожидают участников рынка маркированной продукции в июне.

Обязательная маркировка безалкогольных напитков и соков

С 1 июня для производителей подакцизных безалкогольных напитков будет введена обязанность по представлению сведений о кодах маркировки не только при введении произведенной продукции в оборот, но и при ее передаче третьим лицам на основании гражданско-правовых договоров (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 №887). Новые правила касаются продукции, произведенной с 1 июня 2025 года.

На какую продукцию распространяются изменения:

  • безалкогольные напитки, в том числе с соком, упакованные в банки, в том числе алюминиевые;
  • безалкогольные напитки, в том числе с соком, упакованные в стеклянную или полимерную потребительские упаковки;
  • соки, упакованные в потребительскую упаковку.
При этом изменения не распространяются на:

  • напитки, помещаемые под таможенные процедуры в целях вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
  • напитки, произведенные в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации;
  • напитки, относящиеся к БАД, пищевой продукции для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания, имеющие соответствующие свидетельства о государственной регистрации;
  • напитки, относящиеся к концентратам, свежеотжатым и замороженным сокам.

Что должны делать производители:

  • передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о кодах маркировки, нанесенных на продукцию при вводе ее в оборот;
  • передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о кодах маркировки при совершении сделок, предусматривающих переход права собственности на продукцию;
  • передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о кодах маркировки при передаче продукции на основании договоров комиссии или агентских договоров.

Обязательная маркировка одежды

В период с 1 до 30 июня поставщики и продавцы одежды, подлежащей обязательной маркировке, должны промаркировать продукцию, приобретенную до 28 февраля 2025 года включительно (постановление Правительства РФ от 31.12.2019 №1956).

Какую продукцию нужно маркировать:

  • кальсоны, комбинации, юбки, трусы, майки, ночные рубашки, пижамы, купальные и домашние халаты, панталоны;
  • бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, помочи, подвязки;
  • футболки, майки и нижние рубашки;
  • одежда и аксессуары одежды для детей младшего возраста;
  • костюмы купальные трикотажные или вязаные;
  • перчатки из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных;
  • перчатки, рукавицы, варежки, митенки из натуральной или композиционной кожи;
  • шляпы и прочие головные уборы, фетровые, плетеные из полосок различных материалов, или трикотажные или вязаные, или из кружевных полотен, или прочих текстильных материалов, изготовленные из одного куска; сетки для волос;
  • гетры, гамаши и аналогичные изделия и их детали.

Что должны делать импортеры и продавцы:

  • до 30 июня включительно осуществить маркировку товаров, приобретенных до 28 февраля 2025 года включительно;
  • до 30 июня включительно осуществить маркировку товаров, выпущенных таможенными органами начиная с 1 марта 2025 года в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;
  • до 30 июня включительно завершить таможенный выпуск немаркированной продукции.

Обязательная маркировка молочной продукции

С 1 июня производители, поставщики и продавцы молочной продукции будут обязаны незамедлительно уведомлять о передаче данной продукции третьим лицам по гражданско-правовым договорам (постановление Правительства РФ от 15.12.2020 №2099). 

На какую продукцию распространяются изменения:

  • молоко и сливки, в том числе сгущенные;
  • пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир; молочная сыворотка;
  • сливочное масло и молочные пасты; сыры и творог.

Изменения не распространяются на следующие товары:

  • молочная продукция, помещаемая под таможенные процедуры в целях ее вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
  • молочная продукция, произведенная в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации;
  • молочная продукция, масса нетто которой составляет 30 граммов и менее;
  • детское питание для детей до 3 лет и специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание.

Что должны делать производители, поставщики и продавцы:

  • не позднее дня передачи продукции третьим лицам передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» уведомление о совершении сделки, предусматривающей переход права собственности на молочную продукцию;
  • не позднее дня передачи продукции третьим лицам направлять в информационную систему маркировки «Честный знак» уведомление о предоставлении продукции по договорам комиссии, агентским договорам, договорам подряда и договорам поручения.

Обязательная маркировка бытовой химии

В период с 1 до 30 июня поставщики и продавцы должны промаркировать продукцию, приобретенную до 30 апреля 2025 года (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 №1681).

Какую продукцию нужно маркировать:

  • мыло в форме брусков, кусков или в виде формованных изделий; моющие средства в потребительской упаковке;
  • поверхностно-активные органические вещества (ПАВ) и средства для мытья кожи в виде жидкости или крема;
  • бумага, вата, войлок или фетр и нетканые материалы, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством;
  • чистящие пасты и порошки.

Что должны делать импортеры и продавцы:

  • до 30 июня включительно осуществить маркировку товаров, приобретенных до 30 апреля 2025 года;
  • до 30 июня включительно осуществить маркировку товаров, выпущенных таможенными органами начиная с 1 мая 2025 года для внутреннего потребления или реимпорта;
  • до 30 июня включительно передать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о кодах маркировки, нанесенных на продукцию.

Разрешительный режим реализации безалкогольных напитков

С 1 июня будет введен в действие разрешительный режим реализации безалкогольных напитков (постановление Правительства РФ от 21.11.2023 №1944). С указанного момента продавцы должны будут отказывать покупателям в реализации напитков, по которым система маркировки «Честный знак» выдаст наличие нарушений в правилах маркировки.

Разрешительный режим реализации распространяется на:

  • безалкогольные напитки в банках, в том числе алюминиевых;
  • сокосодержащие безалкогольные напитки в банках, в том числе алюминиевых;
  • безалкогольные напитки, в том числе сокосодержащие, в стеклянной и полимерной потребительской упаковке;
  • соки в потребительской упаковке.

Что должны делать магазины:

  • отказывать в продаже напитков, сведения о маркировке которых отсутствуют в информационной системе маркировки «Честный знак»;
  • отказывать в продаже напитков, запрещенных к реализации по решению органов государственного контроля;
  • отказывать в продаже напитков, в отношении которых в информационной системе маркировки «Честный знак» отсутствуют сведения об их вводе в оборот;
  • отказывать в продаже напитков, маркировка которых осуществлена с нарушением действующих правил;
  • отказывать в продаже напитков с истекшим сроком годности.

В материале использованы фото: Zapp2Photo / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии
  1. Тот самый главбух

    Про РР на лекарства с 1 июня забыли упомянуть

    • Налоговое бремя

      Тот самый главбух, Скорее всего не забыли, а просто не написали, поскольку лекарства - это специфическая и узкопрофильная сфера, которая затрагивает лишь малую часть бизнеса. Лекарственные препараты для медицинского применения вынесены в отдельную область маркировки.

      Правила маркировки, реализации продукции и разрешительного режима такой реализации там отличаются от общеустановленных. Для лекарств действует и отдельная информационная система мониторинга - МДЛП, доступ к которой имеют аптеки. Сроки внедрения маркировки и этапы разрешительного режима также отличаются от общих, которые действуют для большинства продавцов.