Руководитель группы разработки сервисов интернет-поддержки фирмы «1С» Павел Завялик рассказывает, как сервис «1С:Онлайн-заказы» упростил компаниям процедуру выставления счетов.
Сложности бизнеса с выставлением счетов
Некоторые решения 1С используются для выставления в них счетов клиентам. Мы решили проанализировать, какие проблемы могут возникать у пользователей в этом процессе. Оказалось, что чаще всего он занимает много времени и требует постоянного контроля. Вот типичные проблемы, которые возникают у бизнеса при выставлении счетов:
Ошибки в документе. Компания выставляет счет своему партнеру или клиенту – и отправляет его по электронной почте. Клиент проверяет, все ли в нем верно – позиции, услуги, сумма, реквизиты, наименования товара и так далее. Если обнаруживаются какие-то ошибки, приходится выставлять счет заново и снова направлять его клиенту. Иногда одни и те же действия приходится повторять несколько раз, если клиент решает поменять что-то в заказе.
Оплата неверного счета. Когда из-за ошибок клиент получает несколько счетов на оплату, у него возникает путаница. Он не понимает, по какому счету нужно платить. И бывает, что оплачивается неправильный счет. И тут у продавца возникает несколько вопросов. Как проводить эту оплату в 1С? Если сумма больше нужной, как оформлять возврат? На какую сумму и на какие товары/услуги пробивать чек? Надо ли выставлять дополнительный счет, если провели оплату меньше, чем по «правильному» счету?
Зависимость менеджеров по продажам от бухгалтерии. После оплаты платежный документ приходит именно бухгалтеру. Он должен загрузить в 1С этот документ, чтобы менеджер мог связать заказ с проведенной оплатой. Если бухгалтер занят или в отпуске, то менеджер полагается только на слова клиента.
Неподходящие способы оплаты. Выставленный счет содержит информацию о способах оплаты. И иногда они могут не подходить покупателям. Клиент говорит менеджеру, что оплатит через СБП. Но когда видит счет, вспоминает про повышенный кэшбэк и решает использовать банковскую карту. В этом случае счет придется выставить заново, чтобы добавить в него новый способ оплаты.
Отсутствие кассы для работы с конечными клиентами. Юридические лица, то есть ИП и компании, по закону должны оплачивать счета только со своего расчетного счета. Но иногда представители бизнеса решают расплатиться своей личной банковской картой. То есть сделка совершается не между юридическими лицами, а между компанией и конечным покупателем (физическим лицом). В этом случае продавец должен выдать чек. Но если он в принципе не сотрудничает с конечными покупателями, то кассы у него может не быть. В этом случае сделка оказывается под угрозой срыва. Продавцу надо или подключать кассу для таких ситуаций или настаивать на том, чтобы компания провела оплату только со своего расчетного счета.
Все это подтолкнуло нас к тому, чтобы упростить работу с выставлением счетов. С этого и началось создание сервиса «1С:Онлайн-заказы».
Новые возможности для выставления счетов с помощью сервиса «1С:Онлайн-заказы»
В сервисе «1С:Онлайн-заказы» мы сделали выставление счетов и возможность оплаты удобнее и проще как для менеджеров, так и для клиентов. В последних версиях решений «1С:Управление нашей фирмой» и «1С:Розница» счета выставляют с помощью встроенного сервиса «1С:Онлайн-заказы» следующим образом.
Менеджер отправляет клиенту не готовый счет, а ссылку на него. Клиент может открыть ссылку в смартфоне или на компьютере в любом браузере и увидеть свой заказ: название товаров или услуг, количество, стоимость каждой позиции и итоговую сумму, примененные скидки, а также вложения (например, дизайн-проект ремонта).
Если в документе есть ошибки, менеджер тут же их исправляет. При этом менять счет или заново выставлять его всякий раз, когда вносятся изменения, не приходится. Ссылка на онлайн-заказ содержит разные способы оплаты: СБП, банковской картой или с помощью QR-кода с реквизитами компании. Клиент сам выбирает наиболее удобный вариант и видит подтверждение оплаты после ее проведения.
Компания, выставившая счет, автоматически получает в «1С:УНФ» или «1С:Рознице» информацию о поступившем платеже: дата, способ оплаты, сумма и так далее. Менеджеру не надо совершать дополнительные действия, чтобы выяснить, какой клиент и за что заплатил. Сотрудник открывает программу и видит все прошедшие оплаты.
Как мы создавали сервис «1С:Онлайн-заказы»
Самое сложное в работе над любым сервисом – правильно выбрать последовательность реализации функций, важных для пользователей. Когда мы приступили к созданию сервиса «1С:Онлайн-заказы», у нас было море идей. Мы находились в поиске оптимального пути, чтобы закрыть новым продуктом базовые потребности пользователей, а не сделать его «в пустоту».
Мы пришли к выводу: на первом этапе разработки делаем генерацию самой ссылки и визуализацию счета. Дали компаниям возможность создать свой фирменный счет с их логотипом, выбрать цвет, указать контактные данные и специальные предложения.
Потом появилась возможность прикрепить к счетам вложения. Они иногда нужны, чтобы покупателю было понятно, за что именно он платит. Например, вместе со счетом за встроенную кухню он получает ее 3D-визуализацию или дизайн-проект.
На втором этапе мы добавили возможность принимать оплату по карте, а также через СБП. Оплата через СБП доступна не только от физических лиц, но и от юридических и индивидуальных предпринимателей. Это позволяет продавцу получать деньги на расчетный счет в течение 15 секунд после оплаты. Позднее появилась оплата банковской картой.
Наша работа длилась год. Когда мы выкатили MVP (минимально жизнеспособный продукт) сервиса «1С:Онлайн-заказы», то не делали громких презентаций или объявлений. Нам хотелось понять, как он в принципе работает, чтобы постепенно вносить в него изменения, а потом представить готовый продукт. Но сервис оказался востребованным практически с самого начала – пользователи «1С:Розницы» и «1С:УНФ» самостоятельно находили его внутри программ и начинали с ним работать. Первые пользователи были из самых разных сфер: от продавцов тракторными запасными частями, что было для нас совсем удивительно, до услуг по перевозке животных.
Основное пожелание, которое мы получали на первом этапе – добавить интеграцию с облачными кассами, чтобы компания могла выбивать чеки при продаже конечным покупателям. Бизнесу не всегда удобно поддерживать физическую кассу, которая расположена в офисе. Мы добавили возможность использовать сервис «1С:Облачная касса». Теперь компания может не приобретать обычную кассу, а подключить облачную: чеки пробиваются автоматически и в электронном виде отправляются клиенту.
Сейчас сервис полностью готов, хоть мы и планируем некоторые доработки.
Как подключить сервис «1С:Онлайн-заказы»
Сервис находится пока только в двух решениях 1С – «1С:Розница» и «1С:УНФ». При работе с документами «Заказ покупателя» и «Счет на оплату» менеджер выбирает «Онлайн-заказ», чтобы получить ссылку на счет с полной детализацией заказа.
Ссылку можно отправить клиенту по почте, через SMS или в мессенджеры.
Наш сервис бесплатный. Но если пользователь подключает оплату в каком-то банке или платежном агрегаторе, то нужно быть готовыми к комиссиям за платежи. Мы сделали интеграции с различными вендорами, но за услуги вендоров пользователю придется платить.
Так как продукт новый, мы внимательно следим за обратной связью. Сами взяли на себя техподдержку. Если у пользователя вопросы или проблемы, он может сообщить о них по почте online-orders@1c.ru. Все вопросы доходят до разработчиков, создававших нужный функционал для решения. Они же оперативно дают ответы или разъяснения.
Что дальше
У нас две глобальные задачи. Первая – масштабирование. Хотим, чтобы наш сервис стал must-have для выставления счетов во всех программах 1С. Внедрение таких сервисов в программы – это длинный путь, но первые шаги мы уже сделали.
Вторая цель – добавление новых способов оплаты. Различные pay-сервисы предоставляют достаточно много полезных фич. Например, маркетплейсы при покупке дают кэшбэк баллами: хорошая мотивация для повторных покупок. BMPL-системы позволяют быстрее предоставлять рассрочки. Например, кухню, стоимостью 300 тысяч рублей, можно оплатить рассрочкой, поделив платеж на пять частей. Продавцу такой способ очень удобен. Он заключил договор, а дальше не его забота получить платеж с физлица: этим занимается банк.
Мы хотим, чтобы наш сервис был полезен как можно большему количеству пользователей. Поэтому думаем, каких опций им не хватает, и будем постепенно добавлять эти возможности.
Источник: Портал для малого бизнеса BIZ.360
В материале использованы фото: Studio Romantic / Shutterstock / Fotodom.