Содержание
Многие со времен итальянского купца Б. Котрульи (XV в.) полагали, что "… без живого слова, бухгалтерию лишь с трудом можно изучить по письменным руководствам". Обратите внимание: хотя и "с трудом", но все-таки можно. Вот шестьсот лет множество людей во всех странах мира и сочиняют учебники по бухгалтерскому учету. И самое любопытное: первый учебник "Трактат о счетах и записях" математика Луки Пачоли (1445-1517) регулярно переиздается до сих пор.
Какие были и есть учебники
Ясно, что было много авторов, которые хотели написать книгу лучше, чем самая первая. Это было нетрудно. Жизнь менялась. Возникали новые операции, и в течение нескольких веков многие авторы просто брали Трактат и дополняли его новыми сведениями. С XVIII века стали писать от себя. Но и в конце XIX века были в России люди, уверенные, что в Трактате описана практика сегодняшнего дня.
За столь длительное время у педагогов появилось естественное желание учить лучше, чем учили раньше, или лучше, чем учат другие. Поэтому можно выделить в методическом отношении несколько типов учебников.
1. Чисто процедурный. Цель: научить учащегося работать, дать ему квалификацию. Придет такой человек к работодателю и скажет: "Я учился по книгам А.С. Маргулиса. Вот аттестат". И сразу же такому аттестатодержателю назначат хорошую работу. Процедура в таких учебниках излагается или широко, или узко. В первом случае приводятся материалы от четкого описания всего документооборота до порядка составления отчетности. Наиболее ярким выражением подобного подхода могут служить учебники по учету в торговле Н.И. Ильина.
Иногда считается, что квалификацию легче всего приобрести по учебнику, который просто воспроизводит реальные записи реальных фактов хозяйственной жизни в реальных регистрах. Такими были книги "Ключ коммерции" (первый учебник на русском языке) и классические работы П.И. Рейнбота, С.М. Бараца и многих других авторов. Такие учебники были особенно популярны в XVIII и XIX в. В XX в. получил признание другой, более узкий, подход к учебнику. Многие авторы стали исходить из того, что превращение аудитории в бухгалтерию не дает эффекта: копии документов не имеют юридической ответственности и не впечатляют молодежь, любящую танцы и другие виды активного отдыха. Документы, которые заполняют в аудитории, студенты часто воспринимают не как документы, а как игрушки. Бухгалтерская процедура трудна, работа кажется однообразной, и редко кто из учеников испытывает радость, поглаживая "бумажки". Поэтому педагоги бухгалтерии вдруг вспомнили заповедь великого учителя Яна Амоса Каменского: "Во всякой науке учите главному и существенному, предоставляя остальное самообразованию и жизни". И тут многие авторы пришли к выводу, что всему не научишь, надо в аудитории и в учебниках учить самому главному - проводкам. Научить по инструкциям и плану счетов тому, как составлять корреспонденции счетов - дело доступное и достаточно легко достигаемое в аудитории в ходе учебного процесса.
Ярким выразителем такого подхода был великий русский бухгалтер Е.Е. Сиверс (1852-1917). Излагая учебный материал, он впервые применил различные графические средства: схемы счетов ("самолетики"), граф-схемы с геометрическими фигурами и т. д. Этот тип процедурного учебника в настоящее время самый распространенный.
При этом очень часто проводки излагаются просто в справочных таблицах, что доставляет удовольствие не только учащимся, но и практикующим бухгалтерам. Все перечисленные варианты имеют много плюсов, ибо готовят молодых людей к практической работе, и один минус - они не раскрывают смысл, скрытый за излагаемой бухгалтерской процедурой, все экономические и юридические проблемы остаются за рамками учебного материала.
2. Чисто содержательный. Авторы учебника исходят из того, что предметом обучения в аудитории должна быть не процедура, а проблема, вернее проблемы. В связи с этим резко меняется характер учебника и его цель. Теперь он оказался рассчитан не на тех, кто хочет выполнять бухгалтерскую работу и получать соответствующую квалификацию, а на тех, кто должен получить компетенцию, т. е. на человека, который понимает степень условности показателей финансовой отчетности, осознает не арифметику - как их считали, а четко представляет принципы, из которых эти расчеты вытекают. Такой учебник составляется без единой проводки, и его может понять любой грамотный читатель "от портного до поэта" и, что самое важное, этот учебник может прочесть и бухгалтер, проведший всю жизнь на практической работе, и ему будет это очень интересно, ибо перед ним открываются фундаментальные пласты великой науки - бухгалтерии. Такой учебник существует: Э.С. Хендриксен, М.Ф. ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. Это блестящая книга. По такой же методике составлены тексты МСФО. Огромный том, и ни одной проводки. Это новое слово в учебном процессе. Преимущество этого направления в бухгалтерской дидактике в том и состоит, что человек понимает содержание учета, а недостаток связан с тем, что такой бухгалтер напоминает евнуха: все понимает, а сделать ничего не может.
Болонский процесс
Подписание нашей страной Болонской декларации сводит наше высшее образование к двум уровням: бакалавриату и магистратуре. В первом случае человек осваивает азбуку бухгалтерии и ее процедуры, и, как результат, он получает квалификацию и может работать. Во втором случае он сверх квалификации приобретает компетенцию и, как следствие, такой специалист сможет формировать учетную политику в ее финансовых, налоговых и договорных последствиях.
Отсюда нужны два уровня учебников: для бакалавров и магистров. Различие между двумя уровнями учебников можно понять на следующем примере.
Студенту показывают элементарную накладную и требуют назвать проводку. Он отвечает: "Дебет 41 и 19, Кредит 60". И компьютер, и педагог в восторге. Это уровень бакалавра. Ему важно ответить так, как это предписывают действующие нормативные документы и единый план счетов.
Для магистра этого недостаточно. Он должен сказать, что в данном случае речь идет об отражении обязательств, вытекающих из двух договоров и одного закона.
Первый договор - о материальной ответственности. Собственники доверяют товары кладовщику, у которого возникает перед ними обязательство распоряжаться ценностями согласно установленным правилам, а у самих собственников по этому поводу возникает право требования к данному материально ответственному лицу.
Второй договор - это договор поставки, согласно которому у организации возникло обязательство оплатить поставщику полученные от него товары, а у поставщика - право требования погашения возникшего долга. Закон предопределяет начисление налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, и отсюда возникает дебетовый оборот по счету 19.
И то, что в юриспруденции называется обязательством, в экономике выступает как кредит.
Но, человек, учащийся в магистратуре, должен четко понимать, что этот ответ привязан только к сейчас действующей практике. На самом деле теоретически возможны иные записи, и тогда могут возникнуть иные финансовые результаты, и само финансовое положение организации может выглядеть по-другому.
Выводы
Для каждого специалиста важно то, как его учили. Обычно, чем хуже мы учимся, тем охотнее рассказываем, как плохо нас учили. (Это характерно, ибо всегда и во всем виноват кто-то, но не мы.) В связи с этим нам не хватает критического и особенно самокритического охвата проблемы построения современных учебников. И самый главный вывод: если все и бухгалтеры, и не бухгалтеры станут читать хорошие книжки, тогда сбудется завет все того же Б. Котрульи, мечтавшего о купце, который "… наймет себе действительно умелого и практичного молодого бухгалтера, потому что иначе дела превратятся в хаос и вавилонское столпотворение, чего ты, если тебе дорога твоя честь и имущество, должен опасаться".