Содержание
|
Суть проблемы
Платность землепользования в Российской Федерации предусмотрена Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю", в соответствии со статьей 1 которого установлены следующие формы платы - земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Взимание земельного налога на территории Российской Федерации установлено подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах ...). Пунктом 2 статьи 21 Закона об основах ... определено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Там же указано, что конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Ставки земельного налога устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако законодателем на федеральном уровне регулярно производится корректировка установленных ставок земельного налога путем введения повышающих коэффициентов (в частности, см. статью 14 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год").
Необходимо отметить, что по смыслу статьи 53 НК РФ с учетом требований статьи 21 Закона об основах ... указанные коэффициенты не отвечают признаку налоговой ставки и не могут отождествляться с ней, вследствие чего указанные коэффициенты применяются только в течение периода, на который они устанавливаются.
Таким образом, повышающие коэффициенты, предусмотренные соответствующим федеральным законом, подлежат применению относительно ставок, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, только в том периоде, на который их действие распространено в силу прямого указания закона.
Судебные решения
1. Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления налогового органа.
Решением суда от 07.10.2002 года оспариваемое постановление налогового органа признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2003 года решение суда отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.
Как следует из материалов дела, при расчете земельного налога за 2002 год Обществом использован повышающий коэффициент "2,688" на основании статьи 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год".
По мнению налогового органа, при исчислении суммы земельного налога за 2002 год налогоплательщик обязан применять повышающий коэффициент "4,8", поскольку в него включены коэффициенты "2", "1,2" и "2", предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".
Полагая, что неправильное применение заявителем коэффициента "2,688" повлекло недоплату земельного налога, налоговый орган 05.08.2002 года принял постановление о взыскании с Общества соответствующей недоимки.
Исследовав материалы дела и выслушав доводы сторон, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции от 13.02.2003 года не соответствует нормам материального права.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента "2" ограничивается 1999 годом.
В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2".
Действие названного федерального закона также ограничивается 2000 годом.
Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Истечение срока действия закона является одним из способов прекращения действия норм. Поскольку нормами закона о бюджете регулируются отношения по формированию бюджета на определенный финансовый год, такие нормы являются срочными и прекращают свое действие в последний день календарного года. При таких обстоятельствах сделанный судом апелляционной инстанции вывод о правомерности применения налоговой инспекцией коэффициента "4,8" в качестве итоговой величины, содержащей все повышающие коэффициенты, является ошибочным.
Согласно статье 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации (городах Москве и Санкт-Петербурге) данная функция отнесена к компетенции представительных органов власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" установлено, что в 2002 году ставки земельного налога по Санкт-Петербургу применяются по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
В связи с этим сделанный арбитражным судом вывод о правомерном применении налогоплательщиком этого коэффициента является законным и обоснованным.
Постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
Постановление ФАС СЗО от 19.03.2003 № А56-24659/02;
Постановление ФАС СЗО от 18.04.2003 № А56-33956/02)
2. По другому аналогичному делу суд кассационной инстанции обязал налоговый орган произвести зачет излишне уплаченного земельного налога.
При этом он указал следующее.
Обязанность налогоплательщиков исчислять земельный налог с учетом ежегодно вводимых законами о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Повышающие размер налоговой ставки коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, действуют в определенные этими же законами промежутки времени (исключение составляют те нормы, действие которых сохраняется в силу прямого на то указания в законе).
Таким образом, повышающие коэффициенты не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер.
Коэффициент влияет на порядок исчисления налога, но не ставки. Ставка при этом остается неизменной.