Кому предоставляются «коронавирусные» субсидии в 2021 году
Порядок предоставления в 2021 году субсидий малому и среднему бизнесу, а также социально ориентированным НКО, понесшим финансовые потери из-за пандемии COVID-19, установлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513.
Первоначально власти установили субсидии субъектам малого и среднего бизнеса, деятельность которых была приостановлена из-за временных региональных ограничений. Размер субсидии составил половину МРОТ в расчете на каждого сотрудника, если срок введения ограничений в регионе ограничивался 2 неделями. Если сроки ограничений оказывались больше, то размер гранта увеличивался пропорционально времени приостановления деятельности предприятий вплоть до одного МРОТ на сотрудника.
При этом 1 ноября стартовала новая программа выдачи безвозмездных денежных грантов малому бизнесу, пострадавшему от коронавирусных ограничений. Безвозратные гранты сейчас выделяются бизнесу в целях выплаты зарплат сотрудникам и компенсации финансовых потерь из-за объявления в стране режима нерабочих дней на основании президентского указа от 20.10.2021 № 595. Получить гранты могут предприятия малого и среднего бизнеса, которые работают в отраслях спорта, гостиничного бизнеса, общепита, сфере дополнительного образования, бытовых услуг, культуры, организации досуга, отдыха и развлечений.
Гранты выдаются в заявительном порядке в размере одного МРОТ на каждого занятого в организации сотрудника, включая самого ИП. Заявку на грант можно подать на сайте ФНС до 15 декабря 2021 года. Чтобы иметь возможность получить грант, компания должна соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513.
Каким компаниям откажут в предоставлении субсидий
Компания не сможет претендовать на получение субсидий, выделяемых на покрытие убытков из-за ранее введенного в октябре-ноябре режима нерабочих дней, если нарушит хотя бы одно из указанных ниже условий:
- обязательное нахождение в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июля 2021 года;
- на дату направления заявки компания не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- у компании по состоянию на 1 июля 2021 года отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов и страховых взносов, превышающая 3000 рублей;
- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность компании по основному виду экономической деятельности по состоянию на 10 июля 2021 года, к отраслям российской экономики, требующим поддержки в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. С полным списком пострадавших отраслей можно ознакомиться в приложении № 5 к постановлению Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513.
Формальные основания для отказа в выплате субсидий
Как свидетельствует уже сформировавшаяся судебная практика разрешения споров, связанных с «коронавирусными» субсидиями, отказ в выплате денег последует даже по чисто формальным причинам. Причем даже в тех случаях, когда к моменту подачи заявки на получение денег все формальности компанией были соблюдены, а допущенные несоответствия устранены.
Так, Верховный суд РФ рассмотрел спор, который касался отказа в выплате «коронавирусной» субсидии из-за несуществующей налоговой задолженности, признанной безнадежной к взысканию. К моменту установления правительством субсидии сроки на взыскание этой налоговой задолженности уже истекли, и налоговая инспекция должна была списать ее как безнадежную, но она этого не сделала.
Однако на момент подачи заявки на получение субсидии заявитель самостоятельно добился признания задолженности безнадежной, а обязанность по ее уплате – прекращенной. Но все это не помогло получить бюджетную субсидию, поскольку по условиям ее получения у заявителя должен был отсутствовать долг по налогам именно по состоянию на 01.03.2020 года. А к этому моменту задолженность хотя и была просроченной, но налоговики еще не приняли решение о ее списании.
ВС РФ в определении от 30.09.2021 № 309-ЭС21-17108 признал, что при таких обстоятельствах ИФНС обосновано отказала в предоставлении субсидии, так как формально условие об отсутствии налоговой задолженности заявитель не выполнил. При этом суд подчеркнул, что налоговики не обязаны самостоятельно инициировать процедуру признания долга безнадежным. Этим вопросом должен заблаговременно озадачиться именно сам получатель субсидии.
Другой спор, рассмотренный Тринадцатым арбитражным апелляционным судом (определение от 28.09.2021 № А56-33660/2021), касался уже отказа в предоставлении субсидии из-за несоответствия основного вида деятельности компании коду, содержащемуся в правительственном перечне пострадавших от ковида отраслей экономики.
По условиям предоставления «коронавирусной» субсидии код основного вида деятельности компании должен был соответствовать коду, указанному в перечне пострадавших отраслей, по состоянию на 1 марта 2020 года. На тот момент основной вид деятельности организации фактически уже был отнесен к списку пострадавших. Однако формально в ЕГРЮЛ в качестве основного значился другой вид деятельности.
Поэтому организация подала заявление о внесении в реестр достоверных сведений об основном виде ее деятельности. Соответствующие изменения в ЕГРЮЛ были внесены 5 марта 2020 года. Однако это также не помогло получить субсидию, поскольку внести изменения в ЕГРЮЛ необходимо было ровно 5 дней назад. То есть до 1 марта 2020 года. Суд здесь опять же признал, что формального основания вполне достаточно для отказа в выплате субсидии, несмотря на то, что заявитель уже несколько лет фактически ведет один-единственный вид деятельности, признанный пострадавшим от коронавирусной инфекции.
ОКВЭД - наше все. Пострадавшими у нас не становятся, а назначаются.
Рисовод , По сути да, конечно. Но если бы не ОКВЭДы то злоупотреблений и неправомерного получения всяких грантов и прочих плюшек из бюджета было бы в разы больше.
Прогрессивный бухгалтер, а "правомерного" в разы меньше? :-) Неправомерное получение это уже статья!
Рисовод , А на правомерное денег в бюджете и не хватило бы. Да какая еще статья. где вы такое у нас видели? Максимум могут истребовать через суд вернуть все обратно с процентами. Да и то если докажут прямой умысел
Прогрессивный бухгалтер, а как же "нецелевое использование"?
Рисовод , нецелевое использование к донного рода субсидиям притянуть будет крайне проблематично, даже если очень сильно стараться. фактически это нецелевые гранты, использовать которые организации и ип могут по их собственному усмотрению.
Прогрессивный бухгалтер, вон один ректор уже сидит после 3-х операций на сердце. И доказывать ничего не надо: имеются основания подозревать... и в кандалы!