Содержание
Для целей налогового учета отражаются расходы организацией денежных средств (из кассы или с расчетного счета), влияющие на расчет налоговой базы в текущем отчетном (налоговом) периоде или в будущих периодах.
Расходы денежных средств, не влияющие на расчет налоговой базы, в налоговом учете не отражаются. В частности, не отражаются следующие расходы денежных средств:
- выдача наличных денежных средств подотчетному лицу;
- выплата заработной платы;
- поступление в кассу средств, снятых с расчетного счета;
- внесение на расчетный счет средств из кассы.
Отражение расхода денежных средств в налоговом учете
Поступления денежных средств в налоговом учете отражаются с помощью налогового документа "Расход денежных средств" (меню "Налоговый учет - Налоговый учет движения денежных средств").
Рис. 1. Документ "Расход денежных средств"
Каждый расход отражается в документе "Расход денежных средств" отдельной строкой табличной части. Отдельные операции по расходу денежных средств за один день можно отразить в одном документе.
В полях "Контрагент" и "Договор" указывается получатель и договор, по которому произведена оплата. Эти сведения будут отражены в регистре учета расхода денежных средств как основание расхода.
Для целей налогового учета и в соответствии с рекомендациями МНС России различают следующие условия (виды) расхода:
- оплата полученного имущества, работ, услуг, прав;
- аванс под поставки имущества, работ, услуг, прав;
- взносы, вклады и иные обязательные платежи;
- расходы по оплате услуг кредитных организаций;
- предоставление средств на условиях возврата;
- возврат ранее полученных авансов;
- взносы по добровольному долгосрочному страхованию жизни работников, пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению работников;
- взносы по добровольному личному страхованию, предусматривающему оплату страховщиками медицинских расходов;
- взносы по добровольному личному страхованию, заключенному исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности;
- расходование целевых средств;
- иные виды расходов.
Наименование операции. В этом поле указывается вспомогательная информация, служащая для идентификации операции: содержание операции, ссылка на первичный документ и т.п.
Статья расходов на страхование, сотрудник. Эти поля заполняются только для следующих видов расходов:
- взносы по добровольному долгосрочному страхованию жизни работников, пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению работников;
- взносы по добровольному личному страхованию, предусматривающему оплату страховщиками медицинских расходов;
- взносы по добровольному личному страхованию, заключенному исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности.
В поле "Статья расходов на страхование" указывается соответствующая статья расходов будущих периодов ("Расходы будущих периодов"). Предполагается, что по договору страхования осуществляется авансовое перечисление платежа (взноса) в счет страхования работников на срок более одного отчетного (налогового) периода. Если договор страхования заключен на равных условиях для нескольких работников, то можно использовать одну и ту же статью расходов будущих периодов.
В поле "Сотрудник" указывается застрахованный работник.
Сумма расхода, включая НДС, указывается на основании первичных документов, подтверждающих расход. Эта сумма отражается в регистре учета операций по движению дебиторской и кредиторской задолженности.
НДС в том числе. Сумма налога на добавленную стоимость с суммы расхода. Это поле заполняется только для условий поступления "Оплата полученного имущества, работ, услуг, прав" и "Возврат ранее полученных авансов".
Для условия поступления "Оплата полученного имущества, работ, услуг, прав" сумма НДС должна соответствовать сумме, указанной в записи книги покупок. НДС в этом случае исчисляется по установленной ставке (20%, 10%).
Для условия поступления "Возврат ранее полученных авансов" сумма НДС должна соответствовать сумме, указанной в сторнирующей записи книги продаж. НДС в этом случае исчисляется по расчетной ставке (16.67%, 9.09%).
Валютная сумма, валюта. Сумма в валюте и валюта указывается только для валютных платежей.
Формирование проводок по счетам налогового учета
При проведении документа формируются проводки по вспомогательным забалансовым счетам в зависимости от указанного условия (вида) расхода. В следующей таблице приведено соответствие формируемых проводок условиям (видам) расходов, а также указаны реквизиты документа, определяющие суммы и объекты аналитического учета проводок:
Условия или виды расходов | Счет дебета | Аналитика | Сумма проводки |
---|---|---|---|
Оплата полученного имущества, работ, услуг, прав |
Н13.02 "Движение кредиторской задолженности" |
Контрагент;Договор |
Сумма |
Н13.03 "НДС по кредиторской задолженности" |
Контрагент; Договор |
НДС в том числе |
|
Аванс под поставки имущества, работ, услуг, прав |
Н13.01 "Движение дебиторской задолженности" |
Контрагент; Договор |
Сумма |
Взносы, вклады и иные обязательные платежи |
Проводки не формируются |
||
Расходы по оплате услуг кредитных организаций |
Н09 "Внереализационные расходы" |
Значение перечисления "Внереализационные расходы" - "Услуги банков" |
Сумма |
Предоставление средств на условиях возврата |
Н13.01 "Движение дебиторской задолженности" |
Контрагент; Договор |
Сумма |
Возврат ранее полученных авансов |
Н13.02 "Движение кредиторской задолженности" |
Контрагент; Договор |
Сумма |
Н13.03 "НДС по кредиторской задолженности" |
Контрагент; Договор |
НДС в том числе |
|
Взносы по добровольному долгосрочному страхованию жизни работников, пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению работников |
Н04.05 "Расходы будущих периодов по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников" |
Статья расходов на страхование;Сотрудник |
Сумма |
Взносы по добровольному личному страхованию, предусматривающему оплату страховщиками медицинских расходов |
Н04.06 "Расходы будущих периодов по добровольному личному страхованию, предусматривающему оплату страховщиками медицинских расходов" |
Статья расходов на страхование;Сотрудник |
Сумма |
Взносы по добровольному личному страхованию, заключенному исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности |
Н04.07 "Расходы будущих периодов по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности" |
Статья расходов на страхование;Сотрудник |
Сумма |
Расходование целевых средств |
Н12 "Учет целевого финансирования" |
нет |
Сумма |
Иные виды расходов |
Проводки не формируются |
Автоматическое заполнение документа "Расход денежных средств"
Автоматическое формирование документов за период выполняется из журнала документов "Налоговый учет движения денежных средств" по кнопке "Заполнить". Автозаполнение табличной части документа за конкретный день выполняется из формы документа по кнопке "Заполнить". При автоматическом заполнении документов используются данные бухгалтерского учета.
Конфигурация "Бухгалтерский учет"
При автоматическом заполнении строки табличной части формируются по отдельным бухгалтерским проводкам с кредита счетов:
- 50.1 "Касса организации (в рублях;
- 50.2 "Операционная касса";
- 50.11 "Касса организации (в валюте)";
- 51 "Расчетные счета";
- 52 "Валютные счета";
- 55.2 "Чековые книжки (в рублях)";
- 55.4 "Прочие специальные счета (в рублях)";
- 55.44 "Прочие специальные счета (в валюте)".
При отборе бухгалтерских проводок исключаются те, которые по дебету корреспондируют с указанными счетами (поступление в кассу средств, снятых с расчетного счета, внесение на расчетный счет средств из кассы и т.п.). Кроме того, исключаются проводки в дебет счетов:
- 57 "Переводы в пути";
- 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 91.2 "Прочие расходы" по курсовым разницам (определяется по виду прочих расходов, указанному в аналитике счета 91.2).
При обнаружении бухгалтерских проводок, которые относятся к операциям, отражаемым в налоговом учете, реквизиты документа заполняются следующим образом:
- контрагент и договор заполняются значениями субконто дебета проводки, если по корреспондирующему счету ведется учет в разрезе контрагентов и договоров;
- наименование операции - содержание операции;
- сумма - сумма проводки;
- валютная сумма - валютная сумма проводки;
- валюта - валюта проводки.
Сумма НДС определяется по записи книги покупок, сделанной при оплате полученного имущества (работ, услуг, прав), или в записи книги продаж, регистрирующей возврат аванса покупателю. Дата записей книги покупок и продаж в этом случае должна совпадать с датой отражения расхода. Заполнение условий (видов) расходов ведется по видам движения денежных средств (реквизит "Вид движения" справочника "Движения денежных средств") - субконто по счетам кредита и корреспондирующему счету.
Вид движения денежных средств | Корреспондирующий счет (Дебет) | Условие или вид поступления |
---|---|---|
Приобретение товаров, продукции, работ и услуг;Приобретение машин, оборудования и транспортных средств;Долевое участие в строительстве |
62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)"; |
Оплата полученного имущества, работ, услуг, прав |
62.2 "Расчеты по авансам полученным (в рублях)"; |
Аванс под поставки имущества, работ, услуг, прав |
|
Прочие выплаты и перечисления |
58.3 "Предоставленные займы" |
Предоставление средств на условиях возврата |
76.1.2 "Расчеты по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников" |
Взносы по добровольному долгосрочному страхованию жизни работников, пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению работников |
|
76.1.3 "Расчеты по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников" |
Взносы по добровольному личному страхованию, предусматривающему оплату страховщиками медицинских расходов |
|
76.1.4 "Расчеты по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей" |
Взносы по добровольному личному страхованию, заключенному исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности |
|
91.2 "Прочие расходы" по расходам по оплате услуг кредитных организаций (определяется по виду прочих расходов, указанному в аналитике счета 91.2) |
Расходы по оплате услуг кредитных организаций |
|
Платежи в бюджет; |
68 "Расчеты по налогам и сборам"; |
Взносы, вклады и иные обязательные платежи |
Выручка по обычным видам деятельности; |
62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)"; |
Возврат ранее полученных авансов |
Конфигурация "Производство + Услуги + Бухгалтерия"
Заполнение документов разделяется на два этапа:
1. Заполнение по данным бухгалтерского учета на основании введенных вручную операций и операций, созданных документами "Списание денежных средств" и "Расходный ордер".
При автозаполнении строки табличной части формируются по правилам, аналогичным правилам заполнения в конфигурации "Бухгалтерский учет", за исключением того, что сумма НДС не заполняется.
2. Заполнение по данным оперативного учета - движениям регистров документов "Списание денежных средств (расчеты)" и "Расходный ордер (расчеты)".
При автозаполнении строки табличной части формируются по движениям регистров "Расчеты с поставщиками", "Расчеты с покупателями", "НДС по приобретенным ценностям", "Книга продаж".
Реквизиты документа заполняются следующим образом:
- контрагент и договор заполняются значениями, полученными из движения регистра оперативного учета;
- наименование операции - наименование документа;
- сумма - сумма из движения регистра оперативного учета, если документ поступления отражает валютную операцию, то сумма пересчитывается в рубли по курсу, указанному в документе;
- валютная сумма - если документ расхода отражает валютную операцию, то сумма из движения регистра оперативного учета;
- валюта - валюта документа расхода, если документ расхода отражает валютную операцию.
Для документа оплаты полученного имущества (работ, услуг, прав) реквизит "Сумма НДС" заполняется из движений регистра "НДС по приобретенным ценностям", соответствующих зачету НДС при оплате. Если зачет НДС производился отдельным документом "Запись книги покупок", тогда реквизит "Сумма НДС" заполняется из его движений по регистру "НДС по приобретенным ценностям". Дата записи книги покупок в этом случае должна совпадать с датой отражения расхода.
Для документов возврата авансов реквизит Сумма НДС заполняется из движений регистра "Книга продаж", соответствующих сторнированию НДС, выделенного с аванса при поступлении аванса.
Заполнение условий (видов) расходов производится по движениям регистра оперативного учета в соответствии с характером операции (кодом операции).
Регистр оперативного учета | Характер операции (код операции) | Условие или вид расхода |
---|---|---|
Расчеты с поставщиками |
Оплата поставщику |
Оплата полученного имущества, работ, услуг, прав |
Аванс поставщику |
Аванс под поставки имущества, работ, услуг, прав |
|
Расчеты с покупателями |
Возврат от покупателя авансов |
Возврат ранее полученных авансов |
Возврат от покупателя оплаты |
Иные виды расходов |
Комплексная конфигурация "Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры"
Данные для документа "Расход денежных средств" формируются на основании следующих документов:
- "РКО";
- "Строка выписки (расход)".
За каждую дату оформляется один документ налогового учета, в котором формируются сводные данные по указанным документам. При этом анализируется вид долга, по которому оперативный документ произвел движение в регистрах учета взаиморасчетов с поставщиками. Если поставщику был перечислен аванс, то в графе "Условие или вид расхода" будет указано "Аванс под поставки имущества, работ, услуг, прав". В том случае, если данным документом была оформлена оплата ранее поступивших ТМЦ, то в графе "Условие или вид расхода" будет указано "Оплата полученного имущества, работ, услуг, прав". В документах также заполняется наименование контрагента и название договора, которое в дальнейшем, в налоговых регистрах будет заполнено в графе "Основание поступления (условия договора)".
Если в документе оплаты установлен вид оплаты "Прочее", то в графе "Условие или вид расхода" будет указано "Иные виды расходов". При этом в документе не заполняется информация о контрагенте и договоре. При необходимости эту информацию следует занести вручную.