Программа, в которой может вести учет компания, работающая в сфере обязательного и добровольного медицинского страхования, специфична и не является типовой. Специалисты отдела автоматизации ЗАО "Бизнес Технолоджи", рассказывают, какие приемы позволили адаптировать "1С:Бухгалтерию 8" под нужды страховой компании РОСНО-МС.

Содержание

Справка

ОАО "РОСНО-МС" является дочерней компанией ОАО "РОСНО" - одной из крупнейших российских универсальных страховых компаний, предоставляющей весь спектр услуг на рынке страхования. Основным видом деятельности ОАО "РОСНО-МС" является обязательное медицинское страхование (ОМС). Некоторые филиалы оказывают услуги по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).
У компании более 50 филиалов, расположенных на всей территории России. Одной из особенностей деятельности филиалов является то, что у каждого есть свои нюансы в работе с местными территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Дело в том, что в этих фондах не существует строгой вертикали в структуре и методах учета. В результате этого возникают проблемы в совместимости механизмов учета и расчета в филиалах разных регионов. Особенно остро это ощущается на этапе сбора и объединения информации при составлении сводной отчетности в головной организации.

Основной целью при разработке решения для ОАО "РОСНО-МС" было обеспечить консолидацию данных, путем максимально возможной стандартизации учетных функций и использования общих для всех филиалов классификаторов. При этом расчетным задачам уделялось наименьшее внимание, так как они имеют больше отличий, чем сходства в методах, а на формирование отчетной информации влияние оказывают опосредованное, и скорее служат целям упрощения работы.

Учет деятельности в области обеспечения медицинского страхования имеет ряд существенных отличий от учета в обычной хозрасчетной организации.

Это и особенности плана счетов, и методы ведения взаиморасчетов, учета затрат и определения финансового результата, и специализированные формы регламентированной отчетности.

В качестве базы для разработки системы была выбрана конфигурация "Бухгалтерия предприятия" на платформе "1С:Предприятие 8". Первоначальные изменения коснулись плана счетов страховой медицинской организации, который имеет ряд дополнительных счетов для учета страховых операций и предусматривает дополнительные субсчета для ведения учета по разным видам деятельности: обязательному и добровольному медицинскому страхованию.

В таблице 1 приведен фрагмент плана счетов, отражающий эти изменения.

Для учета взаиморасчетов между страховой организацией и ТФОМС разработаны дополнительные документы:

  • "Начисление страховых платежей по ОМС" (см. рис. 1);
  • "Поступление страховых платежей по ОМС" (см. рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2

При автоматическом заполнении табличной части анализируются остатки по счету 77 в разрезе аналитики "Назначение страховых платежей" и "Период".

Кроме того, есть возможность распределения фактической суммы платежа пропорционально остаткам.

Реализована возможность загрузки документа из файла Клиент-банка.

Для учета взаиморасчетов между страховой организацией и лечебными учреждениями были разработаны следующие документы:

  1. "Расходы по страхованию" - для оплаты счетов медицинских учреждений и выдачи авансов ЛПУ в счет оказания медицинских услуг. Документ формирует проводки Дебет 22 Кредит 51 или Дебет 60.11 Кредит 51 в случае авансового платежа. Имеется возможность заполнить табличную часть остатками задолженности перед лечебным учреждением. Реализована процедура выгрузки документов в систему Клиент-банк.
  2. "Счет-фактура" - для отражения факта оказания медицинских услуг.
    Документ формирует проводки по зачету авансов (при наличии), выданных лечебным учреждениям (Дебет 22 Кредит 60.11) и регистрирует сумму оказанных услуг.
  3. "Акт экспертизы" - для учета штрафных санкций.
    Рассмотрим наглядный пример, демонстрирующий работу документов этого блока.

Пример

В январе ЛПУ перечислен аванс в размере 1 000 руб. и учтены оказанные услуги на сумму 900 руб. (на конец месяца остаток по авансу составляет 100 руб.).
В феврале ЛПУ перечислен аванс также в размере 1 000 руб. и учтены оказанные услуги на сумму 1 500 руб. (списан аванс в размере 1 100 руб. и перед ЛПУ образовалась задолженность в размере 400 руб. на конец месяца).
В марте проведена экспертиза оказанных услуг и начислены штрафные санкции в размере 100 руб. по двум счетам-фактурам. В результате задолженность перед ЛПУ стала равной 200 руб. (400 руб. - 2 х 100 руб.).
На счет ЛПУ перечислены денежные средства в размере 1 000 руб. (200 руб. на покрытие долга и 800 руб. аванс).

Проводки, формируемые документами по данному примеру, приведены в таблице.

Таблица

Период

Документ

Проводки БУ

Взаиморасчеты с ЛПУ

Комментарий

Дебет

Кредит

Сумма проводки, руб.

Остаток

Приход

Расход

Остаток

Январь

Расходы по страхованию
№ 1 (1 000 руб.)

60.11

51

1 000

0

-

1 000

-1 000

Аванс

Счет-фактура ЛПУ
№ 1 (900 руб.)

22.01

60.11

900

-1 000

900

-

-100

Зачет аванса на сумму СФ, остаток аванса 100 руб.

Февраль

Расходы по страхованию
№2 (1 000 руб.)

60.11

51

1 000

-100

-

1 000

-1 100

Аванс, остаток аванса 1 100 руб.

Счет-фактура ЛПУ
№2 (1 500 руб.)

22.01
22.01

60.11
60.11

100
1000

-1 100

1 500

-

400

Зачет аванса, задолженность перед ЛПУ 400 руб.

Март

Акт экспертизы к СФ №1
(100 руб.), доля СМО 10%

77
77

92
92

-10
10

400

-100

-

300

Перераспределение страхового платежа на долю СМО в штрафных санкциях по статье финансирования

Акт экспертизы к СФ
№2 (100 руб.), доля СМО 10%

77
77

92
92

-10
10

300

-100

-

200

Расходы по страхованию
№ 3 (1 000 руб.)

22.01 март

51

200

200

-

200

0

Произведен окончательный расчет

60.11 март

51

800

0

-

800

-800

Аванс

Проводки к примеру

Для правильного формирования финансового результата документ "Закрытие месяца" был переработан. Все регламентные процедуры переработанного документа формируют проводки в соответствии с учетной политикой страховой организации.

Для объединения данных в единой информационной базе были реализованы механизмы обмена справочной и учетной информацией, в результате чего головная организация смогла получать от филиалов учетные данные для анализа и формирования отчетов. Проблемы разнородности данных в филиалах были решены путем организации единых классификаторов и справочников (статьи затрат, статьи прочих доходов и расходов, резервы и пр.). Это позволило объединять информацию из филиалов в головной организации и строить консолидированные отчеты.

Организации, оказывающие услуги в области обязательного медицинского страхования должны предоставлять регламентированную отчетность не только общую для всех юридических лиц, но и специализированную о результатах страховой деятельности.

В состав регламентированной отчетности программы включены формы из комплекта отчетности страховой организации (см. рис. 1 и рис. 2). Показатели отчетов рассчитываются и заполняются автоматически как по каждому филиалу отдельно, так и по головной организации в целом.

Работы выполнены
ЗАО "Бизнес Технолоджи",
тел. (495) 660-38-17,
e-mail: info@bt.ru,
persona@sbusiness.ru, www.bt.ru

Из отзыва директора департамента информационных технологий информационной службы ОАО "РОСНО-МС" А.Н. Киляков:
"Новая система позволила стандартизировать учет в филиалах и решить проблемы с формированием сводной отчетности в головной организации. Это существенно снизило загрузку сотрудников финансово-экономической службы компании".

ОМС: учет в "1С:Бухгалтерии 8"

Комментарии