Содержание
|
Основной целью при разработке решения для ОАО "РОСНО-МС" было обеспечить консолидацию данных, путем максимально возможной стандартизации учетных функций и использования общих для всех филиалов классификаторов. При этом расчетным задачам уделялось наименьшее внимание, так как они имеют больше отличий, чем сходства в методах, а на формирование отчетной информации влияние оказывают опосредованное, и скорее служат целям упрощения работы.
Учет деятельности в области обеспечения медицинского страхования имеет ряд существенных отличий от учета в обычной хозрасчетной организации.
Это и особенности плана счетов, и методы ведения взаиморасчетов, учета затрат и определения финансового результата, и специализированные формы регламентированной отчетности.
В качестве базы для разработки системы была выбрана конфигурация "Бухгалтерия предприятия" на платформе "1С:Предприятие 8". Первоначальные изменения коснулись плана счетов страховой медицинской организации, который имеет ряд дополнительных счетов для учета страховых операций и предусматривает дополнительные субсчета для ведения учета по разным видам деятельности: обязательному и добровольному медицинскому страхованию.
В таблице 1 приведен фрагмент плана счетов, отражающий эти изменения.
Для учета взаиморасчетов между страховой организацией и ТФОМС разработаны дополнительные документы:
- "Начисление страховых платежей по ОМС" (см. рис. 1);
- "Поступление страховых платежей по ОМС" (см. рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
При автоматическом заполнении табличной части анализируются остатки по счету 77 в разрезе аналитики "Назначение страховых платежей" и "Период".
Кроме того, есть возможность распределения фактической суммы платежа пропорционально остаткам.
Реализована возможность загрузки документа из файла Клиент-банка.
Для учета взаиморасчетов между страховой организацией и лечебными учреждениями были разработаны следующие документы:
- "Расходы по страхованию" - для оплаты счетов медицинских учреждений и выдачи авансов ЛПУ в счет оказания медицинских услуг. Документ формирует проводки Дебет 22 Кредит 51 или Дебет 60.11 Кредит 51 в случае авансового платежа. Имеется возможность заполнить табличную часть остатками задолженности перед лечебным учреждением. Реализована процедура выгрузки документов в систему Клиент-банк.
- "Счет-фактура" - для отражения факта оказания медицинских услуг.
Документ формирует проводки по зачету авансов (при наличии), выданных лечебным учреждениям (Дебет 22 Кредит 60.11) и регистрирует сумму оказанных услуг. - "Акт экспертизы" - для учета штрафных санкций.
Рассмотрим наглядный пример, демонстрирующий работу документов этого блока.
Пример
В январе ЛПУ перечислен аванс в размере 1 000 руб. и учтены оказанные услуги на сумму 900 руб. (на конец месяца остаток по авансу составляет 100 руб.).
В феврале ЛПУ перечислен аванс также в размере 1 000 руб. и учтены оказанные услуги на сумму 1 500 руб. (списан аванс в размере 1 100 руб. и перед ЛПУ образовалась задолженность в размере 400 руб. на конец месяца).
В марте проведена экспертиза оказанных услуг и начислены штрафные санкции в размере 100 руб. по двум счетам-фактурам. В результате задолженность перед ЛПУ стала равной 200 руб. (400 руб. - 2 х 100 руб.).
На счет ЛПУ перечислены денежные средства в размере 1 000 руб. (200 руб. на покрытие долга и 800 руб. аванс).
Проводки, формируемые документами по данному примеру, приведены в таблице.
Таблица
Период |
Документ |
Проводки БУ |
Взаиморасчеты с ЛПУ |
Комментарий | |||||
Дебет |
Кредит |
Сумма проводки, руб. |
Остаток |
Приход |
Расход |
Остаток |
|||
Январь |
Расходы по страхованию |
60.11 |
51 |
1 000 |
0 |
- |
1 000 |
-1 000 |
Аванс |
Счет-фактура ЛПУ |
22.01 |
60.11 |
900 |
-1 000 |
900 |
- |
-100 |
Зачет аванса на сумму СФ, остаток аванса 100 руб. |
|
Февраль |
Расходы по страхованию |
60.11 |
51 |
1 000 |
-100 |
- |
1 000 |
-1 100 |
Аванс, остаток аванса 1 100 руб. |
Счет-фактура ЛПУ |
22.01 |
60.11 |
100 |
-1 100 |
1 500 |
- |
400 |
Зачет аванса, задолженность перед ЛПУ 400 руб. |
|
Март |
Акт экспертизы к СФ №1 |
77 |
92 |
-10 |
400 |
-100 |
- |
300 |
Перераспределение страхового платежа на долю СМО в штрафных санкциях по статье финансирования |
Акт экспертизы к СФ |
77 |
92 |
-10 |
300 |
-100 |
- |
200 |
||
Расходы по страхованию |
22.01 март |
51 |
200 |
200 |
- |
200 |
0 |
Произведен окончательный расчет |
|
60.11 март |
51 |
800 |
0 |
- |
800 |
-800 |
Аванс |
Проводки к примеру
Для правильного формирования финансового результата документ "Закрытие месяца" был переработан. Все регламентные процедуры переработанного документа формируют проводки в соответствии с учетной политикой страховой организации.
Для объединения данных в единой информационной базе были реализованы механизмы обмена справочной и учетной информацией, в результате чего головная организация смогла получать от филиалов учетные данные для анализа и формирования отчетов. Проблемы разнородности данных в филиалах были решены путем организации единых классификаторов и справочников (статьи затрат, статьи прочих доходов и расходов, резервы и пр.). Это позволило объединять информацию из филиалов в головной организации и строить консолидированные отчеты.
Организации, оказывающие услуги в области обязательного медицинского страхования должны предоставлять регламентированную отчетность не только общую для всех юридических лиц, но и специализированную о результатах страховой деятельности.
В состав регламентированной отчетности программы включены формы из комплекта отчетности страховой организации (см. рис. 1 и рис. 2). Показатели отчетов рассчитываются и заполняются автоматически как по каждому филиалу отдельно, так и по головной организации в целом.
Работы выполнены
ЗАО "Бизнес Технолоджи",
тел. (495) 660-38-17,
e-mail: info@bt.ru,
persona@sbusiness.ru, www.bt.ru
Из отзыва директора департамента информационных технологий информационной службы ОАО "РОСНО-МС" А.Н. Киляков:
"Новая система позволила стандартизировать учет в филиалах и решить проблемы с формированием сводной отчетности в головной организации. Это существенно снизило загрузку сотрудников финансово-экономической службы компании".