Рубрику ведет А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Содержание

Поскольку регистры налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган при привлечении к ответственности по статье 126 НК РФ (непредставление документов налоговому органу) должен доказать количество непредставленных в его адрес документов.

Суть проблемы

Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, однако размер штрафа исчисляется исходя из количества непредставленных документов. Вследствие этого, в случае непредставления налогоплательщиком документов его действия образуют состав налогового правонарушения, однако для определения размера санкции (штрафа) налоговому органу необходимо доказать фактическое наличие и количество непредставленных документов.

Одновременно необходимо отметить, что обязанность по ведению налоговых регистров предусмотрена различными нормами НК РФ (главы 21, 23, 25 НК РФ и т. д.), однако на настоящий момент ответственность за его неведение и (или) отсутствие регистров налогового учета НК РФ или КоАП РФ не установлена. Хотелось бы напомнить, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.10.2003 № 4243/03 однозначно указал на то, что статья 120 НК РФ в качестве санкции может применяться исключительно при отсутствии документов, указанных в данной статье.

Судебные решения

Так, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "П" (далее - общество) штрафных санкций по пункту 2 статьи 120 и пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Решением суда от 02.10.2003 года требования налоговой инспекции удовлетворены в части взыскания с общества 1000 руб. штрафных санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований налоговой инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, привлечение Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ является правомерным, так как Обществом нарушена статья 93 НК РФ: налогоплательщик не представил по требованию налоговой инспекции от 31.01.2003 года № 3 регистры налогового учета амортизации основных средств за январь - сентябрь 2002 года.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1999 года по 30.09.2002 года налоговая инспекция направила Обществу требование о представлении документов, в том числе регистров налогового учета амортизации основных средств за январь - сентябрь 2002 года.

Так как в установленный требованием срок Общество указанные документы не представило, принятым по результатам проверки решением налоговая инспекция привлекла общество к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа за непредставление регистров налогового учета амортизации основных средств. При расчете суммы штрафа налоговая инспекция исходила из того, что у общества должен быть один регистр на один месяц.

Отказывая во взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что Общество не может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление регистров налогового учета амортизации основных средств за январь - сентябрь 2002 года, поскольку такие регистры в названный период обществом не велись. Кроме того, обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу регистры налогового учета законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным, но обжалуемый судебный акт - не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях главы 25 кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 кодекса).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.

В статьях 256 - 259 НК РФ дано понятие амортизируемого имущества, определены порядок определения его стоимости, виды амортизационных групп, особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, а также установлены методы и порядок расчета сумм амортизации для целей исчисления налога на прибыль.

Из положений статей 256 - 259 и 313 НК РФ следует, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, которые определяются налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Кроме того, налогоплательщики самостоятельно начисляют амортизацию одним из методов (линейным, нелинейным) и для целей налогообложения ежемесячно определяют сумму амортизации, начисляемой отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Эти сведения должны найти свое отражение в документах налогового учета.

Согласно статье 313 НК РФ под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При этом в статье 313 Налогового кодекса РФ особо подчеркнуто, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде.

Также эти данные отражают сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов и, помимо этого, сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  2. аналитические регистры налогового учета;
  3. расчет налоговой базы.

Таким образом, из названных норм следует, что в 2002 году Общество обязано было вести регистры налогового учета амортизации основных средств.

Поскольку по требованию налогового органа налогоплательщик не представил указанные документы, налоговая инспекция обоснованно ставит вопрос о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, поскольку в учетной политике для целей налогообложения порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета, что не позволяет установить количество документов, которое Общество должно было представить, кассационная инстанция считает, что налоговая инспекция не обосновала размер взыскиваемого штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.

(Постановление ФАС СЗО от 02.02.2004 № А13-6442/03-21)

Арбитражная практика. Ответственность за непредставление регистров налогового учета

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии