Содержание

Защита персональных данных

Защита юридических лиц при проверках

Лицензирование

Заказы для государственных нужд

Аудиторская деятельность

ООО

Перерегистрация ООО

Охрана труда

Прием платежей от физических лиц

Некоммерческие организации

Политические партии

Охранная и детективная деятельность

Отходы производства

Исполнительное производство

Антимонопольные органы

Информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления

Что изменилось

Нормативный акт

Обязанность привести информационные системы персональных данных в соответствие с действующим законодательством

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ, Федеральный закон от 27.12.2009 № 363-ФЗ

 

Операторы должны привести информационные системы персональных данных, созданные до 01.01.2010, в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Эту обязанность необходимо выполнить до 01.01.2011 года.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справки "Общие вопросы защиты персональных данных", "Уведомление уполномоченного органа об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных" и "Мероприятия по защите персональных данных" темы "Общие вопросы защиты персональных данных" подрубрики "Понятие и виды информации" рубрики "Информация" подраздела "Объекты интеллектуальной собственности. Информация" раздела "Имущество. Права. Информация".

Особенности защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

 

Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 № 847
 

С 01.01.2010 вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", касающиеся порядка подготовки, составления и размещения ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей формируется Генеральной прокуратурой РФ, его форма и содержание утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 847, которое также вступает в силу с 01.01.2010. Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план на своем официальном сайте в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

С целью его формирования органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок. Порядок их направления установлен Положением о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 847.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Плановая проверка" темы "Проведение проверки" рубрики "Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подраздела "Защита при проверках" раздела "Внимание: проверка!".

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ

Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

С 01.01.2010 прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

  • аудиторская деятельность;

  • проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

  • строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

  • инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

  • негосударственная (частная) охранная деятельность;

  • негосударственная (частная) сыскная деятельность.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Лицензируемые виды деятельности" подраздела "Лицензируемые виды деятельности" раздела "Лицензирование".

Состав комиссии по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд

Федеральный закон от 30.12.2008 № 308-ФЗ

С 01.01.2010 в состав комиссии по размещению заказов должны включаться не менее чем два лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд по образовательной программе, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. С 01.01.2009 и до указанной даты в состав комиссии должно было включаться не менее чем одно лицо, соответствующее указанным требованиям.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Комиссии по размещению заказов" темы "Лица и органы, участвующие в размещении государственных и муниципальных заказов" подрубрики "Государственный (муниципальный) контракт" рубрики "Государственные (муниципальные) заказы" подраздела "Договоры с бюджетными организациями" раздела "Обязательства. Договоры".

Порядок осуществления аудиторской деятельности

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ

С 01.01.2010 вступают в силу положения Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" (далее - Закон), которые регулируют вопросы:

  • прохождения аудитором обучения по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является, в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора (часть 9 статьи 11 Закона);

  • аннулирования квалификационного аттестата аудитора (статья 12 Закона);

  • образования и функционирования совета по аудиторской деятельности, который создается при уполномоченном федеральном органе в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности (статья 16 Закона).

Одновременно утрачивают силу нормы Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (пункт 3 статьи 15, статьи 16, 19), которыми перечисленные вопросы регулировались до упомянутой даты.

Необходимо помнить, что с 01.01.2010 лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (часть 2 статьи 23 Закона).

Особенности правового положения некоторых ООО

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

С 01.01.2010 особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сфере частной охранной деятельности определяются федеральными законами. До указанной даты эта норма применялась в отношении ООО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Общество с ограниченной ответственностью: общие положения" рубрики "Общество с ограниченной ответственностью: общие положения" подраздела "ООО (общество с ограниченной ответственностью)" раздела "Организации. Предприниматели. Филиалы и представительства".

"Перерегистрация" ООО

Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ

Федеральный закон от 17.12.2009 № 310-ФЗ

С 01.07.2009 вступил в силу и действует Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот акт обязал все без исключения общества с ограниченной ответственностью пройти перерегистрацию, т.е. зарегистрировать свои уставы в новой редакции, которая соответствует требованиям части первой ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ). Законом был установлен срок для прохождения ООО процедуры перерегистрации - не позднее 01.01.2010.

С 22.12.2009 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2009 № 310-ФЗ. Им отменен предельный срок, до которого ООО обязаны были зарегистрировать уставы в новой редакции, соответствующей действующему законодательству (01.01.2010). Согласно изменениям, уставы ООО, созданных до 01.07.2009, подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.

Таким образом, если Ваше ООО до 22.12.2009:

  • зарегистрировало устав в новой редакции, соответствующей требованиям упомянутых актов, оно считается прошедшим перерегистрацию и не обязано проходить ее повторно;

  • не прошло перерегистрацию, оно должно привести устав в соответствие с частью первой ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) при первом изменении устава, которое может иметь место как до 01.01.2010, так и после 01.01.2010.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "ПАМЯТКА ПО ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ООО до 01.01.2010" подраздела "ООО (общество с ограниченной ответственностью)" раздела "Организации. Предприниматели. Филиалы и представительства".

Положения Трудового кодекса РФ по охране труда

Федеральный закон от 24.07.2009 № 206-ФЗ

 

С 01.01.2010 нормы Трудового кодекса РФ об охране труда изложены в новой редакции, в частности, введено понятие стандартов безопасности труда. С этой даты под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справки "Общие положения охраны труда", "Государственные нормативные требования охраны труда" рубрики "Охрана труда" подраздела "Охрана труда" раздела "Кадры и оплата труда".

Обязанности страхователя и страховщика в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон от 28.11.2009 № 295-ФЗ

 

С 01.01.2010 признаются утратившими силу нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которыми:

  • страхователь обязан направлять отдельные категории застрахованных на обучение по охране труда в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ,

  • страховщик (ФСС России) обязан передавать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России), средства для осуществления им мероприятий по такому обучению и для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

Порядок осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ

Федеральный закон от 03.06.2009 № 121-ФЗ

Федеральный закон от 28.11.2009 № 289-ФЗ

С 01.01.2010 действуют положения нового Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон). Платежный агент принимает от плательщика (физического лица) денежные средства, направленные на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществляет последующие расчеты с поставщиком. Следует учитывать, что положения Закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

  • осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом;

  • между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

  • в пользу иностранных юридических лиц;

  • осуществляемых в безналичном порядке;

  • осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Обратите внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2009 № 289-ФЗ срок вступления в силу отдельных положений Закона перенесен с 01.01.2010 на 01.04.2010. Это положения, устанавливающие:

  • обязанность платежного агента испол ьзовать при приеме платежей контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой и соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов ч.12 ст.4 Закона);

  • особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику ст.5 Закона);

  • требование о том, чтобы платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, содержал в своем составе контрольно-кассовую технику, которая должна соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов ч.1, 4 ст.6 Закона);

  • требование, согласно которому платежный агент в случае изменения адреса места установки платежного терминала обязан направить соответствующее уведомление в налоговый орган (такое уведомление направляется в день осуществления изменения, при этом в нем указывается новый адрес места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала) ст.6 Закона).

При этом следует учитывать, что:

- ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до 01.01.2010 и не соответствующая требованиям Закона, может применяться при приеме платежей до 01.01.2014 при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 01.01.2011;

- ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после 01.01.2010, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям Закона.

После 01.04.2010 года прием платежей без применения указанной контрольно-кассовой техники не допускается.

Соответствующие изменения, вступающие в силу с 01.01.2010, внесены в КоАП РФ, а также в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О защите прав потребителей", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (для некоторых изменений в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" установлен специальный срок вступления в силу - 01.04.2010).

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Расчеты" рубрики "Расчеты" раздела "Расчеты", а также рубрики "Обязанность применять ККТ", "Приобретение ККТ. Техническая поддержка ККТ" и "Административная ответственность в области применения ККТ" раздела "Контрольно-кассовая техника".

Порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций

Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ

С 01.01.2010 на некоммерческие организации возлагается обязанность ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Эта обязанность не распространяется на некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Такие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к политической партии

Федеральный закон от 28.04.2009 № 75-ФЗ

 

С 01.01.2010 изменяются требования к численному составу политической партии. Напомним, что, как и ранее, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

Однако с 01.01.2010 до 01.01.2012 в ней должно состоять не менее 45 000 членов (до 01.01.2010 - не менее 50 000 членов), при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов (до 01.01.2010 - не менее 500 членов) (учитывая, что гражданин РФ может быть членом только одной политической партии и член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии). В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов политической партии (до 01.01.2010 - не менее 250 членов) (учитывая названные ограничения).

Порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

С 01.01.2010 частная охранная и частная детективная (сыскная) деятельность отнесены к видам деятельности, на которые не распространяется действие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

С указанной даты Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" применяется в новой редакции с учетом внесенных в него существенных изменений.

Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную частную детективную или охранную деятельность

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

Скорректированы нормы, касающиеся привлечения к административной ответственности за незаконную частную детективную или охранную деятельность (статья 20.16 КоАП РФ), а также ужесточена административная ответственность за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (статья 20.24 КоАП РФ).

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Административная ответственность" подраздела "Ответственность за нарушения законодательства о лицензировании" раздела "Лицензирование".

Особенности привлечения к уголовной ответственности частного детектива и работника частной охранной организации, имеющего удостоверение частного охранника

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

С 01.01.2010 в новой редакции применяется статья 203 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за превышение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, полномочий при выполнении ими своих должностных обязанностей.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Уголовная ответственность" подраздела "Ответственность за нарушения законодательства о лицензировании" раздела "Лицензирование".

Требования к объектам размещения отходов

Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" дополнен запретом на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Эта норма вступает в силу с 01.01.2010.

Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

Федеральный закон от 09.02.2009 № 3-ФЗ

 

Из ГПК РФ исключена норма, согласно которой до 01.01.2010 взыскание по исполнительным документам не могло быть обращено на избирательный залог.

Гарантии защиты работников антимонопольных органов

Федеральный закон от 17.07.2009 № 164-ФЗ

С 01.01.2010 государственной защите в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" подлежат работники антимонопольных органов.

Порядок доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953

С 01.01.2010 вступает в силу новый Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Под такой информацией понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органами, органами местного самоуправления либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Доступ к указанной информации может получить гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, а также государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии с нормами названного Закона принято Постановление Правительства от 24.11.2009 № 953"Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", которое вступает в силу с 01.01.2010. Им утверждены:

  • перечень информации о деятельности Правительства РФ, размещаемой в сети Интернет;

  • требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства РФ в сети Интернет;

  • перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Пользование информацией и ограничение доступа к информации" темы "Понятие и виды информации" рубрики "Информация" подраздела "Объекты интеллектуальной собственности. Информация" раздела "Имущество. Права. Информация".

Особенности получения информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов

Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 № 936

С 01.01.2010 Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452, предусматривает порядок размещения информации о деятельности федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) в сети Интернет, а также порядок предоставления такой информации по запросам, поступающим в письменной форме, форме электронных сообщений или устной форме.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Пользование информацией и ограничение доступа к информации" темы "Понятие и виды информации" рубрики "Информация" подраздела "Объекты интеллектуальной собственности. Информация" раздела "Имущество. Права. Информация".

Перечень основных юридических нововведений, вступивших в силу с 1 января 2010 года

Защита персональных данных

Защита юридических лиц при проверках

Лицензирование

Заказы для государственных нужд

Аудиторская деятельность

ООО

Перерегистрация ООО

Охрана труда

Прием платежей от физических лиц

Некоммерческие организации

Политические партии

Охранная и детективная деятельность

Отходы производства

Исполнительное производство

Антимонопольные органы

Информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления

Что изменилось

Нормативный акт

Обязанность привести информационные системы персональных данных в соответствие с действующим законодательством

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ, Федеральный закон от 27.12.2009 № 363-ФЗ

 

Операторы должны привести информационные системы персональных данных, созданные до 01.01.2010, в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". Эту обязанность необходимо выполнить до 01.01.2011 года.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справки "Общие вопросы защиты персональных данных", "Уведомление уполномоченного органа об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных" и "Мероприятия по защите персональных данных" темы "Общие вопросы защиты персональных данных" подрубрики "Понятие и виды информации" рубрики "Информация" подраздела "Объекты интеллектуальной собственности. Информация" раздела "Имущество. Права. Информация".

Особенности защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

 

Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 № 847
 

С 01.01.2010 вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", касающиеся порядка подготовки, составления и размещения ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей формируется Генеральной прокуратурой РФ, его форма и содержание утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 847, которое также вступает в силу с 01.01.2010. Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план на своем официальном сайте в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

С целью его формирования органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок. Порядок их направления установлен Положением о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 847.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Плановая проверка" темы "Проведение проверки" рубрики "Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подраздела "Защита при проверках" раздела "Внимание: проверка!".

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ

Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

С 01.01.2010 прекращается лицензирование следующих видов деятельности:

  • аудиторская деятельность;

  • проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

  • строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

  • инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

  • негосударственная (частная) охранная деятельность;

  • негосударственная (частная) сыскная деятельность.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Лицензируемые виды деятельности" подраздела "Лицензируемые виды деятельности" раздела "Лицензирование".

Состав комиссии по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд

Федеральный закон от 30.12.2008 № 308-ФЗ

С 01.01.2010 в состав комиссии по размещению заказов должны включаться не менее чем два лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд по образовательной программе, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. С 01.01.2009 и до указанной даты в состав комиссии должно было включаться не менее чем одно лицо, соответствующее указанным требованиям.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Комиссии по размещению заказов" темы "Лица и органы, участвующие в размещении государственных и муниципальных заказов" подрубрики "Государственный (муниципальный) контракт" рубрики "Государственные (муниципальные) заказы" подраздела "Договоры с бюджетными организациями" раздела "Обязательства. Договоры".

Порядок осуществления аудиторской деятельности

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ

С 01.01.2010 вступают в силу положения Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" (далее - Закон), которые регулируют вопросы:

  • прохождения аудитором обучения по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является, в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора (часть 9 статьи 11 Закона);

  • аннулирования квалификационного аттестата аудитора (статья 12 Закона);

  • образования и функционирования совета по аудиторской деятельности, который создается при уполномоченном федеральном органе в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности (статья 16 Закона).

Одновременно утрачивают силу нормы Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (пункт 3 статьи 15, статьи 16, 19), которыми перечисленные вопросы регулировались до упомянутой даты.

Необходимо помнить, что с 01.01.2010 лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (часть 2 статьи 23 Закона).

Особенности правового положения некоторых ООО

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

С 01.01.2010 особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сфере частной охранной деятельности определяются федеральными законами. До указанной даты эта норма применялась в отношении ООО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Общество с ограниченной ответственностью: общие положения" рубрики "Общество с ограниченной ответственностью: общие положения" подраздела "ООО (общество с ограниченной ответственностью)" раздела "Организации. Предприниматели. Филиалы и представительства".

"Перерегистрация" ООО

Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ

Федеральный закон от 17.12.2009 № 310-ФЗ

С 01.07.2009 вступил в силу и действует Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот акт обязал все без исключения общества с ограниченной ответственностью пройти перерегистрацию, т.е. зарегистрировать свои уставы в новой редакции, которая соответствует требованиям части первой ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ). Законом был установлен срок для прохождения ООО процедуры перерегистрации - не позднее 01.01.2010.

С 22.12.2009 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2009 № 310-ФЗ. Им отменен предельный срок, до которого ООО обязаны были зарегистрировать уставы в новой редакции, соответствующей действующему законодательству (01.01.2010). Согласно изменениям, уставы ООО, созданных до 01.07.2009, подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.

Таким образом, если Ваше ООО до 22.12.2009:

  • зарегистрировало устав в новой редакции, соответствующей требованиям упомянутых актов, оно считается прошедшим перерегистрацию и не обязано проходить ее повторно;

  • не прошло перерегистрацию, оно должно привести устав в соответствие с частью первой ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) при первом изменении устава, которое может иметь место как до 01.01.2010, так и после 01.01.2010.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "ПАМЯТКА ПО ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ООО до 01.01.2010" подраздела "ООО (общество с ограниченной ответственностью)" раздела "Организации. Предприниматели. Филиалы и представительства".

Положения Трудового кодекса РФ по охране труда

Федеральный закон от 24.07.2009 № 206-ФЗ

 

С 01.01.2010 нормы Трудового кодекса РФ об охране труда изложены в новой редакции, в частности, введено понятие стандартов безопасности труда. С этой даты под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справки "Общие положения охраны труда", "Государственные нормативные требования охраны труда" рубрики "Охрана труда" подраздела "Охрана труда" раздела "Кадры и оплата труда".

Обязанности страхователя и страховщика в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон от 28.11.2009 № 295-ФЗ

 

С 01.01.2010 признаются утратившими силу нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которыми:

  • страхователь обязан направлять отдельные категории застрахованных на обучение по охране труда в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ,

  • страховщик (ФСС России) обязан передавать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России), средства для осуществления им мероприятий по такому обучению и для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.

Порядок осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ

Федеральный закон от 03.06.2009 № 121-ФЗ

Федеральный закон от 28.11.2009 № 289-ФЗ

С 01.01.2010 действуют положения нового Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон). Платежный агент принимает от плательщика (физического лица) денежные средства, направленные на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществляет последующие расчеты с поставщиком. Следует учитывать, что положения Закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

  • осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом;

  • между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

  • в пользу иностранных юридических лиц;

  • осуществляемых в безналичном порядке;

  • осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Обратите внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2009 № 289-ФЗ срок вступления в силу отдельных положений Закона перенесен с 01.01.2010 на 01.04.2010. Это положения, устанавливающие:

  • обязанность платежного агента испол ьзовать при приеме платежей контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой и соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов ч.12 ст.4 Закона);

  • особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику ст.5 Закона);

  • требование о том, чтобы платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, содержал в своем составе контрольно-кассовую технику, которая должна соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов ч.1, 4 ст.6 Закона);

  • требование, согласно которому платежный агент в случае изменения адреса места установки платежного терминала обязан направить соответствующее уведомление в налоговый орган (такое уведомление направляется в день осуществления изменения, при этом в нем указывается новый адрес места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала) ст.6 Закона).

При этом следует учитывать, что:

- ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до 01.01.2010 и не соответствующая требованиям Закона, может применяться при приеме платежей до 01.01.2014 при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 01.01.2011;

- ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после 01.01.2010, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям Закона.

После 01.04.2010 года прием платежей без применения указанной контрольно-кассовой техники не допускается.

Соответствующие изменения, вступающие в силу с 01.01.2010, внесены в КоАП РФ, а также в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О защите прав потребителей", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (для некоторых изменений в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" установлен специальный срок вступления в силу - 01.04.2010).

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Расчеты" рубрики "Расчеты" раздела "Расчеты", а также рубрики "Обязанность применять ККТ", "Приобретение ККТ. Техническая поддержка ККТ" и "Административная ответственность в области применения ККТ" раздела "Контрольно-кассовая техника".

Порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций

Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ

С 01.01.2010 на некоммерческие организации возлагается обязанность ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Эта обязанность не распространяется на некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Такие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к политической партии

Федеральный закон от 28.04.2009 № 75-ФЗ

 

С 01.01.2010 изменяются требования к численному составу политической партии. Напомним, что, как и ранее, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

Однако с 01.01.2010 до 01.01.2012 в ней должно состоять не менее 45 000 членов (до 01.01.2010 - не менее 50 000 членов), при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов (до 01.01.2010 - не менее 500 членов) (учитывая, что гражданин РФ может быть членом только одной политической партии и член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии). В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов политической партии (до 01.01.2010 - не менее 250 членов) (учитывая названные ограничения).

Порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

С 01.01.2010 частная охранная и частная детективная (сыскная) деятельность отнесены к видам деятельности, на которые не распространяется действие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

С указанной даты Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" применяется в новой редакции с учетом внесенных в него существенных изменений.

Особенности привлечения к административной ответственности за незаконную частную детективную или охранную деятельность

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

Скорректированы нормы, касающиеся привлечения к административной ответственности за незаконную частную детективную или охранную деятельность (статья 20.16 КоАП РФ), а также ужесточена административная ответственность за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (статья 20.24 КоАП РФ).

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Административная ответственность" подраздела "Ответственность за нарушения законодательства о лицензировании" раздела "Лицензирование".

Особенности привлечения к уголовной ответственности частного детектива и работника частной охранной организации, имеющего удостоверение частного охранника

Федеральный закон от 22.12.2008 № 272-ФЗ

С 01.01.2010 в новой редакции применяется статья 203 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за превышение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, полномочий при выполнении ими своих должностных обязанностей.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Уголовная ответственность" подраздела "Ответственность за нарушения законодательства о лицензировании" раздела "Лицензирование".

Требования к объектам размещения отходов

Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" дополнен запретом на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Эта норма вступает в силу с 01.01.2010.

Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

Федеральный закон от 09.02.2009 № 3-ФЗ

 

Из ГПК РФ исключена норма, согласно которой до 01.01.2010 взыскание по исполнительным документам не могло быть обращено на избирательный залог.

Гарантии защиты работников антимонопольных органов

Федеральный закон от 17.07.2009 № 164-ФЗ

С 01.01.2010 государственной защите в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" подлежат работники антимонопольных органов.

Порядок доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953

С 01.01.2010 вступает в силу новый Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Под такой информацией понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органами, органами местного самоуправления либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Доступ к указанной информации может получить гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, а также государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии с нормами названного Закона принято Постановление Правительства от 24.11.2009 № 953"Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", которое вступает в силу с 01.01.2010. Им утверждены:

  • перечень информации о деятельности Правительства РФ, размещаемой в сети Интернет;

  • требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства РФ в сети Интернет;

  • перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Пользование информацией и ограничение доступа к информации" темы "Понятие и виды информации" рубрики "Информация" подраздела "Объекты интеллектуальной собственности. Информация" раздела "Имущество. Права. Информация".

Особенности получения информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов

Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 № 936

С 01.01.2010 Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452, предусматривает порядок размещения информации о деятельности федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) в сети Интернет, а также порядок предоставления такой информации по запросам, поступающим в письменной форме, форме электронных сообщений или устной форме.

В ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт" подробнее смотрите справку "Пользование информацией и ограничение доступа к информации" темы "Понятие и виды информации" рубрики "Информация" подраздела "Объекты интеллектуальной собственности. Информация" раздела "Имущество. Права. Информация".

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии