Проблемы "перерегистрации" юридических лиц
В августе минувшего года был опубликован Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Закон адресован не только тем, кто намерен зарегистрировать вновь созданную фирму, но и тем, кто уже однажды прошел регистрационные процедуры. Первые недели и месяцы, прошедшие со дня введения в действие указанного закона, выявили массу проблем, с которыми столкнулись предприниматели и работники государственных органов. В этой статье М.С. Мухин, начальник отдела документальных проверок Главного управления ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу проанализирует наиболее серьезные из указанных проблем, причины их возникновения и пути решения.

Содержание

Содержание и смысл процедуры "перерегистрации"

Оговоримся сразу: термин "перерегистрация", прочно вошедший в последнее время в обиход, не имеет ничего общего ни с правом вообще, ни с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" в частности. Ни один законодательный акт не содержит и не может содержать подобного термина, поскольку гражданская правоспособность возникает у юридического лица в момент его государственной регистрации один раз и на весь период его деятельности. Никаких процедур, "подтверждающих" наличие у юридического лица правоспособности, не существует и не может существовать в принципе. Что же в данном случае следует понимать под перерегистрацией? Ответ на этот вопрос содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц":

"Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона".

В данной норме определены:

1) Срок процедуры

Сведения должны быть представлены в срок с 1 июля 2002 года по 3 января 2003 года включительно. Последнюю дату следует выделить особо, так как во многих комментариях говорится о необходимости прохождения "перерегистрации" до конца текущего года. Однако правила исчисления сроков, установленные статьями 190-193 Гражданского кодекса РФ прямо указывают на то, что последним днем для представления в регистрирующий орган необходимых сведений, является первый рабочий день января 2003 года.

2) Круг лиц, обязанных пройти процедуру

В рассматриваемой норме речь идет обо всех юридических лицах, зарегистрированных по 30 июня 2002 года включительно. Термин "зарегистрированных", на наш взгляд, не должен восприниматься буквально. Положения пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", очевидно, должны распространяться на все юридические лица, включая и те, которые обрели правоспособность до введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", либо вне рамок данного закона. К ним относятся, прежде всего, органы государственной власти, являющиеся юридическими лицами и обладающие гражданской правоспособностью (включая, кстати, и сами налоговые органы).

3) Лицо, ответственное за прохождение процедуры

Вполне логичным выглядело бы возложение соответствующей обязанности непосредственно на само юридическое лицо. Тем не менее, законодатель счел нужным уточнить, что речь идет об "уполномоченном лице юридического лица". На практике, как это обычно бывает, отвечать за представление сведений в регистрирующий орган придется, скорее всего, бухгалтеру фирмы.

Перечень сведений, которые следует представить в регистрирующий орган, включает в себя:

  • сведения о наименовании юридического лица;
  • сведения об организационно-правовой форме юридического лица;
  • сведения о месте нахождения исполнительного органа юридического лица;
  • сведения о способе образования юридического лица;
  • сведения об учредителях юридического лица;
  • сведения о законном представителе юридического лица.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что введенная законом процедура перерегистрации не несет в себе ничего негативного для большинства предпринимателей. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" не содержит каких-либо требований к форме представления сведений (хотя следует предположить, что это все же должно быть сделано в письменной форме) и не устанавливает мер ответственности юридического лица за их непредставление либо несвоевременное представление.

Хотели как лучше

Процедура уведомления регистрирующих органов юридическими лицами о своем существовании превратилась в весьма существенную проблему. Если бы предприниматели попросту следовали требованиям статьи 26 данного закона, от них бы требовалось только одно - не забыть до 3 января 2003 года направить в свой налоговый орган письмо с необходимыми сведениями.

Однако налоговые органы уже сейчас требуют представления указанных сведений по определенной форме, которая предусматривает нотариальное удостоверение подписи заполнившего ее лица. Причина проста: такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению". Приложение 6 к этому документу представляет собой форму Сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц". Тем же постановлением утверждена и форма Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (приложение 13).

Едва ли налоговые органы будут дискутировать с налогоплательщиками по поводу того, что пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" дает Правительству РФ право устанавливать требования к оформлению документов, представляемых при государственной регистрации, а не при подаче сведений ранее зарегистрированными юридическими лицами. Едва ли налоговые органы будут сами анализировать, что упомянутое приложение 6 противоречит пункту 1 самого постановления от 19.06.2002 № 439 и его наименованию, где говорится об установлении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. Можно сколько угодно ссылаться на Обращение МНС России к гражданам России о государственной регистрации юридических лиц, в котором подчеркивается: "Это не переоформление свидетельства, не перерегистрация юридических лиц, а именно сообщение сведений о юридическом лице". Результат, скорее всего, предсказуем: доводы о незаконности требований налоговых органов будут услышаны только арбитражными судами, а большинство налогоплательщиков покорно выстроится в очереди к нотариусам и налоговым инспекторам.

Что будет после 3 января 2003 года?

Мы уже высказали предположение о том, что срок, установленный статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", вероятно, будет увеличен. На это указывает практика предыдущих подобных кампаний, введенных Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Но если допустить, что срок "перерегистрации" останется неизменным, то последствия данной акции можно представить следующим образом.

Ответственные лица МНС России и его территориальных органов, ссылаясь на абзац второй пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" неизменно подчеркивают, что непредставление в регистрирующий орган необходимых сведений влечет за собой ликвидацию юридического лица в судебном порядке. О том, что по этому поводу говорят юристы налоговых органов, непосредственно занимающиеся предъявлением в арбитражные суды исков о ликвидации юридических лиц, лучше умолчать. Предпринимателей интересует главное - будет ли ликвидирована фирма, не представившая в налоговый орган необходимые сведения либо представившая их по неустановленной форме; сможет ли такая фирма осуществлять свою деятельность после 3 января 2003 года, будет ли считаться допустимым документ о государственной регистрации фирмы, выданный до 1 июля 2002 года?

Крайне любопытным представляется ответ на последний вопрос, приведенный в Обращении МНС России к гражданам России о государственной регистрации юридических лиц (пунктуация оригинала сохранена):

"Документ подтверждающий государственную регистрацию юридического лица до 1 июля 2002 года является действительным."

Напоминает знакомое нам с детства "Казнить нельзя помиловать"...

Попробуем разобраться в ситуации. Очевидно, разработчики закона всерьез полагали, что проблема "балласта" в налоговых органах может быть разрешена путем массовой ликвидации фирм, образующих этот "балласт". Однако право предъявлять соответствующие иски налоговые органы получили уже достаточно давно. Чтобы предъявить иск о ликвидации фирмы, не представляющей отчетность, налоговому органу вовсе не обязательно ждать окончания процедуры "перерегистрации". Положения статьи 61 ГК РФ и статьи 31 НК РФ позволяют это сделать немедленно. Почему же из года в год количество фирм, не отчитывающихся перед государством, растет, хотя вроде бы должно сокращаться? И это при том, что налоговые органы, образно говоря, выбиваются из сил, предъявляя иски о ликвидации юридических лиц. Ответ очевиден не только для специалистов в области гражданского законодательства, но и для любого предпринимателя, хотя бы раз пытавшегося ликвидировать свою фирму по всем правилам: ликвидация юридического лица с соблюдением всех требований ГК РФ сродни подвигу, повторить который решится далеко не каждый. Судебное же решение о ликвидации юридического лица не завершает, а лишь начинает процедуру ликвидации. Поэтому, коль скоро порядок ликвидации юридического лица (статьи 62-64 ГК РФ) остался неизменным, ожидать массовой ликвидации "балласта" после 3 января 2003 года не приходится. Что же касается "живых" фирм, не успевших представить сведения о себе в установленный срок, и уж тем более - представивших такие сведения в произвольной форме, то представить себе их ликвидацию в судебном порядке крайне сложно.

Бухгалтеров фирм, как лиц, ответственных за представление сведений в регистрирующие органы, естественно, волнует вопрос о том, могут ли они и их фирмы быть привлечены к налоговой либо административной ответственности за нарушение установленного срока. Попробуем найти ответ на него, опираясь на положения НК РФ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Возьмемся утверждать, что применение мер налоговой ответственности в рассматриваемой ситуации недопустимо ни при каких обстоятельствах. Согласно статье 106 НК РФ понятие налогового правонарушения неразрывно связано с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" находится вне сферы налоговых правоотношений, в связи с чем неисполнение содержащихся в нем обязательных предписаний не может рассматриваться как налоговое правонарушение.

Что касается административной ответственности за непредставление либо несвоевременное представление сведений в регистрирующий орган, то здесь ситуация представляется несколько более сложной. Вступивший в силу с 1 июля 2002 года КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности (статья 19.7 КоАП РФ). Субъектами данного правонарушения являются граждане (штраф от одного до трех минимальных размеров оплаты туда), должностные лица (штраф от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда) и юридические лица штраф от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда). Вместе с тем, как уже отмечалось, согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" обязанность представить необходимые сведения в регистрирующий орган возложена не на само юридическое лицо, а не его уполномоченное лицо. Что понимал законодатель под термином "уполномоченное лицо", не вполне очевидно. Во всяком случае, бухгалтер фирмы может считаться таким лицом и, следовательно, быть субъектом данного правонарушения лишь в том случае, если будет документально подтверждено возложение на него соответствующих полномочий (должностная инструкция, приказ, доверенность и т.п.). В отсутствие же такого подтверждения, а равно при отсутствии иных уполномоченных лиц, субъектом административного правонарушения будет являться руководитель юридического лица. Однако, принимая во внимание, что пункт 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" устанавливает обязанность представить сведения, но не регулирует форму их представления, опровергнуть довод потенциального нарушителя о том, что он передал необходимые сведения в регистрирующий орган в устной форме, будет весьма затруднительно.

Проблемы "перерегистрации" юридических лиц

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии