Содержание
Регистры бухгалтерского учета: поддержка в «1С:Предприятии 8»
Новый закон о бухгалтерском учете
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), который внес существенные изменения в требования к ведению бухгалтерского учета в России.
Напомним, что действие Закона № 402-ФЗ распространяется на экономические субъекты, к которым, в частности, относятся коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, а также находящиеся на территории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций.
Согласно положениям нового Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, изменены понятие объектов бухгалтерского учета, принципы и субъекты регулирования бухгалтерского учета; установлены новые требования к главным бухгалтерам; изменен состав и порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, отменена обязанность по применению унифицированных форм первичных учетных документов и др.* Изменения затронули и регистры бухгалтерского учета.
* Подробнее о положениях Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» читайте: в № 2 (февраль), стр. 4; № 3 (март), стр. 13; № 4 (апрель), стр. 9; № 5 (май), стр. 7; № 6 (июнь), стр. 7; № 8 (август), стр. 9; № 11 (ноябрь), стр. 4; № 12 (декабрь), стр. 4 «БУХ.1С» за 2012 год; в № 1 (январь), стр. 6; № 2 (февраль), стр. 4; № 3 (март), стр. 4 «БУХ.1С» за 2013 год.
Регистры бухгалтерского учета - основа бухгалтерской (финансовой) отчетности
Согласно части 2 статьи 1 Закона № 402-ФЗ: «Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Она «должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений» (ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ данные, которые содержатся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Формы регистров утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Это подтверждается и в Информации Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ - 10/2012.
В отличие от ранее действующего Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Закон № 402-ФЗ устанавливает обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
6) наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (рис. 1).
Рис. 1
Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ЭП) (ч. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).
Исправление в регистре должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 8 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). В регистре не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за их ведение.
Формирование регистров бухгалтерского учета в «1С:Бухгалтерии 8»
Возможность формировать регистры бухгалтерского учета с учетом требований Закона № 402-ФЗ реализована:
- в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) - начиная с релиза 3.0.16;
- в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 2.0) - начиная с релиза 2.0.42.
Для ведения регистров бухгалтерского учета используются стандартные отчеты, формируемые в программе автоматически на основании данных учета:
- Оборотно-сальдовая
ведомость;
- Шахматная
ведомость;
- Оборотно-сальдовая
ведомость по счету;
- Обороты
счета;
- Анализ
счета;
- Карточка
счета;
- Справки-расчеты;
- Анализ
субконто;
- Обороты
между субконто;
- Карточка
субконто;
- Сводные
проводки;
- Отчет по
проводкам;
- Главная
книга.
В каждом стандартном отчете программы можно дополнительно отобразить единицу измерения, должность и расшифровку подписи лица, ответственного за ведение регистров бухгалтерского учета (см. рис. 1). Для отображения указанных сведений необходимо предварительно выполнить настройку в регистре сведений Ответственные лица организаций.
Рассмотрим порядок настройки и формирования регистра бухгалтерского учета на примере программы «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0). Рекомендации могут применить и пользователи «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 2.0),
Настройка регистра сведений «Ответственные лица»
Чтобы настроить регистр сведений Ответственные лица из меню Справочники и настройки учета - Организации нужно нажать кнопку Изменить (или открыть) текущий элемент (F2) - закладка Ответственные лица.
Далее следует перейти по гиперссылке Все ответственные лица. В форме Ответственные лица нужно выбрать значение Ответственный за бухгалтерские регистры и нажать кнопку Создать:
- в поле Физическое лицо необходимо выбрать ответственное лицо из справочника Физические лица;
- в поле Должность - должность ответственного лица из справочника Должности;
- в поле Действует с - установить дату, начиная с которой подпись ответственного лица будет выводиться в бухгалтерских регистрах.
После нажатия кнопки Записать и закрыть информация об ответственном лице в регистре сведений будет сохранена.
Формирование регистра бухгалтерского учета
Для формирования регистра бухгалтерского учета можно использовать стандартный отчет, например, Оборотно-сальдовая ведомость по счету (меню Покупки и продажи - Стандартные отчеты - Оборотно-сальдовая ведомость по счету):
- в полях Период следует установить период, за который формируется отчет;
- в поле Счет - выбрать счет, например, «62.01»;
- нажать кнопку Сформировать отчет.
По умолчанию, отчет не содержит в себе всех необходимых реквизитов, поименованных в части 4 статьи 10 Закона № 402-ФЗ. Для формирования регистра необходимо выполнить следующее:
- нажать кнопку Показать настройки, чтобы показать Панель настроек для дальнейшего оформления регистра бухгалтерского учета;
- перейти на закладку Дополнительные настройки. Если закладка не видна, то нужно использовать кнопку Изменить форму (в правом верхнем углу - см. рис. 2);
- на закладке Дополнительные настройки - установить флаги: Выводить заголовок, Выводить подписи и Выводить единицу измерения;
- нажать еще раз кнопку Сформировать отчет.
Рис. 2
Теперь в отчете появятся дополнительные реквизиты (см. рис. 2):
- Единица измерения: рубль (код по ОКЕИ 383);
- должность и расшифровка подписи ответственного за ведение регистров бухгалтерского учета из регистра сведений Ответственные лица.
Теперь стандартный отчет содержит все обязательные реквизиты и его можно считать регистром бухгалтерского учета.
Кроме стандартных отчетов (например, отчеты Оборотно-сальдовая ведомость), которые могут быть сформированы как регистры бухгалтерского учета, существует возможность сформировать регистры бухгалтерского учета из Справок-расчетов (рис. 3), оформляемых в программе по регламентным операциям закрытия месяца (списание косвенных расходов, себестоимость выпущенной продукции и оказанных услуг и т.п.).
Рис. 3
Возможность формирования регистров бухгалтерского учета из Справок-расчетов реализована начиная с релиза 3.0.19 «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0).
Как уже говорилось выше, регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).
В программах «1С:Предприятие 8» с выходом очередных релизов будет реализовано хранение в информационной базе подписанных квалифицированной электронной подписью (ЭП) регистров бухгалтерского учета в электронном виде. Возможность подписать регистр бухгалтерского учета уже реализована.
От редакции. В целях методической поддержки пользователей «1С:Предприятия 8» фирма «1С» проводит семинары в 1С:Лектории, в т. ч. по вопросам нормативного регулирования бухгалтерского учета в 2013 году, практики применения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и реализации его положений в «1С:Предприятии 8». В таблице приведен перечень мероприятий, которые уже состоялись в 1С:Лектории:
Дата |
Лекция |
23.05.2013 |
Практика применения нового закона о бухгалтерском учете (№ 402-ФЗ) и поддержка новых положений закона в «1С:Бухгалтерии 8» |
21.02.2013 |
Основные изменения законодательства с 2013 года и их реализация в программах "1С" |
31.01.2013 |
Изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учета в 2013 году, поддержка изменений в «1С:Предприятии 8» |
22.11.2012 |
Составление учетной политики на 2013 год, настройка в «1С:Предприятии 8» |
18.10.2012 |
Изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учета в 2013 году |
С видеозаписями этих и других мероприятий 1С:Лектория пользователи ИТС ПРОФ могут ознакомиться на сайте its.1c.ru на странице 1С:Лектория http://its.1c.ru/lector/. График ближайших мероприятий также опубликован на сайте.