Знакомьтесь: сэр Кен Робинсон
Участникам Международного конгресса бухгалтеров в Сиднее (WCOA 2018) посчастливилось услышать доклад одного из ведущих мировых экспертов в области образования, развития творческого потенциала и создания благоприятных социальных условий для инноваций в бизнесе - сэра Кена Робинсона (Ken Robinson).
Сэр Робинсон был представлен участникам Конгресса как один из всемирно известных ораторов. Было отмечено, что видеозаписи его выступлений набрали уже примерно 300 миллионов просмотров в более чем 150 странах.
Кен Робинсон как эксперт сотрудничает с правительствами Европы, Азии и США, международными агентствами, компаниями из списка Fortune 500 и ведущими культурными организациями. Он возглавлял национальную комиссию по вопросам творчества, образования и экономики при правительстве Великобритании, руководил разработкой стратегии творческого и экономического развития в рамках мирного процесса в Северной Ирландии, был одним из четырех международных советников по соответствующим вопросам в Сингапуре, куда был приглашен правительством для разработки стратегии становления Сингапура творческим центром Юго-Восточной Азии.
В 2003 году Робинсон получил рыцарское звание от королевы Елизаветы II за заслуги в искусстве. Его книга 2009 года «The Element: How Finding Your Passion Changes Everything» стала бестселлером по версии «New York Times» и переведена на 21 язык. Российскому читателю сэр Кен Робинсон известен по увидевшим свет в России изданиям: «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии» (Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2010) и «Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка» (Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2016).
Человеческий фактор и наши таланты
Доклад сэра Робинсона назывался: «The human factor: Harnessing creativity and innovation», что можно перевести как «Человеческий фактор: использование творчества и инноваций».
Нужно сказать, что работы сэра Робинсона посвящены тому, как нам распознать в себе, своих детях, других людях имеющиеся таланты и понять, каково же наше подлинное призвание. Иными словами, они о том, как обрести счастье совпадения того, чем ты занимаешься в своей жизни, со своим истинным призванием.
Эти книги наполнены реальными историями жизни тех людей, которые, открыв в себе свои таланты и способности, добились выдающихся успехов в самых разных областях человеческой деятельности.
Чаще всего это происходило потому, что они находили в себе смелость перестать оценивать себя согласно общепринятым стандартам - тестам на уровень интеллекта, успехам в обязательных школьных предметах, усидчивости на скучных занятиях, принятым в обществе вкусам и т. д. и т. п.
Действительно, согласитесь, если в детстве будущего великого шахматиста мы будем оценивать по его успехам в плавании, а будущего нобелевского лауреата в области литературы - по количеству раз, которые он может подтянуться на турнике, наши оценки их талантов вряд ли будут правильными.
Однако, к сожалению, по мнению Робинсона, формировавшаяся веками западная система образования часто предлагает нам именно такие способы оценивания талантов. В результате многие из нас так и не находят своего подлинного места в жизни, считая себя бесталанными людьми и проводя долгие, скучные дни на совершенно не интересной им работе, никогда не только не получая от нее удовольствия, но, что закономерно, и не достигая в ней каких-либо значимых успехов.
Однако почему именно Кен Робинсон был приглашен выступить на WCOA 2018, и почему его докладу было посвящено одно из центральных заседаний конгресса? Ведь вроде бы бухгалтеры собрались в Сиднее не для того, чтобы обсудить проблемы школьного образования.
Люди и технологии
Как вы помните, практически весь WCOA 2018 был посвящен влиянию развития технологий на будущее учетной профессии. Темпы компьютеризации, роботизации процессов учетной практики, перспективы использования в ней алгоритмов искусственного интеллекта, о которых мы с вами говорили в предыдущих статьях, ставят вопрос, всегда возникающий в условиях очередной промышленной революции, - это вопрос о месте человека в той или иной профессии в условиях новой технологической реальности.
Казалось бы, вопрос очень странный, ведь профессия - это же и есть люди. Понятие профессии вне человека бессмысленно. Парадокс здесь состоит в том, что изобретаемые человеком инструменты, обеспечивающие развитие его возможностей в той или иной области деятельности, в конечном счете меняют роль самого человека в этой области его деятельности.
Страх перед новациями в области технологий понятен и психологически оправдан. Мы уже неоднократно касались этой темы в предыдущих публикациях, в том числе посвященных тематике WCOA 2018. Любая технология - это не что иное, как помощник человека. Она и изобреталась только лишь с одной этой целью. У технологии нет и не может быть никакой «своей собственной» функции и цели. Технологии - это в известном смысле продолжение нас самих, «технологическое усиление» наших собственных умений и навыков. Однако специфика той технологической революции, которая происходит на наших глазах, состоит в том, что в определенных осуществляемых человеком операциях технология из помощника превращается в единственного исполнителя этих операций.
Так, например, предыдущая технологическая революция пересадила человека-землекопа, орудовавшего лопатой и киркой, за пульт управления экскаватором. Результат революции, которая происходит на наших глазах сегодня, - это экскаватор, управляемый алгоритмом искусственного интеллекта вообще без участия того самого землекопа в кабине.
В этом ключевое отличие современной ситуации, дающее повод ряду авторов и ораторов предупреждать нас о грядущей волне гибели ряда профессий, потере миллионами людей своих рабочих мест, постиндустриальной депрессии общества и тому подобных апокалиптических вещах.
Как мы уже говорили в предыдущих статьях, слухи о смерти учетной профессии, по выражению известного бухгалтера Остапа Бендера, «сильно преувеличены». Вместе с тем разговор об изменении в ней роли человека - чрезвычайно актуален. И вот об этом и говорил с участниками WCOA 2018 Кен Робинсон.
Парадокс современности
Современность, во многом характеризуемая развитием информационных технологий, заключает в себе чрезвычайно интересный парадокс, в определенном смысле являющийся некоей «ловушкой» для развития человека. С одной стороны, нам все меньше и меньше требуется прикладывать усилия в областях, где помощником человека становятся технологии. Эта наша «незанятость» рутинными операциями, казалось бы, должна самым мощным образом высвобождать потенциал нашего интеллектуального развития, нашего творчества - тех наших «сильных» сторон, в которых с нами никак не могут тягаться изобретаемые технологии.
Но вот, вместе с тем намного лучше справляясь с рутиной, технологии как бы затягивают нас в процесс потребления многообразнейших результатов их работы настолько, что часто мы сильно задерживаемся на этом процессе, как бы забывая о том, что результаты работы машин - это не цель, а средство в развитии нашего существования.
И вот здесь наш творческий потенциал, наши способности, наоборот, могут начать не развиваться, а атрофироваться.
Как же это может произойти в столь технологически совершенном мире? А вот как.
Представим ребенка за какой-нибудь компьютерной игрой. Предлагаемый ею мир поистине удивителен и многообразен. Сотни самых неожиданных персонажей, вариантов их представления, огромное количество возможных направлений развития сценария, десятки уровней сложности. Казалось бы, разве можно сравнить этот увлекательный мир, допустим, с игрой ребенка фигурками солдатиков или кукол в докомпьютерную эпоху? Вот же где увлекательнейший путь для творчества и фантазии!
Однако это не совсем так. Играя с куклой, солдатиком, плюшевым медведем и т. п., мы сами исключительно собственной фантазией изобретаем сценарий нашей игры, определяем происходящие в ней события, наделяем выдуманных персонажей теми или иными качествами и/или способностями, представляем «визуальный ряд» воображаемых событий, изобретаем диалоги - иными словами, мы творим. Играя с другими детьми не в компьютерную многоролевую игру, а, например, во дворе, в разбойников, дочки-матери и т. п., мы творим в команде, учимся совместному творчеству.
В компьютерной же игре, даже самой сложной и самой зрелищной, мы выбираем варианты, предлагаемые нам программным алгоритмом, ждем предложений - мы не задействуем потенциал своей собственной фантазии.
Пользуясь небывалым по историческим меркам набором предлагаемых нам технологиями развлечений, мы все меньше изобретаем их, все меньше играем в них ведущую роль. Мы перестаем играть на музыкальных инструментах, мы не придумываем игр, мы все меньше остаемся наедине с собственными мыслями и т. д. Это не хорошо и не плохо. Так меняется наша жизнь, так мы ее меняем, таково текущее направление нашего развития.
Но вот парадокс - развитие технологий «требует» от нас (в качестве условия нашей успешности в меняющемся мире) развития творческих, креативных, «неалгоритмизированных» навыков и одновременно значимо препятствует их развитию.
|
Мы учимся тому, чему нас учат
По мнению Робинсона, все мы от рождения обладаем огромными природными способностями, но теряем многие из них в ходе интенсивного общения с окружающим миром. И в последнее время технологии начинают играть в этом далеко не самую последнюю роль, усиливая негативное влияние на наш творческий потенциал существующих образовательных стандартов, формировавшихся в период индустриальной революции конца XIX - начала XX в. Помните восхищение Адама Смита налаженным разделением труда на фабрике, выпускающей булавки? Идеи научной организации труда Ф. Тейлора? Их условное воплощение в подходах к образованию мы можем в настоящее время наблюдать практически повсеместно.
Определенные навыки, на которые делается «упор» в получаемом нами образовании - выполнение заданной обязательной последовательности действий, оценка того или иного явления с позиций определенной (заранее известной) логики (которая может быть только одной и никакой иной), математические действия, выбор «правильного» ответа из нескольких предложенных или поиск «правильного» решения предлагаемой задачи - это как раз те действия, которые прекрасно выполняются современными машинами, реализующими определенный алгоритм.
Развитие творческого потенциала посредством игры, занятия музыкой, живописью, танцами и т. п. изящными искусствами до сих пор считаются в массовом образовании делом второстепенным или же рассматриваются как удел немногих «особо одаренных».
Эта схема получения нами образования, по мнению Робинсона, как раз и отнимает у нас главное конкурентное преимущество перед механизмами - способность творить, мыслить за пределами стандартных схем.
Ну а если слово «творить» не ассоциируется у вас с собственной повседневностью, скажем - способность принимать нестандартные решения, которых нет в заранее известном «списке вариантов».
Эта общая тенденция нашла отражение в реализуемых и сегодня подходах к обучению бухгалтерскому учету, что, в свою очередь, сформировало и некий общественный «портрет» бухгалтера, и понимание самими нашими коллегами того, что означает «знать бухгалтерский учет».
Обучение бухгалтерскому учету часто понимается и реализуется как обучение его технике, процедуре, последовательности шагов, позволяющих в конечном итоге сформировать отчетность предприятия.
Я б в бухгалтеры пошел - пусть меня научат!
Техника бухгалтерского учета, его процедура - это последовательность учетных записей от фиксации первичного документа через агрегирование данных в учетных регистрах на основе метода двойной записи на счетах к формированию отчетности - баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и прочих форм.
Эта процедура довольно проста и с некоторыми особенностями сохраняется неизменной практически пять веков. Для того чтобы ей овладеть, не нужно заканчивать университет, достаточно пройти довольно короткие по времени курсы бухгалтеров (пару месяцев, например) - и вот вы умеете отличать дебет от кредита, знаете, почему актив равен пассиву, понимаете, как опасен НДС, можете минимизировать налог на прибыль, вам рассказали, почему «упрощенка» - это хорошо и почему счета-фактуры могут лишить вас психического здоровья.
Реализация процедуры учета не сложнее вождения велосипеда. Более того, уже довольно давно она в большей части доверена компьютерной бухгалтерской программе, которая замечательно облегчит вам существование на рабочем месте.
Станете ли вы после такого обучения бухгалтером? Нет и еще раз нет! Положительный ответ предполагал бы, что для того, чтобы стать человеком, способным написать «Преступление и наказание» или «Войну и мир», нужно просто пройти курсы русского языка.
Так же и в бухгалтерии. Процедура и результат ее реализации - отчетность - это язык учета, а вот что вы на этом языке скажете - это уже совсем иная история.
Роль бухгалтера, настоящего Бухгалтера, которого никогда не заменит ни один алгоритм, - это управление информацией и тем самым управление возможной реакцией на эту информацию ее потребителей - пользователей бухгалтерской отчетности.
Немного магии бухгалтерского учета
Рассмотрим простой пример. Допустим, нам нужно начислить амортизацию основных средств.
Этот факт должен отразиться в учете записью по дебету счета учета затрат, например, 20 «Основное производство», и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» на сумму начисленной амортизации.
Это процедура - правила отражения данного факта на счетах бухгалтерского учета. Эту запись с успехом сделает за вас компьютерная программа.
Бухгалтер должен определить сумму амортизации. Она определяется в соответствии с тем или иным способом начисления амортизации, который устанавливается в учетной политике организации.
Выбор такого способа - это область применения профессионального суждения бухгалтера. Нужно сказать, чаще всего выбирается линейный способ. Он удобнее и проще, он применялся раньше, так настроена программа и т. п. - такие основания для вынесения того самого профессионального суждения довольно распространены.
Но давайте посмотрим, на что это суждение может повлиять.
Начисленная сумма амортизации уменьшает остаточную стоимость основного средства, при этом увеличивая величину затрат на производство (себестоимости продукции, работ, услуг). Чем больше будет величина себестоимости, тем меньше будет величина прибыли отчетного периода.
Прибыль - это воплощение успехов компании. Уменьшение суммы демонстрируемой в отчетности фирмы прибыли таким образом может восприниматься как свидетельство ухудшения положения ее дел. На это будут указывать и уменьшившиеся значения соответствующих показателей рентабельности.
Уменьшение прибыли сможет служить основанием для уменьшения сумм выплачиваемых акционерам дивидендов и бонусов ее управленцам.
С одной стороны, это может позволить компании сохранить определенные суммы денег у себя в обороте. С другой стороны, такое «ухудшение» портрета компании, рисуемого ее бухгалтерской отчетностью, может изменить в худшую сторону представление инвесторов об ее успехах, что может лишить фирму части источников финансирования деятельности.
Это далеко не все. Продолжим.
Включенные в себестоимость продукции суммы начисленной амортизации основных средств формируют таким образом оценку не только той части продукции, которая будет продана в течение периода и себестоимость которой увеличит суммы расходов, отражаемые в отчете о финансовых результатах. Возрастет и оценка той ее части, которая будет отражена в балансе на конец периода по строке актива «Запасы». «Запасы» - это часть оборотных активов фирмы. Отсюда чем больше будут суммы начисленной за период амортизации основных средств, тем больше будет (при условии наличия остатков непроданной готовой продукции на конец периода) оценка представленных в активе оборотных средств. Их величина используется при расчете так называемого показателя текущей ликвидности, характеризующего способность компании оплачивать свои долги и принимать на себя новые обязательства. Значение этого показателя в том числе широко используется в методиках оценки кредитоспособности компаний при принятии решения о предоставлении ей кредита. Довольно часто к интерпретации значения этого показателя подходят довольно формально, и его рост и/или соответствие определенному значению рассматривается как положительный факт без дальнейшей детализации причин.
В нашем случае, выбрав способ начисления амортизации, увеличивающий ее суммы в текущем периоде, мы увеличим оценку запасов в составе оборотных активов фирмы, что, в свою очередь, увеличит значение коэффициента текущей ликвидности, а последнее может положительно повлиять на решение о предоставлении или/и продлении нам кредита. Также, и вне конкретных операций, рост данного показателя способен улучшить впечатление пользователей отчетности о нашей кредитоспособности.
Более того, объясняя влияние наших бухгалтерских манипуляций на динамику показателей рентабельности и ликвидности, мы можем назвать причиной такой картины положения дел политику компании, направленную в сторону снижения рисков, которая, снижая рентабельность, приводит к росту показателей платежеспособности.
Работа, которую не сделает алгоритм
Этот небольшой пример показывает, что задача бухгалтера - оценить возможное влияние применяемых способов бухгалтерского учета на мнение заинтересованных лиц о положении дел представляющей отчетность организации и их возможную (как следствие такого мнения) реакцию в виде принятия определенных экономических решений.
Однако для выполнения этой задачи бухгалтеру требуются знания в области микроэкономики и теории фирмы, юриспруденции, финансового менеджмента, психологии. Ему нужно обладать видением того, как применяемые им методы учета формируют у заинтересованных лиц восприятие тех или иных хозяйственных процессов, оценивать возможные правовые последствия принятия ими обусловленных учетной информацией решений и возможное влияние этих решений на будущую жизнь своей компании.
Этот пример показывает, что бухгалтер - это творческая работа, требующая глубокого понимания хозяйственной деятельности, и, главное - это работа, результатом которой эта хозяйственная деятельность во многом и является.
Развития навыков такого подхода к бухгалтерскому учету и требует наша современность, все более передающая рутинные аспекты самых разных направлений человеческой деятельности машинам.
Такая работа бухгалтера невозможна без хорошего, качественного, всестороннего экономического образования. Вообще нужно заметить, адекватное окружающей реальности и успешное существование в мире высоких (с позиций текущего момента) технологий по определению требует хорошего образования. Об этом прекрасно свидетельствует то, что прогресс технологий и уровня образования среднего члена нашего общества, взаимообусловливая друг друга, продолжаются уже многие века. Это именно те процессы, которые и привели нас к такой повседневности, которая бы пару сотен лет назад показалась нашим предшественникам просто раем на земле.
Наше счастье
Подводя итог всему сказанному здесь в связи с выступлением сэра Кена Робинсона, хочется пожелать вам, мои дорогие коллеги, тех радостей и удовольствий, которые таит в себе непрерывный процесс технологического прогресса, и, конечно же, счастья - счастья творчества в одной из самых интересных, многогранных и могущественных профессий за всю историю человечества - профессии бухгалтера, деле, которому суждено большое, захватывающее будущее!