Порядок учета расходов на приобретение лекарств для соцподдержки
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья предусматривает в том числе обеспечение определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, является полномочием органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ (пп. 10 п. 1 ст. 16, п. 9 ст. 83 Закона № 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10.6.3 Порядка № 209н расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости товаров, услуг населению, в том числе на обеспечение лекарственными средствами различных категорий граждан, относятся на подстатью 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ.
Согласно таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой с 01.01.2019 (см.
Согласно пункту 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н), который применяется с 2020 года, материальные ценности, приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций), относятся к группе «Материальные запасы».
Действующие инструкции по бюджетному учету и учету в бюджетных и автономных учреждениях не содержат бухгалтерских записей по движению лекарств, приобретаемых в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам.
В соответствии с частью 2 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (доведены письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075): «Отнесение материальных ценностей на тот или иной счет аналитического учета определяется пунктом 118 Инструкции № 157н».
В соответствии с пунктом 118 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (Инструкция № 157н) медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т. д. учитываются на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства».
Согласно Методическим рекомендациям по применению стандарта «Запасы» с 01.01.2019 в соответствии с Порядком № 209н счета аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» детализируются в 24-26 разрядах номера счета на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса. Например:
|
В то же время согласно этой же норме расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, подлежат отражению по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Особенности бухучета лекарственных препаратов для соцподдержки
Показательным примером отнесения материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ и отражения в учете приобретения и выдачи по целевому (функциональному) назначению материального запаса является отражение в учете приобретения молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда*.
Примечание:
* Подробнее об учете с 2019 года молока и отражении в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждение 8» читайте в статье «Выдача молока работникам за вредные условия труда».
Согласно Методическим рекомендациям по применению стандарта «Запасы» молоко или другие равноценные пищевые продукты, приобретаемые для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, включаются в группу «Прочие материальные запасы» и отражаются на счете 0 105 36 346 «Увеличение прочих материальных запасов - иное движимое имущество». Соответствующие бухгалтерские записи (пример 4 части 2 Методических рекомендаций по применению стандарта «Запасы») приведены в таблице 1 (для наглядности в таблице 1 не приведены бухгалтерские записи по перечислению поставщику и зачету аванса).
Как видно из приведенных бухгалтерских записей, расчеты с поставщиками отражаются не на счете 302 34 «Расчеты по приобретению материальных запасов», а на счете 302 14 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме». Расходы по выдаче молока отражаются не по подстатье КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов», а по подстатье КОСГУ 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».
Следуя логике Методических рекомендаций по применению стандарта «Запасы», для отражения операций по целевому (функциональному) назначению расчеты с поставщиками лекарств необходимо отражать не на счете 302 34 «Расчеты по приобретению материальных запасов», а на счете 302 63 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме». Соответственно расходы по выдаче лекарственных средств гражданам следует отражать не по подстатье КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов», а по подстатье КОСГУ 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме».
При этом лекарственные средства, закупаемые учреждением для обеспечения различных категорий граждан, следует учитывать на счете 105 06 «Прочие материальные запасы». Однако в соответствии с пунктом 118 Инструкции № 157н медикаменты следует учитывать на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства».
Учет лекарств для соцподдержки в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Соответствующие бухгалтерские записи и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице 2 (для наглядности в таблице не приведены бухгалтерские записи по перечислению поставщику и зачету аванса).
До появления официальных писем Минфина России бухгалтерские записи по отражению движения лекарств, приобретаемых в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, целесообразно закрепить в Учетной политике учреждения.
Примечание:
* Указаны разряды 15-17 номера счета.
** Согласно пункту 2 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н), пункту 2.1 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н), пункту 3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н) по счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 040120000 «Расходы текущего финансового года» (040120240, 040120250, 040120270, 040120280), 030404000 «Внутриведомственные расчеты» в 5-17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.