Рассказываем, какие изменения произойдут в утилизационном сборе, кому предоставят льготы по его уплате и кто сможет не уплачивать сбор при ввозе и приобретении автомобилей.
Что поменяется в расчете утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года
Утилизационный сбор – это специальный неналоговый платеж, вносимый в бюджет производителями, импортерами и покупателями автомобилей в счет оплаты будущих расходов на утилизацию пришедшего в негодность транспортного средства.
Обязанность организаций, ИП и граждан по уплате утилизационного сбора установлена в соответствии со ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно п.3 данной статьи, сбор должны уплачивать производители, импортеры (в том числе физлица, ввозящие автомобили для собственных нужд), а также покупатели, приобретающие автомобили у лиц, которые ранее не уплатили утилизационный сбор.
С 1 декабря 2025 года для всех перечисленных субъектов поменяют правила расчета утилизационного сбора, уплачиваемого за легковые автомобили (постановление Правительства РФ от 01.11.2025 №1713). В результате изменений величина сбора на отдельные автомобили увеличится многократно и достигнет нескольких миллионов рублей.
Повышение сбора объясняется тем, что в основу его расчета будет положен не объем двигателя, как это происходит сейчас, а мощность. Напомним, размер сбора рассчитывают как произведение базовой ставки (для легковых автомобилей она составляет 20 000 рублей) и коэффициента сбора, который сейчас зависит от возраста автомобиля и объема его двигателя. Коэффициенты сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291.
С 1 декабря формула расчета сбора не поменяется, но изменится принцип исчисления коэффициентов, на которые умножают базовую ставку сбора (20 000 рублей). Эти коэффициенты по новым правилам будут зависеть не только от объема двигателя и года выпуска автомобиля, но еще и от мощности двигателя. Чем мощнее автомобиль, тем выше будет утилизационный сбор, который нужно за него заплатить.
Необходимость нововведений ранее разъяснил Минпромторг, указав, что существующий механизм расчета утилизационного сбора уже устарел, так как не учитывает, что высокомощные транспортные средства сейчас могут выпускаться с небольшими объемами двигателя. В связи с этим изменения призваны установить повышенный сбор в отношении мощных электромобилей и автомобилей с гибридными двигателями (сочетание двигателя внутреннего сгорания с электродвигателем и аккумуляторной батареей). Таким образом, базовая ставка сбора останется без изменений, а мощность двигателя повлечет увеличение коэффициента по прогрессивной шкале.
Первоначально данные правила должны были вступить в силу уже с 1 ноября 2025 года, но затем Правительство РФ решило отсрочить их введение на месяц. В Минпромторге данное решение объяснили заботой об интересах граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили уже после публикации проекта новых правил или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке заказанных транспортных средств. Отсрочка позволит завершить процессы доставки в рамках действующих заказов по текущим правилам расчета и уплаты утилизационного сбора.
Как рассчитывается утилизационный сбор с 1 декабря 2025 года
В обновленном перечне размеров утилизационного сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291, приведены новые коэффициенты сбора в зависимости от года выпуска, целевого назначения, объема и мощности двигателя. Чтобы рассчитать конкретную величину сбора, необходимо базовую ставку сбора в размере 20 000 рублей умножить на новый коэффициент, присвоенный автомобилю. Чтобы пересчитать мощность двигателя, выраженную в киловаттах, в лошадиные силы, необходимо 1 киловатт принимать равным 1,35962 лошадиной силе.
Пример
С 1 декабря на данный автомобиль вводится новый коэффициент в размере 98,5 и сбор вырастет до 1 970 000 рублей (20 000 Х 98,5).
При мощности двигателя той же марки автомобиля в 281 лошадиную силу с 1 декабря будет применяться новый коэффициент в размере 109,2. Утилизационный сбор за авто в данной комплектации составит 2 184 000 рублей (20 000 Х 109,2).
Если возраст автомобиля более трех лет, то в отношении него будет действовать коэффициент в размере 146,8 и утилизационный сбор придется уплатить в размере 2 936 000 рублей.
Кому предоставят льготы по уплате утилизационного сбора
С 1 декабря льготные коэффициенты утилизационного сбора будут сохранены только для физлиц, которые ввозят в РФ автомобили для личного, некоммерческого использования и не для дальнейшей перепродажи. Льготные коэффициенты будут действовать для всех автомобилей, приобретаемых физлицами для личного использования, с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил. При этом конкретный размер применяемого коэффициента будет зависеть от возраста ввозимых в РФ автомобилей.
С учетом льготных коэффициентов величина утилизационного сбора для физлиц составит 3 400 рублей и 5 200 рублей в зависимости от возраста ввозимых в РФ транспортных средств (новая редакция раздела 1 Перечня видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291).
Например, если физлицо после 1 декабря 2025 года приобретет новый автомобиль мощностью до 160 лошадиных сил, то начисленный к уплате утилизационный сбор для него составит всего 3 400 рублей. Если же физлицо планирует к приобретению бывший в употреблении автомобиль старше 3 лет с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил, размер утилизационного сбора в отношении такого автомобиля будет равен 5 200 рублям.
Уплачивать утилизационный сбор в указанных размерах физлица смогут, если они зарегистрируют на себя ввезенные автомобили в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера. Кроме того, при расчете сбора гражданин должен указать, что приобретал транспортное средство для личного, некоммерческого использования.
Также повышение утилизационного сбора не коснется граждан, которые уже успели оплатить утилизационный сбор на купленное транспортное средство по действующим параметрам до вступления в силу постановления Правительства РФ от 01.11.2025 №1713.
Наряду с перечисленными категориями автовладельцев, которые вправе будут уплачивать утилизационный сбор в минимальном размере, владельцы отдельных автомобилей смогут вообще его не платить.
За какие автомобили не надо уплачивать утилизационный сбор
Перечень автомобилей, в отношении которых импортеры и приобретатели, в том числе и физлица, не обязаны платить утилизационный сбор, с 1 декабря 2025 года не изменится. Указанный перечень установлен в соответствии с п.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ и включает в себя:
- автомобили, ввозимые в РФ в качестве личного имущества участников госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
- автомобили, ввозимые в РФ беженцами или вынужденными переселенцами;
- ввозимые в РФ автомобили, которые принадлежат дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами, а также сотрудникам таких организаций и членам их семей;
- автомобили, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму;
- автомобили, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области;
- автомобили, которые ввозятся в РФ и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза.
В материале использованы фото: Hsyn20 / Shutterstock / Fotodom.
Автомобиль был оплачен еще в августе в сша приплывает в Грузию после 1 декабря что делать таким людям???
Добрый инспектор, уплатить утиль сбор до 1 декабря на ввозимый автомобиль, тем на кого он ввозился и на кого будет ставиться на учёт либо по ген доверенности но платить льготный утиль должен владелец заплотить чуть больше не 5,200 а с запасом на свой таможенный счёт кинуть 10000 т руб на пеню ,в документе указать за что платите вин код авто уплатить до 1 декабря , но чтоб деньги зашли на счет до 1
Как мощность двигателя влияет на его утилизацию?
Взъерошенный админ, «Убежать» может. Не догонят.