Содержание
Изменения затронули следующие элементы, влияющие на исчисление и уплату ЕНВД:
- Виды предпринимательской деятельности;
- Базовая доходность;
- Корректирующие коэффициенты.
Виды предпринимательской деятельности
Наружная реклама
Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, дополнен таким видом деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы. При этом физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является площадь информационного поля.
Включение в пункт 2 статьи 346.26 НК РФ указанного вида деятельности зародило у представителей бизнеса сомнения в отношении размещения собственной наружной рекламы. В частности, возникает вопрос, облагается ли ЕНВД размещение собственной наружной рекламы или налогообложению подлежат только услуги по размещению рекламы, оказываемые сторонним организациям и физическим лицам.
Мы считаем, что оправданным представляется применение ЕНВД при распространении и (или) размещении наружной рекламы только в случае оказания таких услуг другим лицам. Этому можно привести следующее обосновение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26, пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ рассматриваемый специальный налоговый режим может применяться только в отношении соответствующих видов именно предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства. В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом следует учитывать и положения подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ, в соответствии с которым расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Таким образом, распространение и (или) размещение собственной наружной рекламы, являясь расходными финансово-хозяйственными операциями, само по себе не может быть связано с получением прибыли, и, следовательно, не является предпринимательской деятельностью, а значит и не подлежит обложению ЕНВД.
Эту позицию подтвердил Минфин России в письме от 16.12.2004 № 03-06-05-05/39. В нем он разъяснил, что в отношении деятельности по самостоятельному распространению и/или размещению наружной рекламы не может применяться система налогообложения в виде ЕНВД.
Разносная и развозная торговля
С 1 января 2005 года изменился порядок исчисления ЕНВД для разносной и развозной торговли.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ, физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" теперь применяется не только к разносной торговле, которую осуществляют индивидуальные предприниматели, но и к разносной торговле, осуществляемой организациями, а также к развозной торговле, осуществляемой как индивидуальными предпринимателями, так и организациями.
Говоря о розничной торговле, отметим, что с 1 апреля 2005 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2004 № 208-ФЗ. В соответствии с данным Законом уточнено понятие "площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей)".
Новыми положениями НК РФ предусмотрено, что "площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) не включает подсобные, административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей".
Услуги платных стоянок
Сравнительно новым самостоятельным видом предпринимательской деятельности, в отношении которого может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, является оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Указанным видом деятельности дополнен пункт 2 статьи 346.26 НК РФ с 1 октября 2004 года в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2004 № 65-ФЗ. Теперь статья 346.27 содержит понятие "платные стоянки". Кроме того, названный закон в качестве физического показателя, характеризующего данный вид предпринимательской деятельности, установил площадь стоянки (в квадратных метрах), а базовую доходность установил в размере 50 рублей в месяц.
Напомним, что понятие "транспортные средства" введено в главу 26.3 НК РФ Федеральным законом от 20.07.2004 № 66-ФЗ.
Заметим, что в случае, если в 2005 году по решению субъекта РФ такой вид предпринимательской деятельности как оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, на соответствующей территории не введен, но при этом система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении бытовых услуг, то услуги стоянок все равно подпадают под ЕНВД, но лишь в части оказания таких услуг населению.
Базовая доходность
С 1 января 2005 года в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ изменена базовая доходность, установленная в пункте 3 статьи 346.29 НК РФ.
Для наглядности рассмотрим показатели в табличном виде (см. таблицу). Таким образом, с 1 января 2005 года все показатели увеличились в 1,5 раза, что влечет существенное увеличение единого налога.
Таблица
Виды предпринимательской деятельности | Базовая доходность в месяц (руб.) | |
---|---|---|
до 01.01.2005 | начиная с 01.01.2005 | |
Оказание бытовых услуг | 5 000 |
7 500 |
Оказание ветеринарных услуг | 5 000 |
7 500 |
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойкеавтотранспортных средств | 8 000 |
12 000 |
Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках | 50 |
50 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы | 1 200 |
1 800 |
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети | 6 000 |
9 000 |
Общественное питание | 700 |
1 000 |
Оказание автотранспортных услуг | 4 000 |
6 000 |
Разносная (развозная) торговля … | 3 000 |
4 500 |
Распространение и (или) размещение печатной и (или) полиграфической наружной рекламы | - | 3 000 |
Распространение и (или) размещение посредством световых иэлектронных табло наружной рекламы | - | 4 000 |
Корректирующие коэффициенты
Как известно, базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ). В связи с этим необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ корректирующий коэффициент базовой доходности К1 в 2005 году при определении величины базовой доходности не применяется.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ субъекты РФ при определении величины базовой доходности в 2005 году могут корректировать (умножать) базовую доходность, на корректирующий коэффициент К2 в пределах не от 0,01 (как это было до 01.01.2005 г.), а от 0,005, что позволит снизить единый налог на своей территории.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 09.11.2004 № 298 коэффициент-дефлятор К3, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2005 году равен 1,104.
* * *
Изменения, вносимые в главу 26.3 НК РФ Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ, не ограничиваются теми новшествами, которые мы постарались рассмотреть. В соответствии с данным законом ряд изменений вступит в силу только с 1 января 2006 года. Несмотря на их многочисленность, суть их сводится к одному - регулировать ЕНВД станут не законодатели субъектов РФ, а власти муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Они будут определять порядок введения на своей территории ЕНВД; виды деятельности, на которые распространяется "вмененка", и значение коэффициента К2.