С одной стороны, эта самая цифровизация существенно экономит время и силы. Я так давно живу, что еще помню, как занимали очередь с ночи, чтобы сдать отчетность в Пенсионный фонд. Помню платежки на бумаге и зарплату наличными. Помню бухгалтерскую и налоговую отчетность, которую нужно было сдавать непосредственно налоговому инспектору прямо в руки, отстояв очередь к этому самому налоговому инспектору.
Теперь это все кажется сказками бабушки Агафьи, отчетность давно сдается в электронном виде. Я уже даже и не помню, когда я в последний раз была в налоговой инспекции или в ПФР. И уж точно не занимала очередь с ночи.
С одной стороны, стало проще - быстрее, удобнее. А с другой, не все оно так шоколадно.
Раньше все возникающие вопросы и проблемы решались со своим налоговым инспектором или со своим менеджером в банке. Теперь же, чтобы найти главного и выяснить какой-нибудь пустяк, надо долго висеть на телефоне, по сто раз рассказывая о своей проблеме самым разным людям. С одного ответственного вас переключают на другого, куда более ответственного, а потом на самого ответственного в этом отделе. Дальше задействуются смежные отделы, и сказка про белого бычка становится мрачной реальностью.
БУХ.1С публикует записки Лены Михалевой – московского главбуха, замученного жизнью и фискальными органами.
Я работаю главным бухгалтером давно – кажется, столько вообще не живут. Веду 8 компаний на разных режимах и с разными – очень разными – руководителями.
Поскольку в прошлой жизни я занималась естественными науками, особенности поведения и мировосприятия разных людей вызывают мой живой интерес.
Среди моих директоров нет двух одинаковых.
Один сбагрил в мои крепкие мужественные руки всю бухгалтерию и расслабился – лишь бы я не мешала ему работать. Второй, наоборот, пытается вникнуть в то, что я делаю, спорит с Налоговым кодексом в лице меня, и готов оторвать мне голову за каждую копейку, уплаченную в бюджет.
При этом, общаясь с коллегами по цеху, я понимаю, что мои подопечные в сравнении с их руководством – это вообще зефир в шоколаде.
Стыдно становится за то, что я еще смею роптать. Но молчать тяжело.
Мои записки – они о наших радостях и проблемах, знакомых каждому, кто отличает дебет от кредита.
P.S. Редакция будет рада, если вы напишете нам о своей жизни и работе. Самые интересные письма будут опубликованы в рубрике Записки неадекватного главбуха, а автор получит гонорар.
Ждем ваши письма по адресу buh@1c.ru
Чтобы не быть голословной, приведу пример из своего бухгалтерского бытия. Устроилась я на работу в одну компанию. Маленькую, белую и пушистую. Все бы хорошо, но у компании ограничение по счету. На небольшую сумму, но все равно неприятно.
Запрашиваю акт сверки в налоговой – нет задолженности. Запрашиваю справку об отсутствии задолженности, получаю – нет задолженности. Пытаюсь выяснить у налоговой, что за ограничение, по какому налогу и как от него избавиться. В ответ: «Нет у вас ограничений!» - и трубка вешается.
Ладно, пишу жалобу в центральный аппарат. Получаю, как водится, оповещение о том, что центральный аппарат переправил мою жалобу в подшефную ИФНС, и она мне должна ответить. Приходит ответ: «Нет у вас ограничений по расчетному счету».
Не верь своим глазам – верь моей совести. Ну, хорошо, думаю, пойдем длинным путем. Привези мне, батюшка, цветочек аленький… Звоню в банк и спрашиваю, мол, расскажите мне что-нибудь об ограничении в 3 тысячи рублей.
- У-у-у, - отвечает банк – Оно у вас с 2018 года!
- Клево, - говорю – Вы мне расскажите, пожалуйста, на основании каких решений ИФНС у нас ограничение?
- Не можем по телефону, - говорит банк - Пишите официальный запрос через Банк-Клиент.
Написала. Моему письму присвоили входящий номер, на чем дело застопорилось на неделю. Звоню, ору – у меня тоже нервы и вообще ретроградный Меркурий. Наконец, путем длительных переключений с одного ответственного на другого, еще более ответственного, мне диктуют две суммы и номера решений. Без дат.
- А даты? - спрашиваю.
- А даты мы не видим! – бодро рапортуют мне.
Перерыла письма в Банк-Клиенте. Перерыла уведомления из ИФНС с времен очаковских и покорения Крыма – нет похожих сумм, нет похожих номеров решений.
Звоню в налоговую, Охота же им разбираться с делами давно минувших дней и такими суммами! Пишите официальный запрос, отвечают. На деревню дедушке, видимо. Банк требует загадочный «номер контейнера», которым ИФНС присылала решение об отмене решения о приостановке движений по расчетному счету.
И вот сижу я себе, простая русская баба, и думаю – видимо, в далеком 2018 году предыдущий бухгалтер тоже прошел весь этот путь и решил забить на 3000 рублей, что заблокированы по решению ИФНС. Потому что цифровизация, и концов не найдешь.
Прямо скучаешь по индивидуальному налоговому инспектору вместо невнятной девочки из отдела урегулирования задолженности, которая общается со мной по телефону, жуя, видимо, жвачку, и совершенно не желает вникать в происходящее на нашем расчетном счете. И по личному менеджеру в банке. И даже по бумажному документообороту. Что-то все-таки не так у нас с цифровизацией. Вам так не кажется?
Прям как про меня! Я сейчас такими же кругами хожу, никто не может ответить. С одной стороны хорошо, что очереди победили. Но с другой ни от кого ничего не добьешься!!
В точку! Прямо так и бывает. А в ПФР еще и трубку не берут.
Да ладно! У вас правда так все хорошо было, когда вы стояли в очередях и к своему личному инспектору приходили?
И он прям на все вопросы отвечал, слюнявля пальцы гроссбука? Причем тут цифровизация вообще? У меня как раньше никому не было дело, так и сейчас. А вы прям скучаете по "тем временам"
Дела...
подлыйПэ, Я тоже скучаю. По одному особенно длительному месту работы у меня был очень симпатичный дядечка-инспектор. Чаем с конфетами угощал, когда я приходила, по моим делам бегал в налоговой, тамошние девочки ни в чем ему не могли отказать, я его с 23 февраля поздравляла и с новым годом. Этого нет сейчас, отношения стали проще, может быть, но выхолощенными и обезличенными.
Да ладно! У вас правда так все хорошо было, когда вы стояли в очередях и к своему личному инспектору приходили?
И он прям на все вопросы отвечал, слюнявля пальцы гроссбука? Причем тут цифровизация вообще? У меня как раньше никому не было дело, так и сейчас. А вы прям скучаете по "тем временам"
Дела...
Цифровизация привела к появлению огромной когорты операторов колл-центров, которые не мало что смыслят в вопросах чуть сложнее арифметических и способны только отвечать по скриптам. Найти универсального специалиста, способного решить проблему с техническим сбоем в многочисленных программах и БД, ужасная проблема. Требуется долго-долго рыться в кишках банков, налоговой, операторов ЭДО или Госуслуг, чтобы кто-то хотя бы понял, о чем ты спрашиваешь. И если повезет, выпустят из подземного бункера и позовут к телефону того самого, Хранителя сакрального ЗНАНИЯ, который способен что то сделать САМ!!!
Мы стараемся выпросить контакты такого вот гуру и блюдем эту запись, аккуратно смахивая пыль. Но иногда гуру увольняются и мир рушится...
Спасибо за заметку, написано оч бодрым языком!) И все в точку
Скажу вам по секрету ретроградный Меркурий у всех периодически проявляется! В этом вы точно не одиноки! По поводу, что концов не найдешь - это как на кого попадешь! Бывают адекватные, вежливые работники. А вообще судя по тому как банки выдумывают каждый день новые технологии и услуги, то бухгалтера в скором времени станут не востребованными. Все за них сделают в лучшем виде сотрудники банков или техника. Только сомнения огромные в том что в лучшем виде все это будет!
Мотя Иванкина, А в банках кто работать будет? Те же люди. Думаю, все-таки в ближайшее будущее можно смотреть со сдержанным оптимизмом. На наш век хватит. :)