"Вопрос: Скажите, пожалуйста, как отразить в бухгалтерском учете приобретение организацией трудовых книжек, если стоимость книжек в дальнейшем компенсируется работником путем удержания из заработной платы?<br><br><br><br>Ответ аудитора: На наш взгляд, приобретение трудовых книжек нужно отражать с использованием счета 76 "Расчеты с разными *** и кредиторами". Ну а поскольку стоимость книжек удерживается с работников, то нужно использовать еще и счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". И раз стоимость книжки удерживается из заработной платы сотрудника, то будет задействован и счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".<br><br><br><br>Пример. Предприятие приобрело бланки трудовых книжек на сумму 1200 руб., в том числе НДС - 200 руб. Стоимость книжек удерживается из заработной платы работников.<br><br>В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие записи:<br><br>Дебет 76 Кредит 51<br><br>- 1200 руб. - оплачены бланки трудовых книжек;<br><br>Дебет 006<br><br>- 1200 руб. - трудовые книжки приняты к учету как бланки строгой отчетности;<br><br>Дебет 73 Кредит 76<br><br>- 1200 руб. - отражена задолженность работников перед предприятием;<br><br>Дебет 70 Кредит 73<br><br>- 1200 руб. - погашена работниками задолженность за трудовые книжки за счет заработной платы;<br><br>Кредит 006<br><br>- 1200 руб. - списаны трудовые книжки.<br><br><br><br>Реализации трудовых книжек, по нашему мнению, в данном случае не происходит. Данные расходы проходят у организации "транзитом". Компенсация работниками стоимости бланков трудовых книжек представляет собой только суммы возмещения расходов, понесенных организацией.<br><br>Работодатель приобретает трудовые книжки не по своей инициативе - этого требует от него законодательство (ст.65 ТК РФ). При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение (п.47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).<br><br>Поэтому считаем, что НДС на стоимость трудовых книжек при их передаче начислять не нужно. Но и входной налог, приходящийся на стоимость бланков, конечно же, зачесть нельзя (п.2 ст.171 НК РФ). Налога с продаж в данном случае также не возникает (ст.349 НК РФ). Во-первых, как мы уже сказали, реализация фактически не происходит. Во-вторых, нет наличного расчета - у вас стоимость бланков удерживается из заработной платы сотрудников.<br><br>Должны предупредить, что налоговые органы могут рассмотреть передачу трудовых книжек как реализацию, поскольку переходит право собственности (ст.39 НК РФ). Но если вы не начислите НДС и не зачтете входной налог, то никакие штрафы вам не грозят. Сумма НДС у вас в итоге будет правильная. Не будет проблем и с налогом с продаж - у вас расчета наличными все равно не происходит.<br><br>В примере использован счет 006 "Бланки строгой отчетности". Правила ведения и хранения трудовых книжек, на которые мы уже ссылались, фактически относят трудовые книжки к бланкам строгой отчетности (п.42). А они учитываются на счете 006, причем в условной оценке (это может быть и сумма фактических затрат на их приобретение). Аналитический учет по счету 006 ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.<br><br>"