Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты, которые устанавливают возможность ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде. Об этом
Одобренные законопроекты содержат поправки в Трудовой кодекс РФ, в закон об индивидуальном (персонифицированном) учете (от 01.04.1996 № 27-ФЗ) и в КоАП РФ.
В настоящее время основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка, которая ведется в бумажной форме. Работодатель ведет такие книжки на каждого работника, когда работа у этого работодателя является для работника основной.
Поправки в ТК РФ предлагают установить возможность ведения сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Новые нормы устанавливают, что сведения в электронной форме будут являться основной информацией о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, включающей сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора. Эта информация будет представляться работодателями в информационную систему Пенсионного фонда.
Новыми нормами также предусматривается, что работник сможет получать сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме: у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в ПФР и на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Законопроекты предполагают, что с 1 января 2021 года работодатель будет вести бумажные трудовые книжки только для тех работников, которые подадут об этом письменное заявление до конца 2020 года. Работникам, не подавшим письменное заявление, трудовые книжки будут выдаваться на руки (работодатель освобождается от ответственности за их хранение), сведения об их трудовой деятельности будут вестись в электронном виде. Для лиц, впервые поступающих на работу, все сведения будут вестись в электронном виде, и трудовая книжка им оформляться не будет вовсе.
Поправки в закон № 27-ФЗ вводят с 1 января 2020 года новую обязанность для работодателей. Они будут представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц. Для этого индивидуальный лицевой счет будет дополнен разделом «Сведения о трудовой деятельности», который будет содержать:
- сведения о месте работы сотрудника, выполняемой им работе и ее периодах (сведения о приеме на работу, наименование должности (работы);
- сведения о специальности, профессии с указанием (при наличии) квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации);
- сведения о переводах на другую работу, об увольнении и основаниях прекращения трудового договора;
- данные о соответствующих документах, являющихся основаниями для оформления указанных трудовых отношений.
Сведения о трудовой деятельности будут представляться работодателями начиная с 1 января 2020 года ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. С 1 января 2021 года такие сведения в случаях приема на работу или увольнения должны представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Одновременно предусматривается, что за непредставление в установленный срок либо за представление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работодатель будет нести административную ответственность за нарушение трудового законодательства..
Поправки в КоАП устанавливают, что должностные лица работодателя будут привлекаться к административной ответственности в виде предупреждения за неоднократное нарушение сроков представления необходимых сведений либо представление неполных или недостоверных сведений. При этом под неоднократным нарушением будет пониматься совершение работодателем таких действий два и более раза в течение года.