Минпромторг подготовил поправки в НК РФ, которые изменяют порядок применения НДС в отношении работ (услуг) по ремонту и обслуживанию морских и речных судов. Соответствующий законопроект
Министерство поясняет, что до 2002 года подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливал, что от НДС освобождены работы (услуги) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы).
Это позволяло проводить работы по любым видам ремонта, модернизации, реконструкции, техническому обслуживанию всех судов под флагом России отечественными компаниями без обложения предоставленных услуг НДС.
С 2002 года подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК был изложен в новой редакции. Она освобождала от НДС работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.
Такая формулировка привела к множеству споров судоремонтных заводов с налоговыми органами в части применения освобождения от НДС.
В итоге Президиум ВАС РФ своим решением от 25.09.2007 № 4566/07 определил, что нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной льготы по НДС. Судьи отметили, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах. Соответственно, с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту судов, выводимых на этот период из эксплуатации, предприятие обязано исчислять и уплачивать НДС. По мнению судей, льгота, предусмотренная НК РФ, может быть получена в только отношении технического обслуживания и незначительных работ по ремонту судов, не выводимых из эксплуатации в целях ремонта во время их стоянки в порту.
После принятия этого решения налоговыми органами в отношении верфей были произведены массовые доначисления НДС.
Как отмечает Минпромторг, в такой ситуации отечественные судоремонтные и судостроительные верфи потеряли конкурентоспособность в области коммерческого судоремонта.
В связи с этим министерство предлагает не возвращаться к редакции подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК, действовавшей до 2002 года, а перевести данные работы на ставку НДС 0%.
Законопроект предлагает отменить подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК в части судоремонта и внести дополнительный подпункт 15 в статью 164 НК в части 0% ставки НДС для всех видов ремонта судов.
Применение нулевой ставки НДС позволит предприятиям судоремонтной отрасли, в том числе военно-промышленного комплекса Российской Федерации, применять налоговые вычеты по НДС, что положительно скажется на их экономическом положении и конкурентоспособности, в том числе в условиях кризиса подотрасли.
Кроме того, будет восстановлен изначальный смысл судоремонта, подразумевающий восстановительную, но не добавленную стоимость судна.