Нередки ситуации, когда организации принимают решении о ликвидации, либо прекращают свою деятельность по причине банкротства. Участники, решившие ликвидировать свою организацию, должны предпринять ряд действий, предусмотренных Гражданским кодексом (статьи 61-64) и Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), в том числе составить ликвидационный баланс. О том как это сделать средствами «1С:Бухгалтерии 8» читайте в материале экспертов «1С».
Содержание
Этапы ликвидации компании
Первое, что должны сделать учредители – письменно сообщить в инспекцию о своем решении (Уведомление о ликвидации юридического лица по форме № P15001). На основании Уведомления налоговики внесут в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится в процессе ликвидации.
Второе – назначить ликвидационную комиссию, которая должна опубликовать в специальном печатном издании информацию о ликвидации фирмы и определить срок для предъявления требований кредиторами. После окончания этого срока, но не ранее двух месяцев с момента размещения объявления в СМИ ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. куются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (ст.63 Гражданского кодекса),
После завершения расчетов с кредиторами, и при условии, что у компании нет долгов перед бюджетом, нужно сформировать окончательный ликвидационный баланс. Этот документ является одним из обязательных документов, на основании которых налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о ликвидации организации (п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ).
Формирование ликвидационного баланса в «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0
Специальных форм промежуточного и окончательного ликвидационного балансов нет. Поэтому можно использовать стандартный бухгалтерский баланс (утв. приказом Минфина России от 02.07.10№ 66н). Это подтвердила и ФНС России в своем письме от 07.08.12 № СА-4-7/13101.
Промежуточный ликвидационный баланс – форма внутренней отчетности, и его можно составить на дату окончания срока для предъявления требований кредиторами. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения:
- о составе имущества ликвидируемой компании;
- о перечне предъявленных кредиторами требований;
- о результатах рассмотрения этих требований ликвидационной комиссией.
Имущество, оставшееся после удовлетворения предъявленных кредиторами требований, передается собственникам компании в соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 63 ГК РФ.
Формирование ликвидационного (промежуточного ликвидационного) баланса в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, производится автоматически. Для формирования нужно зайти в раздел Отчеты меню программы, и в блоке 1С-Отчетность выбрать пункт Регламентированные отчеты (рис. 1).Рис. 1.
После этого открывается форма для работы с отчетностью. На вкладке Отчеты выбираем пункт Бухгалтерская отчетность (с 2011 года) – рис. 2.
Рис. 2
В стартовой форме бухгалтерской отчетности нужно выбрать период, за который нам нужен ликвидационный баланс. Например, январь – август 2014 года. Далее нажимаем на кнопку Oткрыть (рис. 3).
Рис. 3
После этого создается и выводится на экран новая форма бухгалтерского баланса. Обратите внимание, что это пустой бланк. В верхнем меню необходимо указать Вид сдачи отчетности - промежуточная (при ликвидации\реорганизации) либо ликвидационная отчетность, а затем нажать кнопку Заполнить на верхней командной панели (рис. 4).
Рис. 4
По умолчанию формирование баланса в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 происходит в тысячах рублей. Однако, программа имеет возможность выбрать миллионы рублей или просто рубли.
Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем, подпись главного бухгалтера не нужна (статья 13 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Таким образом, отчетность может представляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде при наличии бумажного экземпляра отчетности.
Для представления в электронном виде ФНС утвердила Приказ от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме».
Форматом электронного представления не предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, отличный от года, за исключением представления промежуточной отчетности при ликвидации\реорганизации и ликвидационного баланса.
Воспользовавшись электронным представлением, можно распечатать бланк с двухмерным штрихкодом PDF 417, который формируется из файла выгрузки.
На таком бланке в поле Отчетный период (код) проставляется код 90 или 94 в зависимости от вида сформированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (рис. 5).
Рис. 5
Таким образом, на бланке ликвидационного баланса с двухмерным штрихкодом можно идентифицировать отчетность как «ликвидационную» или «промежуточную» (при ликвидации\реорганизации).
Дополнительно дату, на которую составляется ликвидационный баланс, на бланке с двухмерных штрихкодом PDF 417. проставлять нет необходимости. Дата автоматически устанавливается при выгрузке бухгалтерской отчетности. На самих же бланках баланса конкретная дата не проставляется (рис. 6).
Рис. 6
Бумажный бланк по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", не содержит полей для указания вида баланса – промежуточный или ликвидационный. Поэтому рекомендуем выполнить следующее:
- на бланке баланса вручную скорректировать наименование баланса;
- вручную проставить специальные отметки об утверждении ликвидационного баланса или приложить к ликвидационному балансу решение об его утверждении;
- необходимо вручную установить дату, на которую составляется ликвидационный баланс.
Пример на рис. 7.
Рис. 7
Кроме этого, рекомендуем составить пояснительную записку в произвольной форме. В ней отразить этапы и тонкости процесса ликвидации организации.
И в заключение несколько слов о составлении последней бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая обязанность прописана в Федеральном законе № 402–ФЗ от 06.12.2011 (пункт 4 статьи 17). Также в законе уточнено, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты (подпункт 9 пункта 3 статьи 21).
На сегодняшний день такие федеральные стандарты отсутствуют. Таким образом, возможности составить "последнюю бухгалтерскую отчетность" нет.