БУХ.1С продолжает рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы знакомимся с нашими читателями-бухгалтерами. Наш сегодняшний собеседник – Елена Шитуева, совладелец компании «Центр бухгалтерского сопровождения» из Ростова-на-Дону.
Будучи не только бухгалтером, но и бизнес-тренером, Елена в свое время сделала ставку на оптимизацию внутренних процессов компании. И, открыв для себя возможности франшизы «1С:БухОбслуживание», она поняла, что лучшей методологической опоры аутсорсинговому центру не найти.
Елена, как возникла ваша компания? Сколько лет она существует?
В 2016 году компанию основала мой партнер Юлия Лоскутова, и до 2019-го она «рулила» ей в одиночку и отрабатывала тех клиентов, которые были знакомы по прежней многолетней работе в найме. А потом Юлия задумалась, как из подработки превратить это занятие в полноценный бизнес, в том смысле, чтобы не заниматься самой всеми деталями, а организовывать процесс и масштабировать его.
Юлия обратилась ко мне и через некоторое время мы стали полноценными партнерами. За несколько месяцев изменилась не только структура совладения, изменилась компания целиком. Новые штатные специалисты, новая сетка расценок. Ну а потом, с зимы 2020-го, вообще новая жизнь с «1С:БухОбслуживанием».
А как у вас обстоят дела с формированием штата? Легко находите специалистов?
Работодатели мы, конечно, требовательные. Если раньше брали одного соискателя из десяти, то сейчас, пожалуй, одного из восьмидесяти. На текущий момент кадровый состав после тщательного подбора стабилизировали.
Работодателю сейчас очень непросто: рынок не его, а работника. Молодое поколение сегодня хочет быстро и много сразу, а в бухгалтерии нужно хотя бы пару лет нарабатывать опыт, несколько отчетных периодов пройти. В итоге уходят торговать или консультировать по 1С, получив немного опыта.
Плюс люди сегодня в стрессе. Дамы за 45 говорят: да мы лучше пойдем на пособие жить, чем за 50 000 рублей по 8 часов в день работать. Главбухи говорят: ресурс исчерпан, пойдем на психологов учиться. Кто-то пошел массаж делать, а кому-то достаточно одну фирмочку вести и не заморачиваться. То есть люди не хотят испытывать стресс еще и на работе.
А в вашей компании такой большой стресс?
Обычный – 8 часов динамичной работы. У нас 15 сотрудников сейчас, я и мой партнер. И мы все напряженно работаем. Очень большой поддержкой - и технической, и моральной, и системной - стала для нас система «1С:БухОбслуживание». Достаточно сказать, что решение, которое дали нам в виде CRM-системы 1С:УФА (1С:Управление фирмой-аутсорсером), закрывает очень много вопросов.
Задачи на каждого клиента – и существовавших, и добавляемых заново – вводятся в систему, ничего не пропадает. Сопровождение клиентов перестало быть хаотичным, приобрело черты регулярности и стабильности. Это очень помогает, когда сотрудники болеют, уходят в отпуск или увольняются. Не надо все время держать в голове, кто чем занимается, все задачи и поручения наглядно видны, и можно легко переключать их с одного специалиста на другого. Это реальный антистресс.
Все ваши сотрудники из Ростова-на-Дону? Или, как сейчас модно, из любой точки земного шара работают?
Все сотрудники находятся в Ростове и области, мы отказались от сильно удаленных, хотя какое-то время экспериментировали. Я, как управленец, хочу видеть и «щупать» сотрудников хотя бы раз в месяц. Что у нас и происходит – как минимум раз в месяц собираемся и смотрим друг на друга.
А клиентов сколько?
120 клиентов сейчас, почти все – микро- и малый бизнес. Есть отдельная группа – 3 клиента, которые относятся к среднему. Но у них есть своя бухгалтерия, которая занимается обработкой всей первички, операционной деятельностью, банковскими проводками. А на нас – зарплата и функционал главного бухгалтера. Клиенты работают в нашем же облаке, только у себя на рабочих местах. Такая уж отраслевая специфика – стройка, работают без выходных и почти круглосуточно. Мы точно не готовы организовывать круглосуточную операционную деятельность.
Много у вас конкурентов по Ростовской области? По какому принципу клиенты вас выбирают?
Всего у нас в регионе 134 компании, которые занимаются бухгалтерским аутсорсингом. Чаще заходят по «сарафанному» радио.
Из той обратной связи, которую я получаю, могу сказать, что для клиента, несмотря на широкие возможности удаленной работы, очень важно местоположение. Чтобы офис был досягаем, чтобы в глаза посмотреть можно было бухгалтеру. Ну и цена, конечно. Хотя мы никогда не демпинговали. Мы сразу говорим, что мы не из дешевых.
Насколько приросли после прихода в «1С:БухОбслуживание»?
Раза в два. 50–60 клиентов добавилось. Мы в «1С:БухОбслуживание» пришли за системой работы производства. У нас не были отстроены внутренние процессы. Это не только автоматизация, это прописанные входы-выходы по каждому процессу, описание технологий работы, какие-то оптимальные варианты предоставления услуг.
Нашли то, что искали?
Да. Техподдержку, нормальное рабочее облако баз. Сначала технический вопрос закрыли и расслабились. Мы тогда совершенно не задумывались об описании процессов, это позже возникло. Для меня было открытием, как прописаны все должностные инструкции, контрольные точки, методика подбора персонала. Шикарные тренинги, которые на внешнем рынке стоят дорого, здесь обходятся в разы дешевле. Я, кстати, это не сразу прочувствовала, только в конце 2022 года, через полтора года пользования системой. В мае 2023 года ездили на очный семинар, меня очень впечатлила работа команды «1С:БухОбслуживания» – как нас слышали, как реагировали на наши запросы.
И еще у нас с партнером была цель – получить определенную степень физической свободы, распоряжаться своим временем. Пришли к этому не сразу, но сейчас можем даже в отчетный период уезжать.
А чего не хватает в системе, на ваш взгляд?
Базы в отчетный период иногда подвисают. Еще мне не хватает планирования внутри 1С. Я веду учет времени в сервисе «Битрикс24», там есть календарь, планировщик встреч и т.д. В 1С:УФА (1С:Управление фирмой-аутсорсером) такой вещи нет. Может потому, что у большинства партнеров данной потребности нет. Это для меня управленческий навык, делегирование контроля – то, без чего мы бы точно не выжили.
Вы допускаете теоретически, что весь бухгалтерский рынок аутсорсинга перейдет в «1С:БухОбслуживание»?
Почему бы и нет? Мы довольны, возможно, и другие компании увидят пользу для себя.
Елена, здравствуйте! Поддерживаю Вас! Мы тоже перешли в БО 4 года назад и просто счастливы, как выстроилась система. Я сразу почти заметила, что перестала психовать из-за того, что забыли/не сделали/прозевали.