Мы специально не написали, что Ирина – главбух. Потому что она не главбух. Сама она определяет себя как эксперта в области организации бизнес-процессов. И история маленького бизнеса, который она создала, не совсем типична для бухгалтерского аутсорсинга.
Ирина, обычно бухгалтеры на аутсорсинге тяготеют к крупным городам – там проще обустроиться и найти клиентов. Как вам работается в городке на пятнадцать тысяч жителей?
Неплохо работается. Может быть, то обстоятельство, что Ковдор - маленький город, наоборот, помогло нам сразу занять свою нишу. Потому что конкурентов у нас было мало. Бухгалтеров-одиночек в городе, конечно, хватало и хватает. Просто мы изначально хотели копать немножко глубже, чем просто составление отчетности.
Вы говорите, что вы - не бухгалтер. А кто?
По диплому я программист, специалист по информационным системам и технологиям. В 2009 году закончила Петрозаводский государственный университет. Но информационные технологии, по крайней мере в моем случае, оказались тесно связаны с бухгалтерией и налогообложением. Еще будучи студентом, я поняла, что мне весьма интересен бухучет, но не сам по себе, а в связке из трех дисциплин – экономика, бухгалтерия плюс налоговый учет и автоматизация производственных процессов.
На том этапе я познакомилась с системой программ «1С:Предприятие», настраивала клиентам продукты 1С. Занимаясь техподдержкой, обнаружила, что вижу ошибки в учете, не будучи аттестованным бухгалтером. Видела несоответствие учета законодательству. В этом мне, конечно, немного помогала сама 1С, красненьким выделяла проблемные места. Бухгалтеры нередко пытались методику 1С поправить руками, ну а я лезла в законы и убеждала их, что 1С как раз говорит правду.
Понятно, поддержка 1С захватила вас и не отпустила. А что было после диплома?
Обучаясь в вузе, я работала в областном казначействе. Занималась внедрением информационных систем в управление бюджетом. После стала специалистом по контролю за расходованием бюджетных средств (тут уже прослеживалась более тесная связь с бухгалтерией). Ну, а поддержка 1С всегда оставалась как хобби, я совмещала. Потом на бухгалтерские курсы пошла. Но большей частью я самоучка, и мне это нисколько не помешало.
В 2010 году я перешла на работу в наше градообразующее предприятие – АО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат». Фактически занималась комплаенсом, защищала интересы компании, предотвращала экономические преступления снаружи и изнутри.
А в какой момент возникло ваше главное детище – собственный бизнес?
Еще три года спустя, в 2013-м. За плечами был какой-никакой опыт, и возникла мысль о своем бизнесе. Клиентов становилось больше, работало сарафанное радио. Я поняла, что при наличии помощников смогу наш небольшой городок обеспечить всеми необходимыми средствами и инструментами для ведения бизнеса. Конкурентов, как я и сказала, на тот момент у нас не было. Частники, которые вели бухучет малому бизнесу, основную массу вопросов от предпринимателей не закрывали. А от областного центра мы далековато, чтобы каждый раз туда ездить с вопросами автоматизации.
С Ковдорского ГОКа вы тогда ушли?
Нет, я еще 10 лет совмещала наемную работу и собственное дело. Уволилась только прошлым летом, почувствовала, что пора заниматься только своим бизнесом. Все эти годы в ГОКе дали мне очень хороший опыт. Среди моего функционала там была, например, проверка финансовой отчетности контрагентов. Я неплохо разбираюсь в законодательстве, сразу могла увидеть нарушения. Меня часто привлекали к отработке требований налоговой, вместе с юристами я делала обоснования, готовила возражения, которые имели положительный практический эффект в судах. В частном бизнесе это очень пригодилось.
На момент организации «Бухгалтерских услуг и консультаций» у меня было 6 договоров на сопровождение. Я взяла себе помощника и мы выработали комплексную линейку услуг – начиная от регистрации и заканчивая ликвидацией. Плюс это была пора интенсивного внедрения электронного документооборота, мы в процесс включились так активно, как могли. На базе 1С, конечно.
Погодите, вас было двое, и ни одна из двоих не имела «серьезного» бухгалтерского образования?
Не имели. Я и тогда, и сейчас отношу себя к практикующим бизнес-консультантам. К нам приходили клиенты от «настоящих» бухгалтеров с кучей претензионных решений от налоговых органов, непогашенными штрафами и так далее. Я, используя свой опыт в экономической безопасности, пыталась отстоять их, вплоть до суда.
А дипломированный бухгалтер у нас появился позднее, когда от клиентов на УСН и патенте мы доросли до ОСНО. Искали, кстати, человека на эту позицию долго и в ходе поисков поняли, что не в образовании дело. В нашем бизнесе бухгалтер должен быть первым делом предпринимателем. Поступило нам около десяти резюме, в основном молодежь. Хотя «с большим опытом» тоже претендентов смотрели, но они уж очень консервативны.
У вас на сайте говорится, что клиенты ваши не только из Ковдора. Где и как их ищете?
Мы позиционируем себя как онлайн-компания. В основном крутим рекламу на Авито, в Яндекс.Картах размещаемся, в 2ГИС, участвуем в мероприятиях от центра «Мой бизнес». Акцент, конечно, делаем на нашу Мурманскую область. Я знакомлюсь с людьми, потом консультирую их в чатах и так нахожу клиентов. Был период, когда меня, как лектора от Центра занятости населения, привлекали к обучению 1С и бухгалтерскому учету. Получила очень полезный опыт. Сейчас снова заявку подала на участие в качестве спикера в «Мой бизнес».
Клиенты у нас обычные, типичный провинциальный малый бизнес – торговля, услуги, но есть и более «тяжелые» - строители. Со многими, с кем начинали, до сих пор работаем, но их круг сильно расширился, в том числе и территориально. В Мончегорске (это соседний с Ковдором районный центр) у нас филиал с офисом. Есть клиенты из Мурманска – обслуживаем их удаленно, пришли к нам после одного из совместных обучений. Ну и небольшая экзотика – клиенты из Санкт-Петербурга и Курской области. Нашли нас на Авито, дистанционный формат их вполне устраивает.
Как вам сейчас работается с 1С?
Как у многих, 1С – это наше все. У нас заключен договор коммерческой концессии. И клиентам предлагаем автоматизацию на базе 1С, и в собственной работе используем. «1С:Предприятие», «1С:Бухгалтерия», «1С:Уполномоченный представитель», с помощью которого передаем отчетность. Сейчас активно развиваем направление управленческого учета на базе «1С:УНФ». Очень нравится, перейти на другое никогда не думали. Всех новых клиентов с других программ перевели на 1С.
Очень нравится, что 1С развивается, появляются новые сервисы. Взять хотя бы сервис «1С-Чеки ОФД». Не жалко оплатить тариф, трудоспособность с ним реально повышается, больше времени остается на семью. А «1С:Распознавание документов»? Это вообще идеальный механизм, который не может не нравиться.
Насчет входа в систему «1С:Бухобслуживание» не задумывались?
Сейчас рассматриваем возможность франшизы. Теперь, когда мы все больше работаем дистанционно, это становится реальным вариантом развития. И круг клиентов можно расширить, да и кадровый состав, может быть, за счет удаленных сотрудников из других регионов.
Добрый день. Очень интересно было прочитать опыт Ирины. Вы молодец! Удачи Вам.
Добрый день. Уставной капитал показывается на главном книге?
Добрый день. Уставной капитал показывается на главном книге?