– Марина, а расскажите, как раньше работалось, до наступления эпохи капитализма?
Ну, бухгалтерский стаж у меня и правда очень большой. Можно считать прямо с поступления в Плехановский институт в 1987 году. Так получилось, что профессию я не выбирала. И мама, и дедушка были главными бухгалтерами. Так что наша семья в профессии с 50-х годов прошлого века.
Я начала работать на продовольственной базе Мосгосснабпродторга. Тогда еще работали на пустографках и счетах. Пустографки линованные такие, в табличку. Как кроссворд – по вертикали перечень счетов и по горизонтали. Работа исключительно ручная, поэтому штаты бухгалтерий были внушительные. А еще и телефонов внутренних не было между отделами, не позвонишь. Надо было все обежать ножками. В банк самим приходилось ездить, возить платежки с «живыми» подписями и печатью. Все это сверялось с карточкой организации – не дай бог, подпись не сошлась, надо ехать обратно!
А из «цифрового» – разве что советские калькуляторы в полстола, которые подключались к розетке. Левой рукой на калькуляторе считаешь, правой пишешь. Этой технике непосредственно в институтах учили.
Марина Родина: «То, что сейчас в бухгалтерии делает один человек, раньше делали, наверное, человек пять»
– Вы застали слом советской экономики. Как это выглядело глазами бухгалтера?
После продовольственной базы я перешла в частную фирму по укладке подземных кабелей. Со 180 советских рублей сразу на 2000. Это был район Москвы Кунцево, который тогда только начинал развиваться, появлялись все эти «Рублевки». Вспоминается, что было много неучтенных денег. Вообще денег было много, а тратить некуда.
– Почему некуда?
На рубеже 1990-х ни ресторанов, ни магазинов хороших еще не было в Москве. Но в Плехановском в целом студенты были все устроенные. По выходным в Сочи летали, в Грузию, в Прибалтику. Путч 1991-го, например, я застала в Грузии.
– А сильно частная компания отличалась в техническом плане от государственной?
Ну, разве что калькуляторы стали импортными. В остальном ничего не поменялось. Я там проработала год, потом недолго вела бухгалтерию на аукционах у Леонида Якубовича. Он тогда не имел такой известности и вел, в том числе аукционы, а я была приглашенным бухгалтером. Очень мягкий человек, терпеливый. Рассказывал внутреннюю кухню. Это же новое было для всех, дела от предшественников не передавались. Что меня тогда поразило, так это очень низкая рентабельность таких аукционов. Реальная, не по бумагам. Помню, со мной рассчитались тогда комплектом мягкой мебели: диван и два кресла.
Потом я стала главбухом второго в России совместного предприятия. Разрабатывали и выпускали вибробезопасные отбойные молотки. Само предприятие – в Ижевске, конструкторы – в Москве, инвесторы – финны. Вскоре, правда, инфляция сорвалась с катушек, работать стало невыгодно. И получив какой-то крупный контракт, партнеры распределили прибыль от него, купили по дому на Кипре, тем все и закончилось в 1993 году. Потом я успела посотрудничать с банком «Чара», с «ХоперИнвестом» и с фирмой «Партия».
– Порядок учета к тому времени успел поменяться?
Новые законы появились. Налогового кодекса, правда, еще не было, каждый закон отдельно. НДС, помню, был 28%, налог на прибыль – 35%. А я все с чистого листа осваивала, поэтому у меня новое не накладывалось на старое, ломки не было.
– А как вы главбухом стали в 23 года почти без практического опыта? Не было такого, что ночами не спали от волнения?
Не было. У нас в Плешке были хорошие преподаватели, очень прогрессивные. Было с кем посоветоваться. Я и диплом-то писала, уже будучи главбухом. Да и конкуренции почти не было: всех учили на государство работать, а не на частный бизнес.
Потом началась более долгая история, лет на восемь. Компания, в которую я устроилась, занималась расселением, ремонтом и эксплуатацией доходных домов на Арбате, организовывала кондоминиумы, позже – ТСЖ. Бухгалтер у них была уже в возрасте и решила, что я ее подсиживаю. Поэтому ушла, забрав с собой всех коллег. И я в одночасье осталась одна. Тут-то и пришло понимание, что пора все это автоматизировать.
Но 1С в 1994 году у нас еще не было. И общедоступных образовательных курсов никаких не было. Через знакомых я узнала про аудиторскую фирму, которая давала подобные консультации. Они нам и поставили программу, которую сами же написали. Совсем простенькую. До меня было человек шесть в бухгалтерии, а я взяла себе только одного помощника. Короче, эффективность резко выросла. Но отчеты та программа не делала. В налоговой лежали отпечатанные формы отчетности, ездили туда, брали, и по Главной книге, которую формировала программа, руками их заполняли.
В налоговой в то время тоже никакой автоматизации не было. Бухгалтеры ездили туда и стояли в очередях. Так же и в статистике, и в фондах – в каждом отдельно.
– Техническую эволюцию за восемь лет работы в той компании ощутили?
Появились факсы, можно было платежки по ним отправлять. К информационным базам можно было подключаться, правда, интернет был медленный, так что приезжали консультанты и обновляли базы вручную, с дискет. Так же и бухгалтерские программы. 1С уже активно расширяла свой функционал, в компании приезжали консультанты из 1С и обновляли версии.
– Ну, про 1С мы с вами отдельно побеседуем. Вы говорили, что 25 лет посвятили рекрутменту. Как происходил переход от одной отрасли к другой?
Я работала в холдинге, который партнеры разделили, когда расходились. Один забрал риэлторский бизнес, а я осталась со вторым в кадровом агентстве. И вела там бухгалтерию с 1994 по 2019 год. Агентство всегда работало в «белую», клиенты – крупные инофирмы, государственные учреждения. Мы подбирали им целые команды топов. Да и сам этот рынок сформирован фактически специалистами нашего агентства.
Марина Родина: «Не поверите, у меня за 25 лет работы даже выездных проверок не было. Камеральные были, но мы их проходили спокойно»
Я за время работы поняла, что в отчетности не должно быть скачков. Основные показатели должны плавно переходить из года в год. Замечают налоговики и когда часто меняются руководители или адреса. А с инспекторами всегда можно найти общий язык: им тоже не нужны проблемы. Например, появление на свет моего сына пришлось на квартальную отчетность, а тогда поквартально и баланс сдавали, и декларации. И инспектор, войдя в положение, дала нам работающие советы, чтобы избежать штрафов.
Ну, а в 2018 году пенсионный возраст подняли, и я поняла, что надо еще какой-то рывок успеть сделать. Пошла в НИУ ВШЭ на полугодовой курс бухгалтерской переквалификации. Считаю, что повышение квалификации, – действительно, рабочий инструмент для бухгалтера, а вот членство в разных ассоциациях не оправдывает себя. Невостребованными остались у меня дипломы профессионального бухгалтера и налогового консультанта.
Сейчас я главбух в колл-центре с несколькими обособленными подразделениями в разных часовых поясах, чтобы быть круглосуточно доступными. 1С:КОРП поставили себе на собственный сервер: у сотрудников удаленный и ограниченный доступ в соответствии с их служебным обязанностями. Полный доступ к базе только у меня и у руководства.
– Когда в вашу жизнь вошла 1С?
Кажется, года с 2005-го. Тогда уже появились сетевые версии, ее мы и взяли.
– Человек вы опытный и, похоже, профессионально придирчивый. Расскажите нам всю правду о продукте.
Замечаний к программе в целом нет. Например, в 2020 году я переводила на 1С новую организацию. Обучила менеджеров, дала им ограниченный доступ только в раздел «Продажи». Это сильно ускорило процесс работы с клиентами. Менеджеры заводят все документы по клиентам, в реальном режиме получают информацию по оплате выставляемых счетов. Завели картотеки по клиентам, осуществляют сверки расчетов. Директор в разделе «Руководителю» видит все статусы по выставленным счетам, графики, анализы.
Так же автоматизировали и ЗУП. У нас шесть территориально обособленных подразделений, около 3000 сотрудников. Кадровикам тоже дали ограниченный доступ для оперативного ввода данных по движениям сотрудников, заполнению табелей и оснований. Используем прямой обмен данными с СФР. В планах – автоматизировать управленческий учет на основе аналитических данных из 1С, изучить другие версии программы и подобрать оптимальную, помочь тем самым развитию бизнеса.
Марина Родина: «Считаю, что ошибки в 1С в основном связаны с некорректным вводом данных пользователями, неверными настройками или неправильным выбором программы»
– Что мы можем улучшить, на ваш взгляд?
Что касается пожеланий для фирмы «1С», то я считаю несколько нелогичным, в частности, порядок ведения операций по НДС налогового агента. Мне кажется, что много дублирующих действий по ведению этих расчетов.
Многие отраслевые статистические отчеты приходится заполнять руками, а хочется автоматизации. Также дополнительные действия требуются при занесении счета-фактуры в книгу покупок, если он получен в месяце, отличном от отчетного (например, в октябре за сентябрь). Надо следить, чтобы галка стояла, в каком месяце провести. Удобнее было бы, чтобы даты сразу совпадали.
Синхронизация данных программ «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8» делается поочередно в обеих базах, хотелось бы упростить.
При наличии нескольких счетов в разных банках хочется иметь возможность выбирать одновременно несколько выписок для загрузки, а не каждую в отдельности. Еще, как мне кажется, много избыточных действий в процессе обработки перечислений по исполнительным листам сотрудников. И вот еще - нет доступной информации по движению ОС, НМА и материалов за период времени. Только оборотная ведомость, а опись на конкретную дату сделать не получается.
Вот такой список пожеланий у меня. Фирме «1С» есть куда развиваться! Но не могу не отметить, что в «1С» хорошая служба поддержки, программы многофункциональные и гибкие. Также мне очень нравятся семинары, лектории, конференции 1С.
А ведь на самом деле как все изменилось за какие то 20 лет! Помню, как мы стояли в этих очередях в налоговой. Мы с подругой, она тоже бухгалтером была, менялись в очереди, бегали домой. Благо, жили около налоговой. Сейчас конечно намного легче и жить, и работать. Компьютеры, программы, телефоны - все у всех есть.
И я помню эти очереди....Зато общались!))))))
Очереди в налоговых и фондах были настоящими клубами по интересам.
В очереди можно было узнать многое, консультации были на лево и право. Инспекторов знали в глаза, можно было позвонить, проконсультироваться.
Вообщем то все было не зря в этой жизни.
Да уж, есть что вспомнить) Зато и двигались, и общались. А уж какая радость была сдать баланс с полученными отметками всех отделов налоговой и фондов. А теперь просто получаешь положительные протоколы.