– Светлана, давно вы в Москве?
Восемь лет. А рабочий стаж у меня ровно тридцать. Родилась и выросла я в Алма-Ате, окончила Алматинский филиал Московской академии труда и социальных отношений.
– ВУЗ московский, а специфика казахстанская?
Конечно. Теория, разумеется, одна, поскольку принципы бухгалтерского учета во всем мире неизменны. Налоги, право, статистика – все местное. Но дипломы у нас российские, там даже не указано, что это филиал в Алма-Ате.
А в 1997 году Казахстан перешел на МСФО. У меня как раз на третьем курсе начался бухучет, и я пошла работать помощником бухгалтера. В те времена был единый план счетов, а-ля советский, а тут мне сразу пришлось начать с нового плана счетов, четырехзначного. Он отличается от нынешнего российского – совершенно другая методика. Позже, когда переехала в Россию, было немного сложно привыкать.
– Вернемся пока на третий курс. Работая помощником бухгалтера, вы наверняка использовали 1С?
У 1С была «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана». Собственно, почему была? Она и сейчас есть. Работать я пришла в небольшую нефтяную компанию, которая продавала оптом ГСМ. Главбух весь учет вела вручную. А компания как раз купила 1С и искала человека, который владеет компьютером. Меня взяли только по этой причине. Вначале я совершенно не понимала, что вношу в программу, пришлось изучать на ходу, что и как. Так теория с практикой синхронизировались. В итоге меня даже от дипломной работы освободили, поскольку я уже была действующим бухгалтером.
После вуза ушла в декрет. А после выхода из декрета устроилась в сеть торговых представительств российского косметического концерна «Калина». Тоже присоединилась почти на старте, была в бухгалтерии вторым человеком в штате. Здесь я впервые столкнулась с автоматизацией 1С, когда мы начали с программистами создавать индивидуальные решения. Потом меня пригласили в другое место, были условия лучше и я из «Калины» ушла.
Светлана Бугаева: «Конфликтов у меня никогда ни с кем не было, со всеми дружу, всех люблю»
– Новая компания тоже росла вместе с вами?
Нет, в ней все сложилось до меня, это был семейный бизнес. Сначала торговали запчастями для грузовиков, но потом обросли другими бизнесами – от ресторана до медицинского центра с аптекой. Я поработала в каждой из фирм холдинга, изучала медицинскую специфику, проводила инвентаризации в ресторане. Каждая из этих отраслей имеет свои особенности учета.
А уже при мне собственники решили создать свиноферму. Курьез был в том, что ни главбух, ни я не очень понимали, как вести этот учет. Животные считаются основными средствами. Они плодятся, размножаются. Амортизация не начисляется до определенного возраста, до этого момента они относятся к незавершенному производству. В общем, было очень забавно. Чтобы передать кабанчика из фермы в свой же ресторан, приходилось выкручиваться вместе с зоотехником – списывали кабана как не способного производить потомство. Хорошо, мне помогала мама, которая всю жизнь проработала экономистом в сельском хозяйстве.
– Сколько в этом холдинге проработали?
Три года. Я понимала, что до главбуха в этом семейном бизнесе не дорасту, и пошла в абсолютно новую компанию, владельцы которой планировали заниматься транспортировкой нефти. Учредители – нефтяная компания из Китая и один из крупнейших банков Казахстана. Мы тесной компанией – гендиректор, офис-менеджер и я, 25-летний главбух и финдиректор в одном лице, – разработали бизнес-план. Получили кредит, купили земельный участок на границе с Китаем, рядом с железнодорожной станцией.
Смысл был в том, что у китайцев узкоколейка, а у нас широкая колея. По территории Казахстана везли по внутреннему тарифу, и лишь короткий рукав – по экспортному. За счет разницы тарифов получали выгоду. Сначала гнали мазут, потом решили дорастить базу до мини-НПЗ. Учет был специфический, пришлось даже пройти спецкурсы при политехническом институте, чтобы разбираться в легких и тяжелых дистиллятах этой нефти. Сколько тонн было нефти, сколько из нее вышло продукта, и так далее. Это был самый колоссальный опыт в моей жизни, все, что есть в бухгалтерском учете, все участки были полностью задействованы.
– 10 лет отработали. Что же вас заставило бросить такую блестящую карьеру?
А это уже самая грустная история в моей жизни. Я ее не бросала, компания из-за политических изменений не смогла дальше работать. Друзья пригласили в сетевое рекламное агентство из очень крупной мировой сети DDB. Это же Казахстан, там все держится на связях. Они меня давно звали, но я отвечала, что буду работать только в нефтяной отрасли, зачем мне играть в ваши игрушки, это ниже моего достоинства. А когда пришла, меня безумно захватила атмосфера и теперь меня не затащишь уже ни в какую нефтянку.
– Вы в резюме пишете: «Я человек очень творческий, увлекаюсь фотографией, занимаюсь организацией праздников и мероприятий». Что же вы, будучи творческим человеком, с таким недоверием относились к рекламе?
Ну вот, недооценила. Казалось, что творчество – это для души, а зарабатывать деньги надо по-другому. А тут поняла, что совпадают и творчество, и оплата, и бюджет интересный. Тогда я уже перебралась в Москву. Желание такое было давно, а тут дети выросли, решили поступать на учебу в России. И мы всей семьей переехали. Сначала планировали на время обучения детей, а в итоге остались совсем. В прошлом году продали все в Казахстане и купили здесь дом. А я продолжаю работать в агентстве удаленно. Но это лишь один из моих работодателей.
– И как сложилось в Москве с сугубо казахстанским опытом?
Пришлось переучиваться. На всех собеседованиях мне говорили: стаж и навыки – это хорошо, но у вас нет опыта работы в России. Я поникла, хотела вернуться назад, но потом пошла на курсы. Смотрю – все то же самое. Разница в деталях – ставки, сроки. Сейчас уже четко в голове: в Казахстане так, здесь – вот так. Надо сказать, что цифровизация налоговых структур в Казахстане произошла раньше, чем в России. За последние годы Россия наверстала и мне все эти изменения так близки и понятны. Я неизменно радуюсь, потому что становится так, как я уже привыкла.
В Москве поначалу устроилась в начинающее рекламное агентство. И предложила им взять разработчиков и сделать автоматизацию на 1С. Я подумала, почему бы не сделать так, чтобы люди сами заносили проекты в базу, и они сразу отражались и в налоговом учете, и в управленческом? С разработчиком долго делали доработку, но я теперь ее всем в рекламе рекомендую. Сейчас менеджеры сами ведут учет. Я заношу, по сути, только выписки, провожу платежи, начисляю зарплату и налоги. Остальная работа лежит на них. А потом сделали такую же доработку и для казахстанского агентства. Теперь и в Казахстане менеджеры все проводят сами, а я в удаленном доступе захожу, проверяю.
– А что за история с автоматизацией маркетплейса «Максмарт»?
Это интересный виток в карьере. «Максмарт» – это маркетплейс для крупных промышленных компаний. Я там проработала год, занималась автоматизацией бухгалтерского документооборота. Пришлось вспомнить старые добрые времена, когда трудилась в торговых компаниях, и целый год, пока разработчики занимались автоматизацией, ручками с утра до ночи набивать УПД и ТТН, составлять отчеты агента и следить за пересортицей товаров. Работа по автоматизации была очень интересной, а ручной операционный труд откатывал меня на 20 лет назад, такой профессиональный дауншифтинг получился. Но, к счастью, выгореть я не успела - все было написано, протестировано и успешно запущено. А я решила, что вернусь в старую добрую рекламу, к своим любимым и привычным услугам.
С декабря прошлого года снова работаю в диджитал-агентстве. Здесь у меня в команде четыре бухгалтера, каждый на своем участке. Моя цель – максимально передать каждой свои знания, чтобы любая из них могла уйти от нас готовым главбухом. Люди должны расти. Меня саму многому научили, сейчас пришел мой черед делиться.
– Вы еще и налоговым консультантом хотите стать. Есть планы на собственный бизнес?
Пока сама не знаю. Я почему-то не люблю аутсорс, мне нравится погружаться в работу компании-работодателя. А консультант – это пока для себя. Образовательная, консультативная деятельность когда-нибудь в будущем.
Светлана Бугаева: «Работа бухгалтера максимально креативная и творческая. И самая совершенная, потому что ничего нет в жизни гармоничнее баланса!»
Я работала в 1С:Бухгалтерии, 1С:Управлении торговлей, 1С:Зарплате и управлении персоналом. Нравится, что все программы 1С гибкие, всегда можно сделать настройки для себя и учета конкретной компании. Кстати, рекламное агентство и маркетплейс мы автоматизировали именно на базе 1С:Управление торговлей. Мне в программе нравится платежный календарь, а для рекламного агентства делали в ней настройку cash&flow, чтобы расходы автоматически распределялись по каждому проекту.
Нравится 1С:Бухгалтерия, а к 1С:Зарплате и управлению персоналом есть пожелание - хотелось бы аналитику разворачивать так же, как 1С:Бухгалтерии, а не по регистрам. Очень полезными считаю сервисы 1С:Контрагент и 1С:Отчетность. А вот электронный документооборот мне не очень удобен.
Какая у людей жизнь разнообразная. А я всю жизнь зарплату считаю и никаких кабанчиков, нефти и даже маркетплейсов и не было и нет.
Очень интересная статья, интересный опыт. Преимущество 1с - в ее гибкости. Если хорошо понимаешь требования бух. и налогового учета к деятельности компании, всегда можно настроить учет в 1с. Работая бухгалтером, приходится быть еще юристом, по крайней мере, понимать юристов. Не скучно.