Продолжаем нашу рубрику «Бухгалтер в ответе». В этот раз мы пообщались с Натальей Еременко из Астрахани, которая начала работать в бухгалтерской сфере в 1999 году, а в 2013 году открыла свое дело. Сейчас Наталья возглавляет собственную группу компаний Consulting Tandem Group. Мы решили выяснить у Натальи, насколько сложно бухгалтеру начать свой бизнес и какими качествами надо обладать, чтобы стать успешным предпринимателем.
— Наталья, сколько компаний входит в Consulting Tandem Group и чем они занимаются?
— В группу компаний входит два юридических лица в Астрахани и в Москве и один индивидуальный предприниматель. Основное направление группы компаний – бухгалтерское и налоговое сопровождение для ООО и ИП. Второе направление – юридические услуги. Группа компаний относится к малому бизнесу.
— Когда вы поняли, что пора начинать свое дело?
— Я решила уйти в собственный бизнес, имея за плечами 14-летний опыт работы главным бухгалтером, из которых последние семь лет – в должности главного бухгалтера группы компаний в сфере автомобильного бизнеса (продажа, предпродажная подготовка, сервис, мойка, недвижимость).
В какой-то момент я поняла, что больше не хочу подчиняться чужим правилам, иметь ограничения по рабочему времени и пространству. Мне хотелось быть свободной в передвижениях, самостоятельно планировать свой день, неделю, месяц. Хотелось двигаться и предпринимать.
— Вы сначала уволились, а потом запускали собственный бизнес? Не могли бы рассказать подробнее про этот период перехода?
— На момент, когда я создала первую компанию, я ещё являлась штатным сотрудником на последнем месте работы. Планировала совмещать, поскольку нужно было создать клиентскую базу. Но по стечению обстоятельств я уволилась через 2,5 месяца после официальной регистрации ООО.
От идеи до создания ООО у меня ушло чуть меньше месяца.
В течение трех дней я изучала тему бухгалтерского аутсорсинга в интернете, пытаясь понять, что это такое, как построена работа между аутсорсером и клиентом, какие знания для такого старта требуются. У меня и раньше были мысли заняться чем-то своим – рассматривала магазин детской одежды, магазин косметики и парфюмерии, магазин цветов, кафе. Но все эти идеи я отметала в день их возникновения, потому что не имела ни понятия, как это начать, ни знаний в этих сферах.
Учитывая опыт в бухгалтерии, я осознавала, что ничем не рискую. И если бы у меня не получилось, то приобретенные два ноутбука не были бы для меня большой потерей – в повседневной жизни всегда нужна техника, и ноуты были бы не лишними.
После изучения темы аутсорсинга я составила бизнес-план и пришла с ним к маме. Она на тот момент тоже работала главным бухгалтером, и мне было важно ее мнение. Мама одобрила, сказав: «Вот это твое! Ты справишься».
В этот момент решение навсегда уйти в свободное плавание было принято окончательно.
— Как искали клиентов и когда появился первый?
— Первый клиент появился в середине января 2014 года. У супруги моего бывшего коллеги был свой бизнес, и им требовались услуги бухгалтера «на стороне».
Вообще в тот момент для поиска клиентов я разместила рекламу в 2ГИС и усилено продвигала свой первый сайт, сделанный своими руками, во всех возможных социальных сетях. За 6 месяцев платного продвижения через 2ГИС не пришло ни одного клиента, да и расходы на эту рекламу полностью съедали оплату от единственного имеющегося на тот момент клиента. Поэтому от рекламы я отказалась.
В течение следующих 6 месяцев у меня появилось еще два мелких и один серьезный клиент. К концу первого года жизни компании в штате, кроме меня, работал еще один специалист по бухгалтерскому сопровождению.
На втором году появился очень серьезный и достаточно крупный, даже по нынешним меркам, клиент. Он переехал из другого региона страны и четко понимал, что ему нужен именно аутсорсинг. А пришел он ко мне по рекомендации от знакомых аудиторов.
Ко всему прочему в день празднования первой годовщины компании я познакомилась со своим будущим партнером по бизнесу. Вот, пожалуй, с этого момента все и закрутилось. Конечно, не с такой скоростью, как бы мне хотелось, но клиентская база стала расти. И к концу второго года жизни компании в штате было уже три специалиста.
— Получается, у вас есть партнер по бизнесу?
— Был. Приобретение его можно считать первым прорывом в бизнесе. Он очень хорошо владел знаниями по управлению бизнесом и имел множество полезных знакомств. Вместе с ним мы открыли в Москве вторую компанию, которая очень быстро приобрела первых 15 клиентов. Благодаря этому шагу география наших услуг вышла за рамки моего родного региона, и появились клиенты из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
А вторым прорывом стал выкуп доли этого партнера спустя 4 года сотрудничества. Это дало мне силы для дальнейшего движения и роста. Дело в том, что на тот момент наличие партнера уже становилось неким якорем, поскольку всю управленческую функцию (как генеральный директор) и контрольную (как специалист в бухгалтерии/налогах) я тащила на себе. Партнерство в последнее время сохранялось только на бумаге – реальной помощи в сложных ситуациях уже не было.
— Что давалось сложнее всего в первое время?
— Моей первой проблемой оказалось отсутствие управленческих навыков. И я говорю именно об управлении бизнесом. За время работы главным бухгалтером у меня накопился достаточно большой опыт управления персоналом, а вот как управлять всей системой, я не знала.
— Это сильно помешало вам?
— Да. Неумение управлять бизнесом надолго затянуло меня в операционную деятельность. Не умея доверять сотрудникам и делегировать полномочия, я часто замыкала на себе такие участки, как НДС, прибыль, бухгалтерская отчетность. И вместо того, чтобы полноценно заниматься развитием компании и ее продвижением, я была по уши втянута в каждодневную рутину.
Еще большей проблемой было неумение вести переговоры. Отсутствие этого навыка я ощущала наиболее сильно, когда возникали просрочки по оплате услуг. Мне было легче спихнуть эту задачу на юриста или человека, занимающегося дебиторской задолженностью. Но в начале пути у меня не было таких специалистов, а клиентов, имеющих просрочки по оплатам, было достаточно. В принятии жестких решений мне мешали мое сочувствие людям и чисто женская черта – материнская любовь.
— Вам удалось преодолеть нехватку этих навыков?
— Мне пришлось много работать над этими качествами, а также восстанавливать пробелы в умении вести переговоры. Я стала посещать разные деловые «тусовки», общаться с людьми, которые уже преуспели в бизнесе. Стала читать литературу по ведению переговоров. Если учесть, что я совершенно не гуманитарий, чтение таких книг мне давалось трудно. Мне было легче понять Налоговый кодекс, все изменения в законодательстве и всякие локальные нормативы, чем вникнуть в психологию людей, научиться определять их типы, характерное поведение и т.п.
Кроме того, будучи в Москве, я отучилась на курсе Президентской программы по переподготовке управленческих кадров, что стало для меня толчком в развитии. А в 2017 году, сразу по возвращении из Москвы, вступила в Ассоциацию деловых женщин Астрахани, это также помогло в прокачке управленческих навыков.
— Когда компания вышла в прибыль?
— Первую ощутимую прибыль компания начала приносить через три года. В это время мы уже снимали офис общей площадью 130 кв. метров в удобном здании. Я смогла позволить себе нанять уборщицу и даже менеджера по продажам. Но, не удовлетворившись результатами работы последнего, больше к этой теме не возвращалась.
— Как сейчас обстоят дела и сколько у вас клиентов?
— 2020 год для всех нас стал большим сюрпризом, и, конечно, затронул клиентов. Кто-то просто закрылся, кто-то упал в оборотах, кто-то пересмотрел свои бизнес-процессы. Все это сказалось как на количестве клиентов, так и на объеме ежемесячной выручки.
На сегодняшний день у меня в группе компаний чуть больше 50 клиентов в разных городах России. И меня радует, что в последнюю неделю декабря прошлого года я заключила шесть новых договоров. А это значит, что тот бизнес, который выжил, будет развиваться дальше.
— Есть мнение, что бухгалтеры на аутсорсе не так стараются, не так качественно работают, как специалисты в штате. Что бы думаете об этом?
— Я могу отвечать только за то, как работаем мы. Вся группа компаний работает под лозунгом #бухгалтериякаклекарство. Это наш главный хештег во всех профессиональных и моих личных публикациях. Мы переживаем за клиентов, стараемся сделать бизнес каждого финансово спокойным и независимым от бухгалтерско-налоговой рутины.
Могу отметить, что и в штате бухгалтеры порой работают неопрятно и непрофессионально. Мне случалось разгребать немыслимые ошибки штатных бухгалтеров пришедших на обслуживание клиентов.
Если же говорить о некачественной работе специалистов аутсорсинговых компаний, то здесь, скорее всего, вопрос в неграмотно выстроенном контроле работы внутри компании-аутсорсера. Если собственник бухгалтерского бизнеса уделяет достаточное внимание обучению сотрудников правильной коммуникации с клиентами, повышает профессиональный уровень специалистов, поддерживает здоровую атмосферу внутри коллектива, имеет конкретные точки контроля и рычаги воздействия, то компания в целом оказывает качественные услуги, и каждый сотрудник в коллективе чувствует себя частью чего-то важного.
— Какими бухгалтерскими программами вы пользуетесь, как работаете с клиентами?
— В работе с клиентами мы пользуемся базами 1С, которые располагаются в облаках. Для меня это самый удобный и экономически выгодный способ. К тому же юридически безопасный.
Когда мы арендуем место в облаке, нам предоставляется лицензионная база, которая своевременно обновляется до последнего релиза без какого-либо нашего вмешательства. Если клиенту не требуется работа в базе, мы размещаем ее в одном из наших облаков. Если клиенту по бизнес-процессу требуется работа в базе, то он арендует облако, и мы работаем в нем параллельно – никто никому не мешает.
— Хочется вернуться к теме создания собственного дела. Возможно, кто-то из наших читателей-бухгалтеров как раз думает о своем бизнесе. Можете поделиться советами или выделить ключевые моменты: что надо, чтобы уйти из найма и стать успешным предпринимателем?
— Первое и самое главное – это иметь мышление предпринимателя. Если вы хороший исполнитель, но не готовы рисковать и брать на себя ответственность больше той, что есть уже сейчас, то в направлении своего бизнеса даже не стоит смотреть.
Второе – если начали, то не бросайте, как бы трудно ни было. Сразу сказочно не бывает никогда. Чтобы получить желаемое, нужно много работать. И в первое время не только в качестве главного бухгалтера для нескольких клиентов. Каждый день нужно работать над собой: заниматься саморазвитием, много читать, изучать то, чего никогда раньше не касались. Обязательно знакомиться с людьми и рассказывать о себе.
Третье – запомните, что ваши знания – это ваш багаж, ваша ценность. И можно начать свой бизнес даже с 5-летним опытом главного бухгалтера, а может, и вообще без него. От ваших профессиональных знаний зависит лишь ваша целевая аудитория.
Четвертое – любые расходы нужно планировать и просчитывать до того, как они случились. Для этого обязательно нужно составить бизнес-план. Уделите ему особое внимание. Потому что он – ваш вектор движения, основа вашего бизнеса, ваша схема действий.
Пятое, тоже очень важное – ценообразование. Сейчас в интернете много специалистов, которые грамотно объясняют, как определить стоимость таким образом, чтобы не работать в ноль, а тем более в убыток. Если есть возможность, поучитесь этому. Я даже не советую, а настоятельно рекомендую. Кстати сказать, это относится не только к начинающим аутсорсерам. Многие компании до сих пор берут цены с потолка. Только ради того, чтобы привлечь клиента, они демпингуют, не осознавая, что в итоге будут нести убытки. Никогда не продавайте свой труд дешевле, чем он стоит. «Спасибо» вам никто не скажет, а ценности и экспертности это вам не прибавит. Вы лишь посадите себя в яму и потеряете интерес к своему делу из-за постоянного неудовлетворения и раздраженности.
Шестое – уделяйте особое внимание персоналу, который нанимаете. Никогда не работайте с людьми, которые допускают ошибки, из-за боязни остаться одной или неумения уволить. Запомните: если сотрудник не профессионал, его присутствие в команде может нанести урон вашей репутации и репутации компании, что в итоге выльется в финансовые потери.
Седьмое – активно занимайтесь продажами – себя как эксперта и услуг вашего бизнеса. Не умеете продавать сами, наймите продажника. А сами тем временем вникайте в эту тему. И обязательно много знакомьтесь, ходите на разные бизнес-встречи, рассказывайте о себе знакомым и незнакомым людям, в общем, будьте на виду и на слуху.
Все понятно, кроме того, что не понятно.
От рекламы вы отказались, и в принципе нигде не рекламировались, но к вам пришло 3 клиента.
Откда? Не на улице же вы развешивали объявления.
А так, конечно же история достойная, удачи вам в бизнесе!
Евгения Вечер, Обычно так и бывает. Обращаются знакомые, знакомые знакомых. Вот так и появляются первые клиенты. А потом уже сарафанное радио работает.
Давно не читала Ваших публикаций (от души) -годовой отчет и т.д, и т.п.. Женщина МОЛОДЕЦ- нашла себя, но коробит слово аутсорсинг, а также лозунг без пробелов, как-то не жизненно- без ДУШИ! (чувствуются поправки редактора)