Материал подготовил А.А. Куликов, консультант по налогам и сборам (e-mail: kaafsnp@mail.ru).

Содержание

В целях исчисления транспортного налога квалификация транспортных средств должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения

Суть проблемы

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Налоговые ставки по транспортному налогу предусмотрены статьей 361 НК РФ и градируются в зависимости от категории транспортного средства. При этом главой 28 НК РФ не предусмотрен нормативный правовой акт, на основании которого должна проводиться соответствующая градация.

Судебная практика оказалась в вопросе выбора такого документа-классификатора весьма многогранна.

Практически всегда суды вставали на сторону налогоплательщика, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ, по мнению судов, в главе 28 НК РФ имеется правовая неопределенность, которая подлежит истолкованию в пользу налогоплательщика.

Одним из таких примеров стали два судебных дела, рассмотренных ВАС России.

Налогоплательщик в соответствии с ОКОФ уплачивал налог с автомобилей со спецтехникой на них и спецмашин как с самоходных транспортных средств.

Налоговый орган не согласился с таким методом квалификации транспортных средств и доначислил транспортный налог, руководствуясь критериями транспортных средств, предусмотренных Правилами дорожного движения.

Судебные решения

Суд поддержал налоговый орган, приведя следующие аргументы.

Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

В силу пункта 2 этого нормативного акта все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД, а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в органах Гостехнадзора.

Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ.

Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории С. Значит, в данном случае надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом о транспортном налоге для категории "Грузовые автомобили".

Постановления Президиума ВАС РФ
от 17.07.2007 № 2620/07 и № 2965/07

Арбитражная практика. Для квалификации транспортных средств в целях налогообложения следует руководствоваться правилами дорожного движения

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии