Ужесточение контроля за применением ККТ: штрафы в размере выручки и проверки любой жалобы
В ближайшее время налоговики ужесточат проверки за применением ККТ, в НК РФ появится новый вид налогового контроля, а закон о ККТ прекратит свое существование.

Суть поправок в НК РФ, касающихся ККТ

Минфин подготовил масштабные поправки в НК РФ, призванные ужесточить контроль за применением ККТ и усовершенствовать порядок проведения проверок в данной сфере.

Фактически все действующие нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов…» с изменениями и дополнениями переносятся в НК РФ.

Для этого кодекс дополняется новым разделом «Оперативный контроль», а закон о применении ККТ с 1 января 2021 года отменяется и перестает действовать.

Одновременно будут ужесточены санкции за нарушение порядка применения онлайн-касс, а в НК РФ появятся новые составы налоговых правонарушений.

Сам оперативный контроль за соблюдением порядка применения ККТ будет осуществляться в форме оперативных проверок и мониторинга. Цель такого контроля – проверка исполнения организациями и ИП обязанности по фиксации всех осуществляемых компаниями и ИП расчетов с применением ККТ.

Под фиксацией расчетов поправки понимают действия организаций и ИП по формированию информации о расчетах в фискальных накопителях ККТ, а также формированию расчетных чеков на официальном сайте ФНС России. Особенности фиксации расчетов позднее определит ФНС отдельным приказом. 

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Минфин ужесточает контроль за применением ККТ.

2. Нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов…» с изменениями и дополнениями переносятся в НК РФ.

3. НК РФ дополняется новым разделом «Оперативный контроль», а закон о применении ККТ с 1 января 2021 года отменяется и перестает действовать.

4. Контроль за соблюдением порядка применения ККТ будет осуществляться в форме оперативных проверок и мониторинга.

5. В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет. Периодичность и число проверок ничем не ограничиваются.

6. Поводом для оперативной проверки может стать любое сообщение от граждан или компаний о нарушении порядка применения ККТ.

7. Общий максимальный оперативной срок проверки составит 20 рабочих дней, но он может быть продлен до 40 рабочих дней.

8. При осуществлении оперативной проверки будут проверять факты фиксации расчетов, а также контролировать полноту учета выручки.

9. Осуществление расчета без его фиксации повлечет взыскание штрафа: с ИП в размере 50% от суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 10 000 рублей, с организации - полную сумму расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 рублей.

10. В отличие от оперативной проверки, мониторинг заключается в сборе, обобщении, систематизации и оценке информации о применении компанией/ИП онлайн-касс, поступающей в ФНС из разных источников. Если в ходе мониторинга налоговики выявят какие-либо нарушения, они направят проверяемому субъекту предписание об их устранении.

Оперативные проверки ККТ и мониторинг

Оперативные проверки – это разновидность налоговых проверок, целью которых является проверка правильности и полноты фиксации расчетов, совершаемых с применением ККТ.

В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет. Периодичность и число проверок ничем не ограничиваются. Очередная оперативная проверка сможет назначаться и проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период.

Поводом для такой проверки может стать любое сообщение от граждан или компаний о нарушении порядка применения ККТ. К проверкам смогут привлекаться полицейские и сотрудники других правоохранительных и контролирующих ведомств.

Общий максимальный оперативной срок проверки составит 20 рабочих дней, но он может быть продлен до 40 рабочих дней. При этом налоговики смогут приостанавливать уже проводимые проверки (например, для истребования документов) на срок до 20 дней (будущая ст. 105.49 НК РФ).

При осуществлении оперативной проверки налоговики станут проверять факты фиксации расчетов, а также контролировать полноту учета выручки. В рамках оперативной проверки налоговики смогут проводить контрольную закупку и наблюдение. Контрольная закупка заключается в создании искусственной ситуации по приобретению какой-либо продукции и осуществлению расчета.

Наблюдение же состоит в визуальной фиксации осуществляемых продавцом действий по оформлению расчета. И закупка и наблюдение осуществляются без предварительного уведомления проверяемого лица. Если налоговики выявят признаки нарушения, проверка будет продолжена.

На этом этапе налоговики смогут осматривать территорию и помещения организации/ИП, допрашивать свидетелей, проводить осмотр, истребование документов и их выемку.

По фактам выявленных нарушений будет составляться акт проверки, протокол о налоговом правонарушении, а нарушитель – привлекаться к налоговой ответственности (будущая ст. 105.54 НК РФ).

В отличие от оперативной проверки, мониторинг заключается в сборе, обобщении, систематизации и оценке информации о применении компанией/ИП онлайн-касс, поступающей в ФНС из разных источников. Если в ходе мониторинга налоговики выявят какие-либо нарушения, они направят проверяемому субъекту предписание об их устранении.

Организация и ИП, получившие предписание, обязаны незамедлительно устранить все нарушения и проинформировать об этом ФНС. В противном случае налоговики назначат уже оперативную проверку (будущая ст. 105.52 НК РФ).

Ответственность и штрафы за нефиксацию расчетов с помощью ККТ

В целях введения налоговых штрафов за неисполнение обязанности по фиксации расчетов НК РФ дополняется отдельной статьей 129.15.

shutterstock_1479295565.jpgВ соответствии с данной нормой осуществление расчета без его фиксации повлечет взыскание штрафа с ИП в размере 50% от суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 10 000 рублей. Штраф за данное нарушение для организаций составит уже полную сумму расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 рублей.

Такие же штрафы будут назначаться за фиксацию мнимого или притворного расчета. Причем под мнимым расчетом понимается несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида. Под притворным же расчетом понимается расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его.

Нарушение порядка фиксации расчета будет грозить ИП предупреждением либо взысканием штрафа в размере 3 000 рублей, а организации – штрафом в размере 10 000 рублей.

Одни из самых высоких штрафов устанавливаются за неуказание в чеке наименования товара, подлежащего обязательной маркировке. Такое нарушение повлечет взыскание штрафа с ИП в размере 50 000 рублей, а с организации – в размере 100 000 рублей.

Непередача покупателю кассового чека повлечет для ИП предупреждение либо взыскание штрафа в размере 2 000 рублей. Организации за то же нарушение будут оштрафованы на сумму 10 000 рублей. Напомним, по действующим правилам (ч. 6 ст.14.5 КоАП РФ) организациям за непередачу кассовых чеков также может назначаться предупреждение вместо штрафа.

Подготовленные же поправки в НК РФ разрешают назначать предупреждение только в исключительных случаях. В соответствии с будущими правилами налоговая санкция в виде предупреждения может быть применена к организации и ИП только по их ходатайству и только в тех случаях, когда такие лица внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во всех других случаях нарушения в сфере применения ККТ повлекут безальтернативную ответственность в виде налогового штрафа.

Кроме того, за неисполнение обязанности по фиксации расчетов налоговики смогут блокировать банковские счета нарушителей, приостанавливать их деятельность, а также ограничивать доступ к страницам интернет-магазинов и блокировать торговые автоматы (будущая ст. 105.56 НК РФ).

Комментарии
  1. chitatel

    да уж, правили-правили закон о ккт, разъясняли, дополняли, карпели над изменениями, а теперь отменяют и все переводят в налоговый кодекс, который от этого станет еще более запутанным для восприятия. к тому же еще вводят новые требования и обязанности для участников расчетов и пользователей ккт. к чему бы все это?

    • Kurufin

      chitatel, Почему же он станет запутанным? Вы, например, когда трилогии книжные читаете, собранные в один том, тоже путаетесь? И какие новые требования вводят? Опять же, штрафы все из КоАП перенесут в НК + введут оперативный мониторинг. Тот, кто работает в рамках закона (преимущественно: все равно небольшие нарушения, но встречаются у всех) вообще никаких изменений не почувствуют. К тому же обязанности и штрафы теперь будут в одном месте - в НК РФ, а ранее приходилось смотреть 54ФЗ и КоАП.

      • chitatel

        Kurufin, что значит, почему он станет запутанным?! да хотя бы потому, что в него внесут отдельный федеральный закон с кучей поправок и изменений, который имеет свой собственный предмет регулирования и с налоговым кодексом вообще никак не связан. кроме того, в нк перенесут и часть дополненных и измененных норм из коап, которые к налогам также не имеют никакого отношения. не говоря уже о новых проверках, для которых устанавливаются свои собственные особенности, которые отличают их от всех прочих налоговых проверок.

      • chitatel

        Kurufin, Тот, кто работает в рамках закона вообще никаких изменений не почувствуют.

        ага, первоначально конечно не почувствуют. почувствуют тогда, когда за выявленную ошибку или технический сбой (ну, например), который привел к тому, что расчет почему-то не отобразился в информационной системе фнс, в магазине не только начнется обыск с участием полиции, но еще у того магазина заблокируют все банковские счета, торговые автоматы и интернет-сайты со всеми сопутствующими приложениями, через которые совершаются расчеты. а так конечно - ничего не поменяется!

  2. Директор

    забота о бизнесе и облегчение нашей жизни, да

  3. chitatel

    и насчет запутанности новых норм. шквал вопросов относительно порядка применения закона о ккт, поступающих в фнс и минфин, пошел на спад вот только-только. то есть, у бизнеса появилось определенное понимание закона и это хорошо. теперь его отменяют. а существующие и понятные всем формулировки переписывают на новые, да еще и с изменениями. это не вызовет непонимания?! сильно сомневаюсь. взять хотя бы термин фиксация расчета. он уже сейчас вызывает споры. хотя это, надо полагать, синоним применения ккт. так зачем вообще менять уже устоявшееся на новое и непонятное, если с этим законом о ккт и без того остается куча вопросов?

  4. Кредиторка

    Отмените применение ККТ при безналичных расчетах.. Это маразм какой то. Безналичные  расчеты для всех лиц должны оформляться только одним платежным поручением