Судебный вердикт: можно ли списать в расходы стоимость хранения ОС до ввода в эксплуатацию
Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 14.01.2021 № А54-7377/2019 признал, что организации не вправе списывать в расходы стоимость хранения оборудования, которое требует монтажа, и еще не было введено в эксплуатацию в качестве основного средства.

Предмет спора: организация включила в состав косвенных расходов затраты по аренде складов (ответственному хранению) для хранения приобретенного и ввезенного на территорию РФ оборудования, требующего монтажа. Налоговая инспекция признала, что подобные затраты нельзя учесть в составе текущих расходов и доначислила налог на прибыль. Решение о доначислении организация оспорила в судебном порядке, потребовав признать его незаконным и отменить.

За что спорили: 424 502 рубля.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

Обосновывая в суде правомерность доначисления налога на прибыль, налоговая инспекция указывала на следующие обстоятельства. Переданное на хранение оборудование являлось основным средством организации, которое она впоследствии использовала в своей производственной деятельности. Поэтому все затраты на хранение такого оборудования должны были учитываться в его первоначальной стоимости и списываться через начисление амортизации.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал доводы налоговиков обоснованными и отказал организации в удовлетворении заявленных ею требований.

Судьи пояснили, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Однако при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде:

  • затрат по приобретению и созданию амортизируемого имущества, 
  • затрат, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объектов основных средств (п. 5 ст. 270 НК РФ).

Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

При этом одним из основных принципов учета амортизируемого имущества является списание стоимости основных средств на затраты посредством начисления амортизации в течение периода использования этого объекта для коммерческих целей.

В спорном случае оборудование хранилось в разобранном состоянии, требовало сборки (монтажа) и в момент хранения уже прошло все таможенные процедуры.

Использование данного имущества для своей производственной (коммерческой) деятельности после введения его в эксплуатацию в качестве основных средств организация не оспаривала.

В связи с этим суд пришел к выводу, что затраты на хранение такого оборудования не являются текущими, не подлежат отнесению в состав расходов и должны учитываться в составе первоначальной стоимости объекта основных средств. То есть стоимость такого хранения должна списываться посредством начисления амортизации.

Комментарии