Дополнительные расходы по приобретению имущества в "1С:Бухгалтерии 7.7"
Для ведения деятельности, предусмотренной учредительными документами, организация может приобретать различное имущество: основные средства, нематериальные активы, оборудование, материалы, товары и др. В этой статье мы расскажем о том, как организовать учет дополнительных расходов по приобретению этого имущества при помощи типовой конфигурации "Бухгалтерский учет" (редакция 4.0 - с новым планом счетов) для "1С:Предприятия 7.7". Этот и другие интересные материалы для пользователей "1С:Предприятия" размещены в очередном выпуске Информационно-технологического сопровождения (на диске ИТС).

Содержание

Правила учета расходов при приобретении имущества

Для каждого вида имущества Положениями по бухгалтерскому учету предусмотрен определенный порядок оценки принимаемого на баланс имущества. Так, в соответствии с ПБУ 6/97 “Учет основных средств” актив, принятый к бухгалтерскому учету в качестве инвентарного объекта основных средств, оценивается по первоначальной стоимости. В частности, при приобретении отдельных объектов основных средств первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, установленных действующим законодательством).

Фактическими затратами могут быть:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

В таком же порядке в соответствии с ПБУ 14/2000 “Учет нематериальных активов” признается первоначальная стоимость активов, принимаемых к учету в качестве инвентарных объектов нематериальных активов.

Материально-производственные запасы (МПЗ), приобретаемые организацией, принимаются к учету по фактической себестоимости. Ее определение (признание) зависит от способа поступления МПЗ в организацию. В частности, при приобретении за плату под фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

В частности, фактическими затратами могут быть:

- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

- затраты по заготовке и доставке до места их использования, включая расходы по страхованию;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

 

Типовая конфигурация «Бухгалтерский учет»

Для формирования первоначальной стоимости внеоборотных активов или фактической себестоимости МПЗ в редакции 4.0. типовой конфигурации “Бухгалтерский учет” предназначены два вида документа – “основной” и “дополнительный”. С помощью “основного” документа (с условным названием “Документ поступления”) отражаются суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу). Для каждого вида имущества предусмотрен отдельный “Документ поступления” (например, “Поступление ОС”, “Поступление НМА”, “Поступление материалов” и т. д.). При проведении этого документа формируется проводка по дебету счета, на котором формируется оценка актива (08.4 “Приобретение отдельных объектов ОС”, 08.6 “Приобретение нематериальных активов”, 10 “Материалы” и т.д. соответственно), в корреспонденции со счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

Для включения в первоначальную стоимость или фактическую себестоимость всех остальных затрат по приобретению предназначен “дополнительный” документ универсального характера - “Услуги сторонних организаций”.

В общем случае с помощью этого документа бухгалтер может:

- отражать в учете расходы по потребленным услугам, оказанным сторонними организациями, без “привязки” к приобретаемому имуществу;

- включать дополнительные расходы, связанные с приобретением активов, в первоначальную стоимость и фактическую себестоимость приобретенного имущества.

Для выбора функций, выполняемых конкретным документом, предназначен реквизит “Документ поступления”.

В частности, при приобретении основных средств и нематериальных активов первоначальная стоимость полностью формируется на счете 08 “Вложение во внеоборотные активы”. В этом случае дополнительные расходы следует “привязать” к активу, с которым эти расходы связаны, т. е. заполнить реквизит “Документ поступления”. При проведении документа расходы, приведенные в табличной части документа “Услуги сторонних организаций”, будут отражены по дебету того счета и по тому объекту аналитического учета, которые “выбраны” при проведении “Документа поступления”. В связи с этим при заполненном реквизите “Документ поступления” в табличной части документа “Услуги сторонних организаций” отсутствует возможность выбора счетов по учету дополнительных затрат по приобретению вручную. В аналогичном порядке (по “Документу поступления”) определяются субсчета счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, если в документе “Услуги сторонних организаций” выделена сумма НДС.

Если одним “Документом поступления” в учете отражено поступление сразу нескольких активов, то при проведении документа “Услуги сторонних организаций” расходы, указанные в табличной части этого документа, распределяются между активами пропорционально оценке, указанной в “Документе поступления”.

В тех случаях, когда отдельные виды дополнительных расходов подлежат обособленному учету или потребленные услуги не связаны с приобретением имущества (например, услуги связи, аудиторские услуги, услуги по предоставлению имущества в аренду и т.д.), реквизит “Документ поступления” заполнять не следует.

Например, ПБУ 5/98 “Учет материально- производственных запасов” предусматривает, что организации, осуществляющие перепродажу товаров, могут отнести затраты по транспортировке товаров к затратам на приобретение и отразить на счете 41 “Товары”, а могут включить в издержки обращения и отразить на счете 44 “Расходы на продажу” (по новому плану счетов, введенному с 1 января 2001 года).

В том случае, если в соответствии с учетной политикой организации затраты по транспортировке товаров подлежат обособленному учету, реквизит “Документ поступления” не заполняют, а в табличной части указывается счет (44.1 “Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность”), на котором подлежат учету эти расходы.

В аналогичном порядке (не заполняют реквизит “Документ поступления” и указывают счет дебета вручную) в учете отражаются любые услуги, не связанные с приобретением внеоборотных активов или материально-производственных запасов.

Обращаем внимание, что независимо от заполнения реквизита “Документ поступления” проводки по выделению на счет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” в редакции 4.0 типовой конфигурации формируются лишь в том случае, если документ “Услуги сторонних организаций” выполняет функции регистрации полученного счета-фактуры (переключатель в форме установлен в положение “Дата и номер счета-фактуры”).

 

Учет дополнительных расходов при приобретении имущества в "1С:Бухгалтерии 7.7"

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии