Судебный вердикт: отменяет ли переезд компании налоговую проверку по прежнему адресу
Верховный Суд РФ в определении от 27.09.2021 № 304-ЭС21-16917 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция по старому адресу учета организации провести в ее отношении налоговую проверку.

Предмет спора: организация решила изменить адрес своего расположения, переехав в другой город по новому месту налогового учета. В ЕГРЮЛ была внесена запись о планируемом изменении места нахождения налогоплательщика с г. Ишим на г. Москва. Несмотря на это, уже после внесения в госреестр указанной записи ИФНС по прежнему месту учета приняла решение о проведении в отношении организации выездной налоговой проверки. Организация обратилась в суд, потребовав признать незаконным и отменить решение о проведении налоговой проверки. Спор дошел до Верховного Суда РФ.

За что спорили: возможность проведения налоговой проверки по старому месту учета.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

Изучив доводы и аргументы сторон по делу, Верховный Суд РФ согласился с тем, что налоговики действовали в пределах своих законных полномочий, и переезд организации-налогоплательщика не препятствовал проведению налоговой проверки по прежнему месту налогового учета. 

При этом ВС РФ руководствовался следующими соображениями.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации (п. 2 ст. 89 НК РФ). В случаях изменения места нахождения организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете (п. 4 ст. 84 НК РФ).

Соответственно, налоговый орган, в котором организация состоит на учете до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения, вправе вынести решение о проведении в отношении такой организации выездной налоговой проверки.

В спорном случае на момент принятия инспекцией решения о проведении проверки запись об изменении места нахождения организации внесена не была. В ЕГРЮЛ имелась только запись о приятии компанией решения об изменении своего места нахождения.

Сведения о месте нахождения (адресе) юридического лица и о факте принятия юридическим лицом решения о его изменении квалифицируются как самостоятельные и не тождественны друг другу. При этом факт принятия организацией решения об изменении места нахождения подлежит внесению в ЕГРЮЛ, но не свидетельствует о непосредственном его изменении.

Место нахождения изменяется и приобретает соответствующее правовое значение только в результате внесения соответствующей регистрационной записи в ЕГРЮЛ. В свою очередь запись о принятии решения об изменении места нахождения является промежуточной записью, предшествующей непосредственно процедуре госрегистрации изменения места нахождения организации.

Сам по себе факт принятия организацией такого решения в отсутствие факта регистрационной записи в ЕГРЮЛ еще не влечет никаких правовых последствий. Поэтому право налогового органа на вынесение решения о проведении выездной налоговой проверки прекращается не в день принятия решения об изменения места нахождения организации, а в момент внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

В связи с этим ВС РФ не нашел оснований для отмены решения ИФНС об организации и проведении в отношении организации выездной налоговой проверки.

Комментарии