Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Роль современного бухгалтера в условиях кризиса

11.01.2009
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Обычно бухгалтерские и финансово-аналитические функции в компании выполняют разные специалисты. И порой руководитель видит в бухгалтере лишь "счетовода", главными задачами которого являются квалифицированный учет хозяйственных операций, грамотное составление и своевременное представление бухгалтерской и налоговой отчетности, оптимизация налоговой нагрузки на предприятие. Но в нынешних условиях экономической нестабильности такое "узко прикладное" видение функций бухгалтера нельзя признать достаточным. Именно сейчас руководителям самое время по-иному взглянуть на своих бухгалтеров как на реальных или потенциальных (в зависимости от квалификации и опыта работы) помощников в решении насущных задач по поддержанию финансовой стабильности предприятия. Поможет в этом статья И.А. Баймаковой, эксперта по вопросам налогообложения.

Содержание


Не секрет, что должность главного бухгалтера является одной из ключевых фигур в организации. Однако непосредственные задачи, решаемые бухгалтером, в реальных условиях деятельности той или иной организации могут быть различны. В одних организациях от бухгалтера требуется правильно составлять первичные документы, вести бухгалтерский учет, составлять и своевременно представлять отчетность.

В других случаях без согласия бухгалтера не могут быть приняты стратегически важные финансовые решения.

В любом случае руководитель каждой организации понимает, что без бухгалтера не обойтись, хотя его работа зачастую явно не видна и не приносит "реального дохода".

Задачи и полномочия главного бухгалтера определены статьей 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи закона главный бухгалтер:

  • несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;
  • обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Однако это лишь норма законодательства. На практике круг проблем, решаемых бухгалтером, гораздо шире. А степень ответственности - выше определенной законом, так как последствия ошибочных действий бухгалтера могут оказаться столь негативными и губительными для организации, что могут привести ее к банкротству. Ведь зачастую важно не только заработать деньги, но и избежать непредвиденных расходов.

Зона ответственности бухгалтера

Не секрет, что должность главного бухгалтера является одной из ключевых фигур в организации. Однако непосредственные задачи, решаемые бухгалтером, в реальных условиях деятельности той или иной организации могут быть различны. В одних организациях от бухгалтера требуется правильно составлять первичные документы, вести бухгалтерский учет, составлять и своевременно представлять отчетность.

В других случаях без согласия бухгалтера не могут быть приняты стратегически важные финансовые решения.

В любом случае руководитель каждой организации понимает, что без бухгалтера не обойтись, хотя его работа зачастую явно не видна и не приносит "реального дохода".

Задачи и полномочия главного бухгалтера определены статьей 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи закона главный бухгалтер:

  • несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;
  • обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Однако это лишь норма законодательства. На практике круг проблем, решаемых бухгалтером, гораздо шире. А степень ответственности - выше определенной законом, так как последствия ошибочных действий бухгалтера могут оказаться столь негативными и губительными для организации, что могут привести ее к банкротству. Ведь зачастую важно не только заработать деньги, но и избежать непредвиденных расходов.

Что еще может бухгалтер

Постараемся ответить на вопрос, что может зависеть от бухгалтера? Приведем лишь несколько примеров:

  • правильность учета средств и достоверность формирования отчетности организации;
  • возможность и правильность оценки финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • подготовка рекомендаций по построению системы наиболее эффективного управления финансами;
  • проведение анализа статей доходов и расходов с целью выявления наиболее "слабых позиций";
  • размер сумм налогов и штрафов, доначисляемых по результатам проведения проверок;
  • оптимизация налогообложения;
  • представление в доступной форме и кратчайшие сроки необходимой информации о состоянии дел в организации.

Возможно, что далеко не все бухгалтеры посчитают необходимым и/или возможным с учетом уровня своих знаний и профессиональных навыков проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности или разрабатывать предложения по оптимизации налогообложения. Однако в современных условиях деятельность бухгалтера не может ограничиваться только учетной работой.

Кризис - время проверки и роста профессионализма

В особенности возрастает роль бухгалтера в период кризиса, так как именно бухгалтер располагает самой достоверной и оперативной информацией о состоянии дел в организации, и зачастую только бухгалтер может спрогнозировать наиболее близкий к действительности сценарий развития ситуации. В таких условиях главному бухгалтеру могут пригодиться базовые финансово-экономические знания, полученные в высших учебных заведениях (и на время забытые), знания в сфере юриспруденции и социального обеспечения.

Основываясь на таких знаниях, бухгалтеру под силу:

  • понять и дать оценку экономической ситуации в организации и в соответствующей сфере деятельности;
  • оценить финансово-хозяйственную ситуацию в организации с использованием разнообразных методик и с учетом различных показателей;
  • подготовить разнообразные отчеты в отношении деятельности организации в условиях кризиса, наиболее четко характеризующие самые проблемные ее сферы;
  • провести анализ гражданско-правовых договоров;
  • сделать анализ оценки налоговых рисков и спрогнозировать ситуацию;
  • разработать предложения по стратегии антикризисного управления;
  • выявить наиболее и менее рентабельные объекты и заказы, а в ряде случаев - подготовить предложения руководителю по повышению их эффективности.

Кроме того, следует учитывать, что бухгалтер-профессионал, имеющий хорошую профессиональную подготовку и солидный опыт работы, зачастую способен выявлять наиболее слабые и уязвимые с финансовой точки зрения "участки" компании, на которые не всегда обратят внимание руководители и сотрудники других направлений организации. И такой специалист, несмотря на то, что его работа незаметна и не приносит "живых денег", представляет для организации огромную ценность, предотвращая негативные последствия в будущем.

В ряде случаев, когда бухгалтер еще не достиг вершин своего мастерства и не всегда способен выполнить некоторые задачи, лишь косвенно касающиеся вопросов бухгалтерского учета, руководителю компании гораздо проще, дешевле и безопаснее дать ему возможность получить дополнительные необходимые знания, чем нанимать нового бухгалтера или привлекать для выполнения таких работ специализированную организацию.

Руководителю организации необходимо понимать, что в период нестабильной экономической ситуации особую важность приобретает умение составить достоверную бухгалтерскую отчетность, на основании которой возможно проведение оценки финансово-экономического состояния организации, а также оптимизация налогообложения и оценка налоговых рисков. С учетом изложенного, руководителю организации следует обратить наиболее пристальное внимание на работу бухгалтера своей организации.

Причем не только с целью оценить качество работы бухгалтера, но и определить его потенциал для решения "смежных" экономических вопросов, в особенности при отсутствии в организации иных лиц, обладающих достаточным уровнем знаний, умений и навыков в финансово-экономической сфере (экономистов, плановиков и т. п.).


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Права работников

Соблюдаются ли в вашей организации права работников? 

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги