Содержание
Род людской имеет общие недостатки, но и каждый человек, так или иначе, страдает от своих, только ему присущих психологических изъянов. Отсюда возможности восприятия людей не только по объективным, но и по субъективным причинам ограничены, мозг человека, учил Ф. Бэкон, живет как бы в пещере.
Предупреждение философа
Мы, сами того не зная, невольно и искренне полагаем, что наши утверждения правильны, а те, кто с нами не согласен, люди плохие, неумные, а иногда и очень злые.
Такие взгляды принимаются, можно сказать, повсеместно. В них верят все, или почти все, или, по крайней мере, очень многие.
По нашим городам ходят молодые пары. Они останавливают прохожих и объясняют, что традиционные христиане не есть подлинные христиане, что атеисты - несчастнейшие люди, духовные инвалиды, что люди должны объединяться и спасать души заблудших.
Думаю, что это хорошие молодые люди, но они ослеплены догматизмом и фанатизмом. А это уже симптомы болезни, ибо они осуждают все и вся, что не укладывается в их апперцепцию.
Такие хорошие люди приносят больше горя, чем радости, ибо стоит им приобрести влияние, как они, во имя понимаемой ими правды, становятся тиранами.
В бухгалтерии сплошь и рядом милая тихая девушка, начинавшая с самых маленьких и мирных должностей, приобретя практический опыт и получив назначение на должность главного бухгалтера, вдруг преображается в некую фурию.
Почему? Потому, что она убеждена, что ее опыт, ее знания и умение работать - это единственно возможный вариант организации работы в бухгалтерии. Это тоже своеобразное сектантство, т. е. жизнь в интеллектуальной пещере.
Апперцепция
Апперцепция - это представления человека о его существовании и существовании окружающего его мира. И именно апперцепция диктует человеку, а значит и нашим коллегам-бухгалтерам, взгляд на мир и на хозяйственную деятельность.
Поговорим о бухгалтерах.
Они, прежде всего, люди. Женщины и мужчины, молодые и старые, красивые и не очень и т. д., и т. п.
У каждого из них есть очень много хороших качеств, и почти каждый или каждая признаются, что есть и отдельные недостатки. Правда, маленькие.
Эти достоинства и эти недостатки обусловлены, прежде всего, врожденными качествами.
Уже древние греки утверждали, что каждому человеку присущ свой темперамент. А всего типов темперамента четыре:
- сангвиники, энергичные, радостные, с быстро меняющимся настроением. С ними легко работать. Из них формируются энтузиасты, но иногда им не хватает глубины, и они, быстро приобретая навыки в работе, столь же быстро и забывают их. Можно говорить о том, что в отношении к работе им не хватает четкости;
- холерики, очень подходят для руководящих должностей. Работу усваивают относительно медленно, но зато знают ее досконально и надолго. В обращении с людьми держатся с достоинством и свободно. Нельзя сказать, что в работе они преисполнены энтузиазма, но, взявшись за дело, они почти всегда доводят его до логического конца. Работать с ними одно удовольствие. Правда, далеко не всегда;
- флегматики - люди слишком спокойные, работают как машины и поэтому усвоенную работу держат при себе и раскручивают ее как заданную программу. Обычно лучшие знатоки работы на компьютерах. В общении с людьми отчуждены, но обиды могут помнить долго. В целом работать с ними можно и нужно, при этом всегда надо понимать, с кем имеешь дело;
- меланхолики - полная противоположность сангвиникам. Они всегда печальны, очень часто находятся в подавленном состоянии. Работа у них часто валится из рук, и они почти всегда недовольны рабочим местом, коллегами, начальниками и, конечно, зарплатой. Работать с такими бухгалтерами весьма трудно.
Соответственно, каждый бухгалтер на свою работу и ее условия смотрит из своей "пещеры" и, естественно, все, как правило, оценивают ее по-разному.
Общество
Темперамент остается, но он шлифуется умом, воспитанием, образованием, отношением окружающих.
Ясное дело, что чем умнее человек, тем легче с ним работать, если, конечно, это хороший человек. Среди умных людей хороших больше. Но тут возникает большой вопрос: что значит умный человек? Обычно считается, что чем человек адекватнее, т. е. правильнее воспринимает, понимает действительность, тем он умнее.
Воспитание понимают как навыки, приобретенные в течение жизни. Главные источники воспитания это семья, образование и круг общения человека.
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что среди бухгалтеров нашей страны лиц с высшим образованием больше, чем среди наших коллег в других странах. При этом надо помнить, что в процессе образования важно не то, как учат, а то, как учатся, ибо лучшее образование это самообразование. И все-таки человек формируется в семье, сначала как ребенок, потом как глава семьи или ее член. И всюду он вынужден не столько командовать, сколько подчиняться этой семье. Вкус к самостоятельности, материальной независимости приводит к тому, что обыкновенное неоформленное сожительство на наших глазах превращается в норму. Во многих экономически развитых странах большинство детей рождается вне официального брака. И в этом случае уже трудно понять, где члены вашей семьи, а где друзья.
Хочется напомнить то, что связи в семье кровной и в семье друзей имеют отношение к работе в любой организации. Самое главное, что успешность коллектива достигается тогда, когда он живет по принципам "Трех мушкетеров", т. е. когда в организации есть мудрость Атоса, грубая сила Портоса, очарование Арамиса и дух предприимчивости и авантюризма д'Артаньяна. Но почти всегда кого-то не хватает: есть Атос, нет Портоса, есть Портос, нет д'Артаньяна и т. д. Люди вместе должны дополнять, а не подменять друг друга.
Только в этом случае они могут смотреть на житейские проблемы или одинаково, или, что важнее, с разных сторон. И неодинаковость взгляда позволит лучше увидеть многообразие проблем.
Вся беда бухгалтеров в том, что их мышление предопределено внушительными общими идеями.
Наше поколение мыслило антитезами: явление реакционное - явление прогрессивное. Кто за нас, тот прогрессивен, кто против, - естественно, реакционер. Вы читаете книгу, учебник, словарь, справочник и видите: Х - буржуазный экономист. И вам сразу становится ясным, что этот Х - законченный негодяй.
Пещера - это идеи каждого. Сколько бухгалтеров не представляют себе учет вне журнально-ордерной формы счетоводства, вне тех элементов метода, с которыми он работает.
Бухгалтер, затратив все силы на привыкание к своему делу, и понимает его и окружающий мир через свой собственный опыт, а поэтому ему, в сущности, не выйти за границы возможностей, отпущенных природой и опытом.
Итоги
Главный вывод был сделан задолго до Бэкона, самим Иисусом Христом, самим Богом: "В чужом глазу видят соринку, а в своем не замечают бревна". Задача каждого человека, и бухгалтера тоже: уметь, прежде всего, вынуть из своих глаз все инородные тела, от бревен до соринок.